Каждая девушка мечтает надеть саукеле…

1
127
Рождение детей заставляло молодайку в очередной раз изменить образ. Теперь уже с помощью кимешека
В старые добрые времена по костюму женщины, независимо от того, выглядит она моложе или старше своих лет, можно было определить ее возраст
В старые добрые времена по костюму женщины, независимо от того, выглядит она моложе или старше своих лет, можно было определить ее возраст

Каждая девушка в определенном возрасте начинает себя украшать, чтобы нравиться. И в этом нет ничего необычного. Одна моя приятельница рвет и мечет, когда видит, как ее девчонка-подросток «пялит» на себя серьги длиной с ладонь, кулон на подвеске, который чуть ли не до пупа болтается, а тонюсенькие запястья буквально переламывают массивные браслеты.
– Лена, посмотри на нее, – взывает почему-то к моей строгости Айсулу, – она как елка новогодняя ходит!
– Мама, это модно… – снисходительно смотрит на нас девятиклассница Айнура. – И бабушка говорит, что так всегда носила…
– Ничего твоя бабушка не носила! – вступает в полемику Айсулу. – Девушки в ее времена вообще никаких украшений не носили!..
– А вот ты и не права, – уверенно подключается к дискуссии бабушка. – До сих пор мои пальцы помнят изящные колечки серебряные – от моей бабушки достались. А «монетки» как в косах звенели! Перекинешь, бывало, косы на спину, а они заденут друг друга и как мелкие колокольчики звенят… Счастье! А серьги!.. Папа их маме еще дарил, а потом, в девичестве они мне перешли – с россыпью самоцветов. Не серьги, а искры! После замужества их и не наденешь уже… После саукеле – все, украшений мало остается…»

Саукеле всегда считался «переходным» головным убором. Не в том смысле, что он передавался или переходил от одной обладательницы к другой, а в том, что девушка, надевшая саукеле впервые, делала первый шаг от девичества к материнству. Многие из нас уже и не помнят, что саукеле надевается не только на свадьбу, но и на все праздники, и домашние торжества. Но только до рождения первого ребенка…

В старые добрые времена, когда не было метрик и удостоверений личности, по костюму женщины, независимо от того, выглядит она моложе или старше своих лет, можно было определить ее возраст. Главное в костюме «бойжеткен кыз» – украшения. Их девушке дозволялось надевать приблизительно с 15 лет. Исследователи отмечали, что «в 15-16 лет девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: накосные украшения, серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца». Украшения для кос были деталью девичьего костюма, молодые женщины после замужества еще носили их под головным убором, но вскорости снимали. Некоторые передавали их младшим сестрам, своим или мужа, особо дорогие хранились для будущих дочерей. Так же серьезно женщины относились и к девичьему головному убору «борик» – изящной шапочке, отороченной мехом и украшенной перьями филина на макушке. После того, как борик сменялся на саукеле, шапочка тщательно упаковывалась и хранилась как напоминание о беззаботной юности.

А одежда!.. Штаны, рубашки, платья, камзолы были каких угодно расцветок – ярких, веселых, жизнеутверждающих. Штанишки, к слову, были всегда. Но не для того, чтобы прятать красивые ноги, а для обычного бытового удобства – попробуйте скакать на лошади с голыми ногами…

Образцом великолепия был свадебный наряд. Даже девушки из очень небогатых семей тратили годы на шитье и украшение свадебного платья. Красоте одежды придавалось большое значение и украшению уделялось много времени.

Повседневным головным убором молодой замужней женщины становилась шаль – желек. Рождение детей заставляло молодайку в очередной раз изменить образ. Теперь уже с помощью кимешека. Причем детали кимешека менялись вместе с возрастом женщины. Кимешек состоял из двух частей: нижней – собственно самого кимешека, и верхнего куска ткани, который наматывался на голову в виде тюрбана. Конечно, кимешек для молодой женщины был более нарядным – лицевой вырез украшался бисером и кораллами, вышивкой, серебряными бляшками.

Кимешек шили из белой ткани, но весь костюм молодой женщины ассоциировался с плодородием, цветущей жизнью, поэтому и в оттенках преобладал красный. Функцию оберегов от дурного глаза выполняли украшения из серебра с крупными камнями: бирюзой, кораллами, сердоликом.

Существовал строжайший запрет меняться одеждой, особенно с бесплодной или нерожавшей женщиной.

После тридцати яркий красный уходил из женского костюма, уступая место более спокойным тонам. Душа успокоилась, говорили в старину. Женщина надевала белшалгыш – несшитую впереди юбку. И даже устраивала по поводу «покоя в душе» небольшой праздник.

А к пятидесяти годам женщина снимала серебряные подвески с кимешека, раздавала свои украшения. Цвета платьев и камзолов блекли, как и красота самой женщины. Женщину называли байбише…

Удивительно, но одежда мальчика-парня-мужчины претерпевала практически те же изменения с цветом. Если камзолы парней цвели яркими красками и богатством украшений, то в зрелом возрасте оттенки сменялись на более темные, а настоящим украшением мужчины были уже не «побрякушки», пусть и дорогие, а оружие.

Вот только головной убор считался священным и никому никогда не передавался – уйдын куты – талисман семьи. И после смерти мужчины его головной убор оставался в семье, хотя большая часть одежды раздавалась родственникам.

«Бабуль, а ты дедулину шапку хранишь?» – со смешинкой поинтересовалась Айнура. «Храню, отчего же нет, – неторопливо перебирала старый сундук бабушка, – может, поэтому в нашей семье все благополучно. Предки, они ведь мудрые люди были, зря не говорили…»

Елена БОЯРШИНОВА

(В статье использованы материалы из книги Асмы Калыбековой «Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов». Книга, кстати, преинтереснейшая!)

КСТАТИ
Есть в жизни казахской женщины праздники, которые она просто обязана устроить по поводу своего переодевания, символизирующего вступление в определенный возраст. Замечательный старинный обычай можно смело применять и в наши дни. О свадебном торжестве по поводу надевания саукеле известно даже тем, кто не придерживается народных традиций. Но саукеле – не единственный убор, который требует праздника.

Рождение детей заставляло молодайку в очередной раз изменить образ. Теперь уже с помощью кимешека
Рождение детей заставляло молодайку в очередной раз изменить образ. Теперь уже с помощью кимешека

Кимешек. 20-25 лет. Ждешь ребенка – надеваешь кимешек. Негоже женщине в интересном положении ходить в обычной шали. Женскую гостевую трапезу устраивают обычно свекровь или пожилые родственницы со стороны мужа. Дарить обладательнице кимешека принято ювелирные украшения, постельное белье, предметы быта.

Белшалгыш. 35-40 лет. Праздник устраивает сама женщина, приглашая невесток, родственниц мужа, соседок, подруг. Помимо мелких подарков хозяйке женщины обязательно должны принести отрезы тканей, аксессуары и продукты. Да-да, от обычного курта, лепешек, фруктов до экзотических вкусностей и деликатесов.

Байбише. 50-55 лет. В принципе, в каком возрасте женщина становится байбише, решать ей самой. Но отпраздновать этот день стоит. И подарки приготовить придется самой хозяйке. Родственницам и близким подругам женщина дарит украшения, а всех остальных гостей необходимо отметить приятными безделицами. В день празднования зрелого возраста на стол не подается ничего лишнего, только мясо и чай.

Обзор зарубежных публикаций

Отправить ответ

1 Комментарий к "Каждая девушка мечтает надеть саукеле…"

Уведомлять меня
avatar
2000
Отображать сначала:   новые | старые | популярные
гостья
Гость

Интересно! Спасибо!

wpDiscuz