О неприятной стороне лета

157
Дети восприимчивы к кишечной инфекции потому, что у них слюна и желудочный сок обладают слабыми бактерицидными свойствами
 Дети восприимчивы к кишечной инфекции потому, что у них слюна и желудочный сок обладают слабыми бактерицидными свойствами
Дети восприимчивы к кишечной инфекции потому, что у них слюна и желудочный сок обладают слабыми бактерицидными свойствами

Инфекции существуют вне времени, эта зараза «в тренде» всегда. Конечно же, без определенных привязок к сезону не обходится, зимой – это острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ), летом – острые кишечные инфекции (ОКИ), и всегда такие заболевания, как гепатит, дизентерия, сальмонеллез, бруцеллез и другие инфекции. Поскольку жаркие дни в наших широтах утвердились основательно, тема ОКИ будет актуальна, как минимум, еще месяца три. О неприятной стороне лета мы беседуем с главным врачом шымкентской городской инфекционной больницы (ШГИБ) Галымжаном Айнабеком.

– Галымжан Асанович, есть ли сейчас в вашей больнице свободные места?

– Нет, все 360 койко-мест заняты. Всего же за год квалифицированную медпомощь – лечение и консультации – в нашей больнице получают до 17 тысяч человек. Это очень большой показатель в сравнении с другими городами республики – столько, сколько у нас болеют, нигде больше не болеют.

– А что скажете про оснащенность больницы, достаточно ли выделяемых средств?

– С этим все нормально, все заявки, потребности в медикаментах, расходных материалах финансируются вовремя и в полном объеме. Наша особая гордость – работа двух лабораторий: бактериологической и клинико-диагностической. У нас налажена очень хорошая связь с областной вирусологической лабораторией. То есть все, что необходимо для доказательной базы, у нас есть, все работает, дает достоверные результаты. Это очень помогает диагностике.

– Ежегодно врачи напоминают об элементарных правилах: мыть руки перед едой, овощи-фрукты промывать в проточной воде. И тем не менее число больных острыми кишечными инфекциями, особенно детей, не убывает. Почему?

– На мой взгляд, это идет от недостатка внимания к детям. Когда я был в Пекине, то обратил внимание на типичную для тех мест картину: с одним ребенком одновременно «нянькаются» два дедушки, две бабушки, возможно, и мама с папой.

– Но вы же понимаете, откуда корни подобной гиперопеки – это следствие многолетней политики «Одна семья – один ребенок». Их 1,4 миллиарда, а нас семнадцать миллионов…

– Значит, тем более наши мамы должны быть очень и очень внимательны к своим малышам, а не висеть часами в социальных сетях или на телефоне, не «зависать» на сериалах, а следить за тем, чем занят их малыш, что он поел-попил. Очень важный показатель – контроль за характером стула и количеством выделяемой мочи ребенка. А сегодня маме проще облачить ребенка в памперс-подгузник – и пусть он ползает, где хочет. В то время как в начале ОКИ по калу и количеству выделяемой мочи уже можно судить о заболевании ребенка.

– Подозреваю, что это не единственная ваша претензия к молодым мамам.

– Я считаю, что государство не зря дает женщине три года на уход за ребенком. Пусть занимается своим малышом, играет с ним, развивает, читает ему книжки, закаливает его. Опять же, интернет ей в помощь – пусть сопоставляет развитие своего ребенка с общепринятыми стандартами. Информации об этом в интернете достаточно. Мы, врачи, приветствуем грудное вскармливание, которое в идеале должно длиться не меньше полутора лет. Когда к нам поступает больной ОКИ ребенок, мы в первую очередь интересуемся у матери рационом питания, чем она кормит ребенка. Нередко слышим в ответ: лепешкой, вермишелью, чаем, то есть просто тестом и водой. Понимаете, в детском возрасте идет закладка фундамента здоровья ребенка, вернее, он уже заложен во время внутриутробного развития, сейчас укрепляются его иммунитет, защитные механизмы. Нужна разнообразная пища, богатая микроэлементами, железом, витаминами. Это мясо, бобовые, фрукты, овощи, молочные продукты, соки, причем только качественные, натуральные. Мы даем мамам соответствующие рекомендации. Как правило, первая реакция таких мам на наши внушения… никакая. Только спустя два-три дня начинаются перемены, она же видит, чем кормят детей другие матери в палате, как они размельчают в блендере сваренные на пару овощи, как тщательно моют детскую посуду.

– Да, «долог путь наставлений, краток путь примеров». Галымжан Асанович, почему дети так восприимчивы к ОКИ и как чаще всего происходит заражение?

– Дети восприимчивы к кишечной инфекции потому, что у них слюна и желудочный сок обладают слабыми бактерицидными свойствами. Есть два пути заражения – контактно-бытовой и через зараженные продукты, воду. Заражение как правило, происходит из-за несоблюдения элементарных правил гигиены: еда может быть чистой, но ребенок ее берет грязными руками. Возбудитель или его токсин могут попасть в организм ребенка во время игры с грязными игрушками, возможен контакт с грязными предметами обихода, с больным человеком, домашним животным. В жаркую погоду пища и вода быстро портятся, надо их правильно хранить в холодильнике, бороться с мухами. Самое опасное для ребенка при ОКИ – это обезвоживание. Ребенок теряет воду из-за диареи и непрекращающейся рвоты.

– Что надо делать при ОКИ?

– Прежде всего необходимо восстановить кислотно-щелочное состояние организма ребенка, пропоить его «Регидроном», который должен быть в домашней аптечке. Заметили, что у малыша диарея, сразу же обращайтесь к своему участковому педиатру. Если положение совсем аховое, звоните в «скорую», они решат вопрос с госпитализацией.

– И вопрос напоследок: какие виды инфекций лечат в ШГИБ сегодня?

– Практически все виды инфекционных заболеваний – кишечные, дыхательных путей, «кровяные», наружных покровов и так далее – словом, от кори до ККГЛ. Мы ко всему готовы.

– Благодарю за беседу.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров