ЮКО на первом месте по смертности детей в ДТП

327
ЮКО на первом месте по смертности детей в ДТП
Прокурор ЮКО Ибрагим Иманов.

На территории Казахстана 30 сентября завершилась широкомасштабная республиканская акция «Нулевая терпимость к беспорядку и правонарушениям». Немалая доля выявленных в ходе акции правонарушений была связана с дорожно-транспортными происшествиями. Аварии и смерть на дорогах… Эта проблема стала столь вопиющей, столь масштабной, что к ее решению следует подключать все общество, она требует комплексного, кардинального подхода. Подтверждением тому – состоявшееся 30 сентября заседание координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью в Южно-Казахстанской области. На нем был рассмотрен вопрос о состоянии законности в сфере дорожно-транспортного хозяйства.

Заседание координационного совета провел прокурор ЮКО Ибрагим Иманов.

Говорят, что статистика знает все. В особенности правовая. На заседании координационного совета звучали данные, подготовленные сотрудниками управления Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры РК по ЮКО. Так вот, согласно этим данным, Южно-Казахстанская область по количеству дорожно-транспортных происшествий и смертности занимает второе место в республике.

За 6 месяцев 2015 года (в скобках для сравнения даны сведения за тот же период 2014 года – Ред.) на территории области совершено 1125 (3370) дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадали 1541 (4565) человек, погибли 170 (432) лиц. Утешает очевидный факт – снижение количества смертей, и все равно 170 – немало, почти по одному погибшему в день!

В прокуратуре проанализировали причины дорожно-транспортных происшествий. Подавляющее большинство всех ДТП произошли в результате несоблюдения водителями скоростного режима. А самым опасным для жизни и здоровья человека является нарушение правил дорожного движения в виде выезда на встречную полосу. Таких с начала года в ЮКО было зарегистрировано 290 (600). Каждый второй случай выезда «на встречку» приводит к ДТП. Проверки и анализ органов прокуратуры в этом направлении выявили многочисленные нарушения законности и недостатки в работе государственных уполномоченных органов.

Найдены и причины роста дорожно-транспортных происшествий. В их числе:

— слабая организация дорожного движения со стороны местных исполнительных органов;

— ненадлежащий государственный контроль со стороны органов внутренних дел и инспекции транспортного контроля;

— низкий уровень культуры поведения участников дорожного движения, в том числе в деятельности пассажирских перевозчиков.

Стоит отметить, что исполнительная власть все-таки прислушивается к рекомендациям прокуратуры. И вот примеры этого. По итогам проверок, после внесения актов прокурорского реагирования акиматами области, в том числе и Шымкента, расторгнуто 22 договора с пассажирскими перевозчиками, к дисциплинарной ответственности привлечены 32 должностных лица, отменено и изменено 162 незаконных постановления по административным делам, по трем материалам проводятся досудебные расследования. Организованы рейдовые мероприятия, в ходе которых выявлено свыше четырех тысяч административных правонарушений.

Работу по приведению в норму дорожно-транспортного движения, уменьшению числа травмированных и погибших на дорогах области надо выстраивать сообща. В целях координации деятельности всех уполномоченных органов на заседании совета прокуратурой ЮКО было предложено рассмотреть вопрос о разработке отдельного регионального плана мероприятий по обеспечению принципа «Безопасная дорога».

ЭТО СТОИТ ЗНАТЬ!

МЕНЬШЕ ВСЕГО ГИБНУТ ВОДИТЕЛИ

Вы удивитесь, но это достоверный факт – меньше всего при ДТП страдают водители. По данным Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по ЮКО, из общего числа пострадавших в ДТП 18,9% (18,1%), то есть меньше 20 процентов – это водители. Знаете почему? При ситуациях неизбежных столкновений они в первую очередь на уровне инстинкта самосохранения пытаются увести автомобиль от опасности и ставят под удар сторону пассажира.

Увы, я имела повод убедиться в этом: моя дочь, сидевшая спереди на месте пассажира, шесть лет назад погибла, а водитель-балбес, «подставивший» ее под удар, жив-здоров и даже очень упитан.

Больше всего в ДТП страдают пассажиры – 803 (2323), или 46,9 % (46,4 %), и пешеходы – 568 (1731), или 33,2 % (34,6 %).

ПОЧЕМУ ГИБНУТ НАШИ ДЕТИ?

Показатель гибели несовершеннолетних в Южно-Казахстанской области – самый высокий по стране, если судить по данным за последние два года.

Так, если всего по республике за первое полугодие 2015 года погибло 100 несовершеннолетних, 30 процентов из них – в ЮКО. В прошлом году было 23 %.

Так, 603 (1719) пострадавших в ДТП – лица от 18 до 29 лет, из которых – 51,1% (48,9 %) пассажиров, 25 % (24,8 %) водителей, 23,4 % (25,8 %) пешеходов и 0,5 % (0,3 %) велосипедистов.

По пострадавшим несовершеннолетним картина выглядит следующим образом:

— до 6 лет – пострадали 127 (378) лиц, из которых 12 (25) погибшие;
— от 7 до 13 лет – 154 (464) лиц, из которых 13 (23) погибшие;
— от 14 до 17 лет – 86 (251) лиц, из которых 5 (5) погибшие.

Одной из причин дорожных аварий с участием несовершеннолетних является безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Так, половина из пострадавших детей в возрасте до 6 лет стали жертвами ДТП в результате наезда на них транспортных средств.

ДЕТСКИЕ КРЕСЛА

В соответствии с новой редакцией правил дорожного движения введены нормы о запрещении перевозки детей до 12 лет при отсутствии специального детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сидении механического транспортного средства при отсутствии специального детского удерживающего устройства. В предыдущей редакции правил эта норма о запрещении перевозки детей относилась лишь к переднему сиденью механического транспортного средства. То есть норма была усилена и расширена.

Однако несмотря на это водители продолжают их игнорировать. Так, за 6 месяцев этого года произошло 80 ДТП, в которых пострадали 97 пассажиров в возрасте до 12 лет, и только два пассажира находились на специальных детских удерживающих устройствах и при этом получили легкие телесные повреждения.

Таким образом, при полном соблюдении требований правил дорожного движения, возможно, количество лиц, являющихся пассажирами и получивших травмы в результате дорожных происшествий, сократилось бы.

СПРАВКА
Среднестатистическое ДТП выглядит так: это наезд на пешехода в населенном пункте, в дневное время, с одним пострадавшим, по вине трезвого водителя легкового автомобиля.
Согласно статданным, автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения управляет молодой мужчина в возрасте от 20 до 29 лет, как правило, городской житель, не работающий. Всего за 6 месяцев этого года выявлено 292 лица такой категории.

ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ ДОРОГ ЮКО

avariyaНаибольшее число ДТП зарегистрировано в Сарыагашском районе – 30 (57), или 17,6 % (13,2 %).

Несмотря на то, что на большей части Ордабасинского района действует новая автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай», количество ДТП со смертельным исходом не уменьшается. Так, за 6 месяцев т.г. на этом участке дорог произошло шесть ДТП, в которых погибли 8 человек. Причинами всех этих ДТП стало превышение допустимой скорости движения.

ГДЕ И КОГДА ЧАЩЕ ВСЕГО СЛУЧАЮТСЯ ДТП

Большая часть, или 922 (2856), дорожных аварий совершена в населенных пунктах, 97 (302) зарегистрированы на трассах международного, республиканского значения, 106 (212) – на дорогах местного значения.

Важно знать, что 83,2 % (81,6 %) ДТП произошло на сухом дорожном покрытии, 12 % (13,7 %) – на мокрой дороге и 4,8 % (4,7%) – на обледеневшем, заснеженном полотне.

Пик аварийности приходится на период суток от 17 до 20 часов. В это время зарегистрировано 241 (709) ДТП, или 21 % (21,4 %). Всего днем произошло 639 (1779) ДТП, в сумерках – 267 (883), ночью – 219 (709).

В дорожных авариях участвовало 1540 (4806) транспортных средств, из которых 1407 (4405) легковые автомобили, 51 (152) автобусы, 51 (152) грузовой транспорт, 33 (97) – транспортные средства иных видов.

ВНИМАНИЕ: ПЬЯНЫЙ ВОДИТЕЛЬ!

В состоянии алкогольного опьянения, согласно сведениям информационных учетных документов, совершено 17 (25) дорожно-транспортных происшествий.

Наибольшее количество ДТП в состоянии алкогольного опьянения происходит в сельских районах области. Так, в Мактааральском районе за 2014 год совершено 5 ДТП по вине пьяных водителей, а за 6 месяцев 2015 года – семь.

В Шымкенте за проверяемый период произошло только два ДТП по вине пьяных водителей, повлекшие ранение людей.

ЧТО МОЖЕМ СДЕЛАТЬ МЫ?

Принцип нулевой терпимости подразумевает наше неравнодушие, участие в предотвращении правонарушений, в том числе и на дорогах, в транспорте. В наших силах сделать замечание водителю-лихачу авто – такси, маршрутки, автобуса. Выжившие в страшной аварии, случившейся летом этого года на трассе Алматы – Термез, вспоминают, как одна из пассажирок делала замечание водителю маршрутки, гнавшему ее на большой скорости. Увы, результата это не дало – произошло ДТП, 13 человек погибли. В таких случаях не надо стесняться, надо делать замечание водителю, записывать номер авто, сообщать в инспекцию, в транспортную компанию – куда только можно. Бесшабашность таких водителей может обернуться трагедией с десятками невинных жертв.

По информации пресс-службы МВД РК, за 8 месяцев 2015 года в рамках формирования в обществе нулевой терпимости к совершению мелких правонарушений зарегистрирован рост выявляемости правонарушений этой категории, в том числе:

— по статье 591 КоАП РК «Пользование водителями при управлении транспортным средством телефоном либо радиостанцией» – в 2,6 раза (с 68251 до 180370);
— по статье 600 КоАП РК «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения» – в 2,4 раза (с 13 245 до 31 925);
— по статье 593 КоАП РК «Несоблюдение правил остановок маршрутных транспортных средств, движения в жилых зонах, перевозки пассажиров и грузов и другие грубые нарушения ПДД» КоАП – в 2 раза (с 141846 до 285108);
— по статье 592 КоАП РК «Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения» – в 1,8 раза (с 113054 до 203866);
— по статье 615 «Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения» – в 1,4 раза (с 75449 до 107294).

То есть видите, принцип нулевой терпимости работает!

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Редакция выражает признательность начальнику управления Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры РК по ЮКО Аскару Сапаргалиеву.

Новости партнеров