Почему в Шымкенте нет кризисного центра?

476
Правовой центр "Сана сезим" защищает интересы пострадавших
Главный редактор газеты «РАБАТ» Фарида Шарафутдинова

Жизнь – сложное занятие. При определенном «наборе обстоятельств» (а если точнее, то потере: близкого человека, работы, веры, другого нервного потрясения, например, физического насилия) человек может легко скатиться на дно жизни. Что это значит? Это может означать утрату, практически в одночасье, опоры в жизни, ориентиров. Испарятся, уйдут в никуда здоровье, друзья, достаток. Ужас в том, что от этого не застрахован никто – это может случиться с тобой, твоими близкими, причем в любом возрасте. Не сегодня, так завтра или послезавтра… Самые уязвимые в этом плане, конечно же, дети, женщины и старики. Не будем разбираться в том, кто виноват в случившемся, сейчас не об этом. Вопрос в другом: могут ли эти люди рассчитывать на помощь государства? Давайте разбираться.

Скажу сразу, в Шымкенте есть несколько государственных социальных учреждений, куда можно обратиться за помощью. Начнем с детей. Устройством судьбы детей – брошенными или «потеряшками» занимаются в Центре социальной адаптации детей и подростков. Туда они поступают, как правило, после рейдов, организованных местными акиматами и полицейскими. Помните, рейды по выявлению детей, торгующих на рынках, облавы на попрошаек, занимающихся добровольным «отъемом» денег у прохожих, на игротеки, откуда в очень позднее время извлекают малолеток. Некоторых деток подбирают на вокзалах, на улицах. Часть из них потом возвращают в родительские дома, другая часть оформляется в интернаты, спецприемники.

Для таких же несчастных людей, но возрастом постарше, тоже заблудившихся по жизни, есть госучреждение «Центр социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства», в народе он больше известен как «бомжатник». Он расположен в пригородном поселке Забадам. Там людей в первую очередь отмывают, приводят в относительно божеский вид, при необходимости восстанавливают документы, подлечивают, дают возможность «зализать раны». Наступает время, и здесь определяют, куда направить опекаемого, то ли в дом престарелых и инвалидов, то ли… они сами возвращаются в привычные им условия жизни. Не трудно догадаться, что число постояльцев «бомжатника» заметно возрастает в холодное время года.

Для совсем-совсем одиноких людей пожилого возраста в нашей области есть медико-социальные учреждение – Дом престарелых и инвалидов ЮКО, он расположен на Чапаевке. Здесь для постояльцев созданы условия жизни, приближенные к домашним. Им обеспечен уход, оказывается медицинская помощь, инвалидам – реабилитационные мероприятия.

Совсем отдельная тема – помощь женщинам – жертвам бытового насилия. Вы даже не представляете себе, сколько их в нашей области… А впрочем, к чему эмоции, когда есть официальные цифры. По данным ДВД ЮКО, за первые шесть месяцев 2015 года в области было зарегистрировано 7487 преступлений против женщин. Для сравнения, в 2014 году – 6702. Что с нами, женщинами, делают? Нас обворовывают – 1060 случаев, обманывают (мошенничество) – 484, насилуют – 159, грабят – 95, хулиганят в отношении нас – 81, проявляют самоуправство – 58 случаев, наносят телесные повреждения средней тяжести – 55, совершают насильственные действия сексуального характера – 26, нарушают неприкосновенность жилища – 19, убивают – 9, совершают разбои – 7, наносят тяжкие телесные повреждения – 7.

Да, еще один показатель – 1979 преступлений совершены родственниками, на бытовой почве. Вдумайтесь, и это только за первое полугодие и только официально зарегистрированные подразделениями ДВД ЮКО! А сколько слез, горя, травм скрыто за заборами, за закрытыми дверями домов, квартир, дач, лачужек и даже особняков…

К чему я подвожу разговор? К достаточно «вечной» для нашего города теме – отсутствию в нем кризисного центра для женщин – жертв бытового насилия. Ну нужен городу дом, прибежище, а то и несколько, куда поколоченные мужьями-отцами-братьями женщины могли бы обратиться за помощью. Эта проблема – давняя-предавняя. Решить ее не могут по двум причинам. Первая – нет средств, не предусмотрены в бюджете. Вторая – весь спор вокруг будущей ведомственной подчиненности такого центра: то ли его за МВД закрепить, то ли за социальными органами, то ли еще за кем. Отсюда вытекает еще один вопрос – определение дальнейшей судьбы этих женщин, их трудоустройство. Недавно вопрос насилия в отношении женщин и, в частности, необходимости открытия кризисного центра рассматривался на заседании общественного совета по соблюдению законности при прокуратуре ЮКО. Поскольку в числе членов общественного совета есть депутат областного маслихата Жамалбек Шарипбек, он и предложил вынести этот архиважный вопрос на рассмотрение сначала в постоянных комиссиях облмаслихата, а затем и на сессии. Вопрос решаемый – нужна добрая воля заинтересованных сторон. Справедливости ради стоит отметить, что подобный центр открыт при неправительственной организации «Сана сезим», где жертвам бытового насилия оказывается грамотная юридическая, психологическая и социальная поддержка. Но он, этот центр, скажем так, дневного типа. Наступает 18:00, заканчивается рабочий день, офис закрывается, и избитая женщина, порой с ребенком, опять остается один на один с кучей своих проблем. Куда ей податься?! Нужен центр. Это спасет им жизнь, а, возможно, выправит больной изгиб судьбы.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров