В Шымкенте опять начали менять остановки

421
Остановки бывают разные
Остановки бывают разные

В нашем городе несмотря на огромное количество частных автомобилей остались и пешеходы, они же – пользователи общественного транспорта. И нам совсем небезразлично количество, а главное – качество автобусных остановок.

В Шымкенте опять начали менять остановки
Остановки бывают разные

Город расширился, добраться из пункта «А» в пункт «Б» на автобусе – задача не всегда быстро выполнимая. Приходится ждать автобусы на остановках. В Шымкенте их 1100 штук – от совсем новеньких в металлическом исполнении до остановок из железобетона – наследия эпохи «развитого социализма». Такие в основном сохранились на периферии, в присоединенных к городу поселках.

В Шымкенте любят менять остановки. У властей свой аргумент – мол, те, что пошли под снос, не вписывались в архитектурный дизайн города. Отчитываясь за 2014 год и первое полугодие этого года, буквально на минувшей неделе аким Шымкента Дархан Сатыбалды сказал: «В целях создания условий пассажирам в 32-х местах были установлены остановки нового образца, в 385 местах проводились работы по покраске конструкций и содержанию остановок. Вместе с тем были установлены 63 остановки в присоединенных к городу населенных пунктах».

В Шымкенте опять начали менять остановкиРабота эта продолжается. По словам заместителя руководителя отдела ЖКХ города Шымкента Ерлана Есиркепова: «Мы снесли только 19 остановок, которые не соответствуют архитектурным нормам. 134 остановки находятся в аренде. Деньги на изготовление новых остановок и содержание прежних в сумме 15 миллионов тенге уже заложены». По его мнению, даже этих средств недостаточно для воплощения всех задумок по остановкам, власти просят еще. И если хорошо обоснуют бюджетную заявку, то им вновь выделят необходимые средства.

На вопрос, почему у городских остановок столь убогий вид, Ерлан Есиркепов с удивлением заметил: «А разве они убогие?» Ну, некрасивые – точно. Скромно исполненные – да, малобюджетные – да.

На мой взгляд, коль речь идет о таком общественно значимом объекте городской инфраструктуры, как автобусные остановки, которыми ежедневно пользуются десятки, если не сотни тысяч шымкентцев, и на строительство которых ежегодно из бюджета выделяются миллионы тенге, нельзя этот вопрос отдавать на откуп чиновникам. Особенно тем, кто не пользуется этими остановками, потому как перемещается в пространстве исключительно на личных или служебных авто. В данном случае стоит организовать публичные слушания. То есть сообща, гласно обсуждать эскизы автобусных остановок, места дислокации, вплоть до размеров и количества скамеек. А что? Имеем право, ведь Шымкент – наш общий дом. Напомню, что публичные слушания – одна из форм участия населения в местном самоуправлении. В ходе их проведения жители города (поселка, аула) обсуждают проекты муниципальных правовых актов и вопросы местного значения. Проводить их должна городская исполнительная власть с предварительным сообщением жителям города о дате и месте проведения публичных слушаний.

В Шымкенте опять начали менять остановки
А мы хотим, чтобы остановки были такими!

А чтобы было из чего выбирать, нужно этот выбор создать. Вот тут и возникло предложение: а что если студенты наших вузов, которые учатся в колледжах и университетах на факультетах архитектуры и дизайна, начертят свои эскизы остановок? Возможно, они будут выполнены в футуристическом или хайтек стилях. И слава богу! Им, студентам, тоже, пока не разбогатеют, стоять и стоять на этих остановках. Вот им, молодым и креативным, по силам как-то смягчить чье-то «мудрое» жизненное наблюдение: «Любой пассажир автобуса старше тридцати – неудачник». Для молодых это предложение станет реальным шансом воплотить свой первый маленький проект в жизнь! Представляете, на какой-нибудь городской остановке будет закреплена табличка с надписью: «Создана по проекту студента ЮКГУ…». Кто возьмет на себя организационную миссию? Есть кому – в горакимате имеются отделы транспорта, внутренней политики, молодежные центры. Было бы желание. Проходит же в Шымкенте акция «Таза кала» («Чистый город»). Ее идея понятна горожанам. Идея по остановкам – из того же ряда.

В Шымкенте опять начали менять остановки

Все это эмоции, а какой же должна быть идеальная остановка, каковы ее параметры? Вот результаты небольшого блиц-опроса горожан.

Жанибек: «Прежде всего должен быть удобный подход от остановки к автобусу. А еще она должна быть антивандальной – чтоб ее не раскурочили за один месяц. Длина остановки, количество скамеек и урн на ней должны зависеть не от прихоти властей, а от транспортной загруженности: в центре города – длиннее, на окраинах – покороче».

Ольга Степановна: «На идеальной остановке должны быть скамейки и крючки для того, чтобы подвесить тяжелые сумки, пакеты. Навес должен быть широкий. Эх, да чего уж там – фонтанчик с питьевой водой хочу на остановке! Слышала, что в некоторых городах на остановках есть даже «тревожная кнопка». Нажав на нее, можно вызвать полицию или оператора службы спасения».

Анатолий: «Она должна быть огорожена, как минимум, с двух сторон и обеспечивать максимальную видимость со стороны подъезжающего транспорта. Хорошо, если на ней будет табличка с расписанием движения автобусов. Карту города неплохо бы разместить на остановке. Большую, чтоб на ней было удобно посмотреть автобусные маршруты».

Сакен: «Сиденья надо делать из деревянных брусков, не металлические, иначе зимой к ней можно будет примерзнуть. Желательно, чтобы остановка освещалась в темное время суток. На остановке должно быть указано ее название, допустим, «Алимбетова», «Щорса», «Центральная поликлиника».

Фарух: «Урна должна быть на идеальной остановке, скамейки, широкий навес – и чтобы все выполнено в одном современном стиле. Можно и автоматами, терминалами оснастить эти остановки: по продаже напитков, по пополнению счетов, оплате комуслуг, даже уличные банкоматы». А арендаторы вместо платы пусть отвечают за порядок и ремонт остановок.

Предложения понятны. И чем скорее они будут учтены сотрудниками отдела ЖКХ Шымкента, тем будет лучше для всех нас.

Добавлю: важно, чтобы эти остановки вовремя убирались. Вот тогда ожидание транспорта станет вполне комфортным.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров