Как за один час узнать много новостей?! Интервью акима Шымкента

355
Журналисты больше часа расспрашивали Дархан Сатыбалды о планах на ближайшие 12 месяцев
Журналисты больше часа расспрашивали Дархан Сатыбалды о планах на ближайшие 12 месяцев
Журналисты больше часа расспрашивали Дархан Сатыбалды о планах на ближайшие 12 месяцев

Узнавать последние новости можно из разных источников – из Интернета, живого общения на вокзале-базаре-транспорте, в гостях. Мы испробовали один из самых верных способов – попали на интервью к акиму города Шымкента. Журналисты больше часа расспрашивали Дархана Сатыбалды о планах на ближайшие 12 месяцев – по озеленению, ремонту и строительству дорог, критериях оценки работы акима, будущем кинотеатра «Казахстан», школьном питании, транспортной схеме города и многом другом.

КАЖДАЯ ПЯТАЯ ДОРОГА В ШЫМКЕНТЕ – ГРУНТОВАЯ

Когда будут приводиться в порядок дороги города? Ведь нормального ремонта они не видели уже несколько лет. На это аким ответил следующее: в 2014 году проведен средний ремонт 120 улиц Шымкента на сумму свыше миллиарда тенге. Согласно Генеральному плану и плану развития транспортной инфраструктуры Шымкента ведется реконструкция улиц Аль-Фараби (от Темирлановского шоссе до автодороги А-2 «Алматы – Ташкент – Термез», улицы Мадели кожа (от улицы Казиева до улицы Байтурсынова), Малой объездной дороги (от городской свалки до проспекта Байдибек би), улицы Дамбовой (от Таштракта до улицы Суворова) и путепровода по улице Капал батыра (через железную дорогу).

После недавнего присоединения к городу 40 населенных пунктов картина по дорогам выглядит так: 40 процентов автодорог Шымкента имеют асфальтовое покрытие, 43 % – гравийное и 17 % – грунтовое.

На 2015 год запланировано проведение среднего ремонта на 124 улицах, по ним уже имеется проектно-сметная документация. На сегодняшний день из городского бюджета выделено 554,722 млн. тенге на ремонт 37 улиц Шымкента. Планируются строительство трех пешеходных переходов (по проспекту Рыскулова возле рынка «Самал», по проспекту Республики возле ЦОНа, на пересечении Темирлановского шоссе и улицы Мангельдина), реконструкция улиц Аль-Фараби, Малой объездной дороги, Дамбовой, Кожанова, Б. Момышулы, улицы без названия в микрорайоне «Ынтымак» и улицы Жибек жолы. Вопрос, удастся ли воплотить намеченное в жизнь, будет напрямую зависеть от возможностей бюджета. Дархан Амангельдиевич поделился наблюдением: как только приступили к ремонту улицы Дамбовой, так сразу же возросла стоимость жилых домов, расположенных вдоль нее.

ПРЕДЕЛЫ КОМПЕТЕНЦИИ

Когда в Шымкенте появится транспортная схема города? Почему одни из улиц областного центра перегружены транспортом, а на других «затишье»?

На этот вопрос аким Шымкента ответил, что транспортная схема Шымкента, точнее маршрутная сеть, создана давно, и пассажирским общественным транспортом город в целом обеспечен. Утверждение новой транспортной схемы города – компетенция не города, а области.

Другое дело – вопрос улучшения качества пассажирских перевозок. Это автобусы средней и большой вместимости, повышение культуры обслуживания водителями и кондукторами, обеспечение безопасности перевозок пассажиров. Наконец оптимизация маршрутной сети, необходимость которой возникает с расширением границ города.

В управление экономики ЮКО подана бюджетная заявка на изучение пассажиропотока на городских маршрутах. По его итогам будет разработан комплексный план развития пассажирского транспорта и организации безопасности дорожного движения.

В последний раз пассажиропоток Шымкента изучался в 2002 году. За прошедшие 13 лет в городе возникли новые пассажирообразующие объекты, введено в строй множество культурных, спортивных и торговых центров. В связи с этим маршрутная сеть Шымкента со вновь присоединенными к городу населенными пунктами будет оптимизирована, улицы города будут равномерно охвачены пассажирским транспортом.

ПАРК. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

Неоднократно поднимался вопрос, когда в Шымкенте появится муниципальный автобусный парк. Выяснилось, что 12 октября 2014 года было принято решение о его создании. Определен земельный участок под строительство парка, сейчас разрабатывается финансово-экономическое обоснование, на основе которого будет принято решение о финансировании проекта. Муниципальный автобусный парк будет наполовину государственным, наполовину – частным. В первоначальных планах – покупка ста автобусов со стороны властей и столько же – со стороны инвесторов. В последующем эта цифра удвоится.

По мнению акима, обслуживание пассажиропотока – большая проблема. В Шымкенте 86 маршрутов обслуживают 34 компании. Транспортники ставят перед акиматом города два вопроса: повышение тарифа и субсидирование перевозок. Субсидирование возможно, но при условии прозрачности деятельности транспортных компаний. У города тоже есть претензии к перевозчикам: состояние автобусов, их вместимость, несоблюдение графиков движения, особенно в вечернее время, отставание от расписания, невыход на маршрут положенного количества автобусов, низкая культура обслуживания водителями и кондукторами, обеспечение безопасности перевозок пассажиров.

В октябре 2014 года была создана рабочая группа по исследованию ситуации на городском пассажирском транспорте. В составе группы – работники адмполиции, отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог и ТОО «Центр диспетчерской службы». Одна из задач группы – проверка технического и санитарного состояния автобусов.

Среди 34 компаний есть не имеющие своей технической базы, они просто арендуют автобусы и выставляют их на графики, фактически – перепродают эти маршруты. С подобными фактами власти города борются, потому что спрос за качество обслуживания пассажиров именно с них – акимата.

В суд поданы исковые заявления на расторжение договоров с 11 транспортными компаниями. По пяти маршрутам объявили конкурс.

АВТОБУСЫ ПЕРЕЙДУТ НА ГАЗ

Свои надежды на улучшение ситуации власти города связывают с инвесторами. Благодаря одному из них в Шымкенте планируется запуск первой заправочной газовой станции. На альтернативном топливе – метане – будут ездить новые автобусы. Строительство станции обошлось в 5 млн. долларов. Ее запуск запланирован на конец января.

Этот инвестор интересен тем, что обеспечит Шымкент новым, экологически чистым видом транспорта. Аким сказал, что уже в ближайшее время будут закуплены 200 автобусов и поставлены на маршруты.

Помимо этого на новых автобусах установят современные GPS-навигаторы, благодаря которым будет отслеживаться их регулярность на маршрутах. Перевозчикам предъявят повышенные требования по соблюдению санитарных норм и культуре обслуживания.

Новые автобусы длиной 8-11 метров с легкостью заменят до 600 малокомплектных единиц общественного транспорта, которые планируется пустить на маршруты присоединенных районов.

Сегодня город обслуживают 1625 автобусов по 86 маршрутам. До конца года эта цифра заметно возрастет, так как к городу присоединено около 40 населенных пунктов.

«БОРОДАТЫЙ» ОБЪЕКТ

На вопрос, когда же наконец заработает мусорный завод, аким города ответил, что на сегодняшний день вся инфраструктура к заводу и мусорному полигону проведена. Однако предприятие «Орион новтех», которое занималось строительством завода, еще не получило разрешение СЭН. Кроме того, «Орион новтех» должно еще взять на свой баланс и полигон. Так что пока вопрос запуска завода остается открытым.

БУДЕТ ЮБИЛЕЙ

На II международной научной конференции по определению возраста нашего города, которая состоялась минувшей осенью, отечественные археологи совместно с учеными из Франции, Канады, Бельгии, Англии, России, Узбекистана и Азербайджана, а также представителями ЮНЕСКО согласились – Шымкенту 2200 лет. Журналисты поинтересовались, как идет подготовка к юбилею. Дархан Сатыбалды ответил, что городским акиматом была подготовлена и отправлена в ЮНЕСКО заявка на официальное признание и празднование юбилейной даты города. ЮНЕСКО рассмотрит заявку, и на мировом уровне будет признано, что Шымкенту 2200 лет. После этого, в 2017 году, мы широко отпразднуем эту юбилейную дату.

По словам акима, к этому важному вопросу уже подключились государственные органы на республиканском уровне. Уже готовится список мероприятий, которые будут проводиться в юбилейный год. После признания 2200-летнего возраста Шымкент будет считаться самым древним городом Казахстана.

В Шымкенте сейчас насчитывается 12 архитектурных и 16 археологических памятников. Историки утверждают, что это не предел. Для открытия новых необходимо поднять историко-исследовательские работы на новый уровень.

НОВАЯ ТРАДИЦИЯ

Мы поинтересовались отношением акима города к акции «Бессмертный полк», которая проводилась в Шымкенте 9 Мая по инициативе журналистов нашего медиахолдинга. Дархан Сатыбалды ответил, что теперь шествие «Бессмертного полка» станет одной из традиций города и украсит празднование 70-летней годовщины Победы.

КИНОТЕАТР «КАЗАХСТАН»

В прошлом году сообщалось, что вопрос выкупа этого пустующего здания решен и вскоре там разместится Дом дружбы. На какой стадии решения этот вопрос?
Выяснилось, что действительно, для работы 19 этнокультурных центров, действующих в областном центре, за счет средств областного бюджета (300 млн. тенге) было выкуплено здание кинотеатра «Казахстан». Капитальный ремонт здания и заселение в него этноцентров планируется уже в этом году.

ЧЬЯ ОЦЕНКА ДОРОГА АКИМУ?

По каким критериям оценивается работа акима города и кто дает эту оценку? Аким объяснил, что в первую очередь это прерогатива администрации президента РК. Далее – по итогам 6, 9 и 12 месяцев работы аким города отчитывается перед акимом ЮКО Аскаром Мырзахметовым. Собственно, под его руководством, по его поручениям, заданиям и работает акимат Шымкента. В ЮКО существует рейтинг акимов, согласно которому работа руководителей исполнительных органов оценивается по 17 критериям – это исполнение доходной части бюджета, освоение бюджета, благоустройство, привлечение инвестиций и так далее. Раз в год аким города отчитывается перед депутатами. И все же главной оценкой для акима города является мнение жителей Шымкента. По тому, как горожане обеспечены коммунальными благами, по каким улицам они ходят, на каком транспорте ездят, – по всему этому они и судят об эффективности работы городской власти. Дархан Амангельдиевич сказал, что он никогда не забывает слов президента Казахстана о том, что государственные служащие – это нанятые народом работники, призванные служить народу. Вот так, не меньше.

Еще аким рассказал о том, как город озеленяется, сооружение каких энергоподстанций завершается и т.д. Приятно удивил тот факт, что разговор с журналистами он вел, не заглядывая в заранее подготовленные шпаргалки. Аким в теме.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров