23 февраля — день скорби для чечецев и ингушей Южного Казахстана

2
381

В Южноказахстанских селах чеченские семьи появились в середине марта 1944 года. Оборванные и голодные люди приходили со стороны железной дороги. Их не встречали на вокзалах, а выбрасывали из вагонов практически на ходу поездов.

Мало кто знал тогда в южноказахстанских селах, что в самом разгаре операция «Чечевица». 23 февраля 1944 года в пять часов утра началось выселение чечено-ингушского народа в Среднюю Азию. Депортация, которая длилась несколько дней, до девятого марта, погубила сотни тысячи чеченских семей.

Дорога в поселок Тогуз

… Дорога в поселок Тогуз Толебийского района многим старожилам поселка напоминает страшные сороковые годы. Вдоль трассы проходит железнодорожная ветка, которая и привела семью Исраиловых к небольшим домикам поселка. Главе семьи Ризвану Хасиевичу под девяносто, но мужчина признается: и сегодня память о страшных событиях заставляет до боли сжиматься сердце.

Чеченские Cтарейшины в с. Тогуз

«Я был подростком в то время, мы жили в Шаройском районе ЧИАССР, — вспоминает старожил Тогуза, — Неожиданно под утро начался шум , крик, солдаты ломали окна и двери в нашем доме, ничего не объясняли, а просто вытолкали всю семью во двор. Ни документы не давали взять, ни вещи. Я только сапоги и успел надеть… Погрузили людей в полуторки и повезли в Грозный. Все были напуганы, особенно женщины и дети. А утром на вокзале в Грозном нас загрузили в «телячьи» вагоны. Куда, зачем… Паника поднялась и началось самое страшное… »

Самое страшное детское воспоминание Ризвана Хасиевича — гибель людей. Поезд шел не останавливаясь, и тела умерших от голода и холода просто выбрасывали на ходу из вагонов. До Средней Азии не добралась и половина вагона.

Ризван Хасиевич был выслан в 1944 году из ЧИАССР.
Ризван Хасиевич был выслан в 1944 году из ЧИАССР.

Ризван Хасиевич всю жизнь проработал на шахте Тогуз. За все время никогда не считал себя чужим ни в коллективе, ни в уже ставшем ему родным селе. Спустя 70 лет чеченцы называют Казахстан своей второй родиной, а для их детей и внуков Южный Казахстан стал Родиной в прямом смысле. В Тогузе не делят националности, местные жители считают чеченцев своими братьями не только по вере, но и по жизни, ведь в то страшное время выживали все как могли, помогали друг другу.

Абай Каратаев: «А что нам делить? Для нас чеченцы родные, мы никогда не обделяли их. Что говорить, мы без наших соседей никогда не проводим важных мероприятий, например, свадьба, похороны они ходят к нам, и мы к ним. Всевышний даровал нам жизнь, мы должны жить в мире. Например наши отцы всегда нам в дестве говорили, что мы должны жить в мире. Для нас нет разницы, чеченские старейшины и для нас отцы, мы с детьми общаемся и живем мирно.

О тех страшных днях репрессии чеченцы и ингуши никогда не забывают, помнят и передают историю из поколения в поколение. Чтят здесь и память погибших, тех кто не доехал до Казахстана, и тех кто умер на чужбине.

Рамзан Алиев, житель села: «Мы часто приходим на кладбище, читаем Коран, делаем Дуа. Мы должны, мы обязаны чтить память погибших, и тех кто мучился в то страшное время. Например, у меня тут родители, родственники которые попали в то жуткое время…»

Посещение чеченского кладбища. На фото совершение коллективного Дуа (молитвы)
Посещение чеченского кладбища. На фото совершение коллективного Дуа (молитвы)

Чеченцы не забывают о своих корнях, регулярно устраивают различные мероприятия, активно взаимодействуют и посещают свою историческую родину Чеченскую республику. На сложный вопрос о переезде, отвечают уверено.

Эдилсолт Саламов, житель поселка: «Мы нашли тут дом, нас тут приютили, мы пустили корни. Зачем переезжать? Казахстан — наш дом! В середине марта сорок четвертого нас привезли в Казахстан, высадили в Бурном, и мы в поле остались, мама, я и еще несколько семей, отца мы потеряли с тех пор не видели. Казахские семьи нас тогда приютили, дали нам уют и тепло. Они нас кормили, дали жилье, учитывайте то, что у самих было тяжелое время — война была. От лица всех чеченцев я говорю спасибо этому братскому народу!»

Сегодня в мире и согласии в Казахстане проживают представители разных национальностей и религиозных конфессий, прививая будущему поколению любовь к Родине. Для большинства чеченцев и ингушей 23 февраля стал днем траура, хоть и официально этот день не зарегистрирован, вместе с чеченцами и ингушами сегодня разделяют это горе многие жители Казахстана.

Обзор зарубежных публикаций

Отправить ответ

2 Комментариев к "23 февраля — день скорби для чечецев и ингушей Южного Казахстана"

Уведомлять меня
avatar
2000
Отображать сначала:   новые | старые | популярные
Alexy
Гость
Горько читать свидетельства людей, живших в то время и перенесших эти страдания, когда людей, как скот, гнали с родных мест в неизвестность без средств для существования! Но более печально то, что прошло немногим больше 70 лет, а «потомки» забывают о том, что было в то время. «Вспоминают» Сталина и его правление с энтузиазмом и рвением — «Вот бы Сталина сейчас!». А ведь в те времена были депортированы в Казахскую ССР корейцы, иранцы, болгары, армяне, поляки, греки, немцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, турки — свыше 1 млн. человек… Каждый пятый житель КазССР был спецпереселенцем. Давайте не будем забывать… Показать весь текст »
ТАКЕ
Гость

МИР НАШЕМУ ДОМУ!!!

wpDiscuz