Чему сегодня не учат в школе

4
25
Чтобы из телесных колготок получить белые, нужно было просто напросто сварить их с активированным углем – чем больше таблеток, тем белее)
Чтобы из телесных колготок получить белые, нужно было просто напросто сварить их с активированным углем – чем больше таблеток, тем белее)
Чтобы из телесных колготок получить белые, нужно было просто напросто сварить их с активированным углем – чем больше таблеток, тем белее)

ПИСЬМО ИЗ ПРОШЛОГО, из того самого… что зовется «БЛЕСК И НИЩЕТА ВОСЬМИДЕСЯТЫХ».

Моя юность была омрачена отсутствием «всего» в ранний перестроечный период. Но совсем чуть-чуть омрачена. Красота требовала всего-то некоторых познаний в химии, немного в фармацевтике, десять рублей «старыми», фантазии и умения работать руками. Умение, наверное, самое главное.

О боже, девчонки, кто помнит, подтвердите, какими мы были красивыми! Вы, нынешние молодые, нашего в то время возраста, даже представить себе не можете: серебряные тени, стоячие челки, фиолетовая помада, невероятные вещи. Все это требовало или огромных денег, или недюжинного мастерства. Спасало последнее, но сколько усилий приходилось прикладывать, чтобы выглядеть как Мишель Пфайффер в фильме «Замужем за мафией»! Ну и что, что мы были еще маловаты для Мишель. Эх, вам, теперешние девочки, и не снилось…

Мы варили колготки (замечательный, кстати, рецепт: чтобы из телесных получить белые, нужно было просто напросто сварить их с активированным углем – чем больше таблеток, тем белее). А потом светились гордостью на торжественных школьных линейках. Чтобы получить шикарные черные (в школе их, правда, категорически запрещали), те же телесные проваривались с чертежной тушью, была такая «Колибри», да она и сейчас есть, плюс соль, плюс уксус. А шикарные рубашки-варенки? Чтобы раздобыть белоснежный «исходник», выискивались входы-выходы в воинскую часть через родню, соседей, знакомых родителей. Солдатская «исподняя», желательно самого маленького размера, идеально подходила для варки в синьке. Замотаешь нитками, прокипятишь в синьке, сполоснешь в уксусе, и «волшебные разводы» готовы. Думаете, их в продаже не было? Были, и еще как, кооперативных магазинов к тому времени развелось как грязи. Только вот не принято было у нас последнее у родителей клянчить.

А цветные кеды? Заоблачная мечта любой девочки конца восьмидесятых! Но только не той, у которой руки растут откуда надо. Берешь обычные школьные кеды (синие или коричневые) и немного цветного ситца, иголку с нитками и наперсток. На «обшить кеды по кромке подошвы и запошить по верху» уходило вечера два. Зато потом можно было смело соврать, что это бабушка из Ленинграда прислала…

С украшениями отдельный разговор. Лепшая (лучшая) моя подруга Светка имела нешуточный гешефт с одноклассниц: ее мама трудилась в аптеке и приносила домой ворохами хэбэшные сеточки от ваты. Сеточки эти вымачивались в разведенной гуаши, сушились, обкапывались клеем «Момент», обсыпались блестками (мелко рубленным «дождиком») – резинки для волос были великолепными.

Ха, а как легко можно было сделать французские духи! В дешевые «Ландыш» или «Сирень» добавляли растолченную таблетку нафталина – и готово, запах приличный. Вполне приличный. Далее, покупаешь в магазине самый позорный лак, добавляешь пасту от шариковой ручки: хочешь – фиолетовый, хочешь – розовый, а хочешь – изумрудно-зеленый. Учителя ругали-и-и-и!

И без всяких отбеливающих паст голливудские улыбки были у каждой второй девочки. Не ленивой. Спаситель тот же, что и с колготками, – активированный уголь. Таблетку в порошок – и на зубы. Минут десять чистишь, а потом сверкаешь зубами! За один раз, а не за полтора месяца регулярного применения)))

Помню, в это же время появился журнал «Бурда», а там все модели в кудрях типа «вертикальная химия». Мы брали обычные резиновые бигуди, по две штуки и наматывали волосы восьмеркой, предварительно намочив их яичным белком для крепости – получался мокрый эффект. Некоторые девчонки желатином укладывали и пивом, но я не пробовала, врать не буду. А еще неплохо прическа на отваре льняного семени держалась. И волосы, какие же у нас были хорошие волосы…

Моя лучшая подруга Света в рубашке-варенке
Моя лучшая подруга Света в рубашке-варенке

2014 год. Девочка лет тринадцати говорит подружке: «У меня сегодня физичка спросила, какой я краской волосы крашу. Я ей даже отвечать не стала: какая ей разница, у нее все равно денег не хватит…» – из подслушанного… Жаль девочку…
Думаете, нам тяжело было? Совсем нет. Было весело, креативно, многие вещи действительно были в единственном эксклюзивном экземпляре. И зависела наша внешность не от толщины родительского кошелька. И дружили мы безо всяких соцсетей, и общались чаще. Одна из причин: обсудить очередной рецепт никакого «вацапа» бы не хватило, даже если бы он был. Скудный он…

Это не ностальгия по ушедшему времени. Это ностальгия по «деланию-чего-душа-пожелает-руками-самостоятельно». Мы умели и умеем. Нас этому учили в школе на уроках труда, учили дома родители, учила жизнь.

А наши дети не умеют. Наши теперешние дети живут на всем готовом…

Ту самую «лепшую» Светку на рубеже девяностых родители увезли на «историческую родину». Подруга прихватила с собой ворох крашеных рубашек и две пары кед (одна из них моя – в розовый цветочек, подаренная на долгую память), прозрачный лак с насыпанной внутрь серебрянкой и множество навыков. Думала, никогда не пригодятся.

Сегодня Светлана – успешная хозяйка популярного бутика эксклюзивных товаров в одном из городов Греции. Несмотря на то, что заводских товаров за границей и тогда уже было в избытке, люди с удовольствием покупали и покупают то, что сделано вручную.

Думаю, что не стоит использовать все наши рецепты восьмидесятых. Действительно, сегодня много чего дешевле купить, чем сделать-сшить-смастерить-нахимичить. Я не призываю, упаси Господи, в срочном прядке начинать учить своих дочерей варить помаду и красить волосы копиркой, я призываю начать учить детей делать что-то полезное руками.

Возврат к handmade сегодня актуален как никогда. Сделано с любовью, сделано своими руками, «made in сам(а)» – называйте, как хотите. Главное – заниматься с ребенком. Неважно как, самостоятельно или посредством студий или кружков. Умнее будет…

Елена БОЯРШИНОВА

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Галина Кушерова, преподаватель творческой студии: «К нам приходят дети, у которых огромная проблема с мелкой моторикой. Пальчики не работают, не умеют. Да что дети, подростки ничего не могут делать руками по той же причине! И все потому, что с детства не приучены. Они не умеют шить, потому что никогда ничего не зашивали. Они не умеют работать с мелкими предметами, потому что просто не умеют. Для них собрать несколько бусинок – большая проблема. Ловко владеют клавиатурой? Это ничего не значит… От неумения работать руками множество проблем. Поколение тинейджеров поражает косноязычием, медленными мыслями. Понятно, ведь именно мелкая моторика тянет за собой весь интеллект! Наш ум – на кончиках наших пальцев. Это еще Сухомлинский сказал…»

Обзор зарубежных публикаций

Отправить ответ

4 Комментариев к "Чему сегодня не учат в школе"

Уведомлять меня
avatar
2000
Отображать сначала:   новые | старые | популярные
Валентина Шаповалова
Гость

RT @otyrar: Чему сегодня не учат в школе — http://t.co/oodU0PFmNe http://t.co/SSkNbXwBTi

Я
Гость

Здравствуйте! А где у нас в Шымкенте есть такие студии? С удовольствием отдала бы дочку в такой кружок.

Я
Гость

Кстати, было бы совсем неплохо научить дочь варить помаду. Из воска и натуральных жиров и масел, а не из парафина с прочими продуктами нефтепереработки.

Я
Гость

Елена БОЯРШИНОВА, пожалуйста подскажите где находится эта студия? Очень заинтересовало.

wpDiscuz