Ансамбль «Қазына» – мастер душой исполняемых танцев

2
211

Казахи говорят: «Күй – Тәңірдің күмбірі». (Кюй – шепот Создателя о жизни). Кто-то слышит его только ушами, некоторые – сердцем. Продолжая мысль, можно сказать, что танец – миропонимание казаха, услышанное ушами, прочувствованное сердцем и выраженное пластикой. Такое впечатление осталось у меня от увиденного отчетного концерта ансамбля танца «Казына». Название ансамбля переводится как «клад». В чем ценность этого клада?

Понять это я попыталась на достаточно продолжительном концерте «Казыны».

Итак, концерт. Жанр искусства один – танец. Но насколько концерт отличался разносодержательностью и разножанровостью номеров! Через все танцы прочувствовали жесткость отбора постановок по степени характерности, композиционного строения, созвучия музыки, техники исполнения, костюма и актерского мастерства. С этой высокой точки профессионализма были представлены как казахские, так танцы других народов.

Зритель с первого танца «Дала сазы» воспринял выступление коллектива на ура. Это был искрометный танец всего коллектива, отражающий солнечность и теплоту юга, души казахстанцев, умение радоваться и радовать других изъяществом и тонкостью взаимоотношений молодых людей. Этот танец воспринялся высоким образцом владения классической лексикой и техникой казахского танца.

Давно ансамбль не танцевал свой коронный танец «Серпіліс», в свое время ставший новинкой в постановке мужского характерного танца. Всего три исполнителя за три минуты создали философский образ отношения человека к возрасту и тонко сыграли, что испытание радости жизни зависит не только от возраста, а от сохранения молодости души, возвращения к ней при встрече ровесников, с которыми прожил всю свою жизнь. Тепло и уютно стало после танца, от того что стареть красиво – удел достойного, мудрого отношения человека к жизни.

Неожиданна постановка танца на песню Абая «Көзімнің қарасы» («Зрачок моих глаз») и по сюжету и по постановке. Танец – ода матери. Всем матерям участников ансамбля. Идея, которая до сих пор, насколько я знаю, не реализованная в танце. Матери-героине, солдатским матерям… – да. Но ушедшим из жизни и живущим свом мамам оду… Да. За такую оду-признание, за трепетное отношение к самому великому человеку для каждого из нас, отраженное в танце впервые, отдельное и бесконечное спасибо.

Еще один необычный постановочный прием был представлен в танце «Ариайдай». Известная песня, на экране девушки поют, общаются и танцуют, демонстрируя свои украшения. Повседневная картина, которая перебивается выходом поющих и танцующих девушек в тех же костюмах и украшениях на сцену. Использован прием оживления картины, что более характерно для кино в качестве специального монтажа для усиления восприятия и акцентирования внимания на прошлое и настоящее: изящество, красота и нежность молодости. Она всегда прекрасна. Девушки сами как украшения жизни, достойные бережного отношения к ним.

Этот танец, как и «Ода матери», «Серпіліс», – произведения, передающие отношение к жизни как к ценности. Это философия миропонимания казаха: главная ценность – сама жизнь в неразрывном единстве с близкими и согласии с природой.

В репертуаре не каждого коллектива есть танцы, поставленные на мифологические сюжеты. Это многотрудная задача. Определение актуальности, выстроенность идеи, соответствующая музыка, отражение характеров, требующих мастерства, костюмы… А что за миф? Сотворение человека Аллахом по древней мифологии казахов – двухэтапный процесс. Сначала из глины было слеплено тело человека. Аллах занялся творением души человека, а тело оставил под охраной собаки. Нечистые силы решили воспрепятствовать появлению человека, для этого пытались разрушить глиняное изваяние. Собака не подпускала. Тогда злодеи ниспослали нетерпимый холод на собаку, отчего она покрылась льдом. От прикосновения нечистых сил к телу человека пристали все неприятности и болезни. Но все же Аллах дал человеку душу, при этом оставив все приобретенные неприятности, для испытания трудностями. А собаку оживил, в благодарность покрыл теплой шерстью и оставил на верное служение человеку. Собака продолжает быть защитником окружения человека и его верным другом (С. Қондыбай). Собака – волк хранитель тела и духа человека.

Совершенным открытием программы стал танец «Дедимай-ау». Иллюстрацией для танца стал видеоряд из наскальных рисунков Иссык-Куля. Жизнь предков как бы приоткрыла завесу. Ожили танцующие люди из древних картин предков. Характер исполнения танцев и музыка Е. Хусаинова слились воедино в игриво-ритмичной, но в то же время угловато-рваной пластике танцоров, которая воспроизводила процесс выстраивания линий рисунка, отточенным камнем на скалах. Отчасти возникло ощущение оживлений наскальных рисунков и повествование в пластике о радостях жизни тех времен. Гармония костюмов, повторяющая линии гравюры, и цветовая гамма вековых камней в точно отражающих суть танца костюмах передавали сюжет древних действий. Проступает гордость за такое прочтение картин старины, в котором ощущается глубокое осмысление духовных основ культуры, гордость и прочтение мудрости предков.

Чистейший образец возрождения национального танца, поставленного самой Шарой Жиенкуловой, «Былқылдақ» был представлен солисткой ансамбля Айгерим Жолдыбаевой в номере «Ерке бала». Сколько наивности, простоты, легкости, смешливости в своей непосредственности в танце девушки, переодевшейся в озорного мальчишку, которому все с руки. Хорошо, но хотелось бы видеть еще больше артистизма, четкости акцентов в проявлениях разных нарочито игривых поступках мальчика-сорванца.

К монгольскому, алтайскому, корейскому, индийскому и узбекскому танцам зритель проявил особое внимание. Здесь в каждом номере музыка и танец сливались в единое целое, создавая образ жизни и мира этого народа. Монументально грациозный, неспешно горделивый монгольский танец заворожил благодаря умению артистов передать национальный характер этого исторически богатого самобытного народа.

Алтайский танец – как образец единения красоты природы и его народа. Через переодевание костюмов (немыслима легкость этого перевоплощения по скорости и сохранению характера) в танце передана изменчивость природы и умение людей пристраиваться к своеобразию и красоте окружающего мира, чтобы навеки сохранить свое единство с ней.

Корейский танец, весь воплощенный в символах переплетения жизненного пути человека и стремления танцующих сохранить чистоту и внимательность отношения к другу, обращающих все свои действия к небесам, что является национальной идеей людей жить одними стремлениями – быть вместе.

Известный только по кино и мало известный в постановках казахских хореографических коллективов индийский танец и излюбленные танцы южан – узбекские самобытные хореографические изящества – всегда коронка ансамбля. Блеклый по цветовой гамме костюмов индийский танец несколько не соответствовал стремительному характеру исполненного номера. Остался непонятным подход к выбору сценической одежды коллектива, который всегда точен в создании образа произведения. Это позволило остаться хорошему номеру несколько в тени соседствующего по программе узбекского танца, отличившегося необычайно красочным праздничным нарядом.

Турецкий танец поразил своей непохожестью на известные нам из кинофильмов, концертов. Эта нестандартность проявилась прежде всего не линейным исполнением танцев турков, а парными действиями молодежи в таком темпо-ритмическом рисунке, какзось, что души у них горят от огня в груди. Страстно, весело, красиво, в неимоверно красочных женских нарядах и сдержанно-грациозных мужских костюмах, что представляет характер этих людей. Успех этого направления танцев видится в том, что коллектив сам многонациональный, умеющий уважать коллег не по национальным, а по общечеловеческим и профессиональным качествам. Это одно большое кредо жизни и установка на сплоченность творческого коллектива.

Включение в концертную программу постановок четырех детских танцевальных коллективов – это особое отношение «Қазына» и его руководителя Зауре Бекембаевны Ажибековой к хореографическому искусству как к жанру, умеющему «выпрямлять души людей». Участие детей в столь серьезной программе – вовлечение в мир искусства не только через созерцание. Казахская мудрость гласит: «Ты скажи, я постараюсь понять, ты покажи – я смогу повторить, ты дай сделать мне самому – и я научусь это делать». Вот и дали сделать не только самим, но и с профессиональным коллективом вместе на одной площадке. Впечатление, опыт, испытанные чувства – все это положительное влияние на отношение к искусству. Положительный пример – вершина педагогического воспитания. Дети все увлеченные, нет скучных танцев, большинство костюмов соответствуют образу танца, требованиям большой сцены.

Коллектив «Армандастар» – ученики школы-гимназии № 65. Учатся в казахских классах, а танцуют, будто выросли в деревне. Характер, смелость, уверенность 2-3-классников такая, что остается впечатление, что со сценой они дружат с первых шагов.

Участники детской студии танца «Роза» показали необычно красивый танец. Осанка, руки, четко поставленные шаги – во всем виден класс. Но только, видимо, дети не были на такой большой сцене. Теснота собственной хореографической площадки сильно отразилась на их сценическом расположении.

«Жас даурен» – многочисленный коллектив. Это уже показатель привлекательности занятий для детей. Очень подчеркнуты во внимании друг к другу. Рисунки танца непросты. Переходы сложны. Дети справились аккуратно. Но видно, что нет пока опыта выступления на больших площадках. Это проявилось в некоторой скованности детей.

«Би таңы» – коллектив, известный в городе. Поездки, конкурсы, фестивали… Заслуживающий внимания, как и многие другие детские хореографические коллективы. Но в этот раз, на сцене, видимо, оказалось больше новичков или испугал такой громадный зал? Да и танец оказался не из простых. С более-менее известными танцами как-нибудь набраться опыта. А тут – Африка! Сюжет, выстроенность его действий, костюмы, грамотно представленные взаимоотношения танцующих во время изменения мизансцен по группам – отличны по задумке. В общем, дети отличились.

Самое главное достижение детских танцевальных коллективов то, что в них присутствует огромное желание танцевать, от которого они испытывают большую радость. Радость творчества – главное, почему может и должен ребенок им заниматься.

А задумка организаторов отчетного концерта – представить его в равных условиях для профессионального и детского коллективов с иллюстрацией и выстроенным монтажным приемом танцев и видеорядов, представил отличное эмоциональное и смысловое восприятие каждого номера.

Для зрителей стала интересной видеодемонстрация материалов из жизни коллектива в Турции и на международном конкурсе «Розы Казахстана». Здесь же довелось услышать из выступления члена жюри Светланы Идеевны Мурановой – балетмейстера, заслуженного работника культуры РФ, члена международного танцевального совета СІDOOH Юнеско, учредителя болгарской фирмы «Рейнбоутур»: «Такой коллектив и такого руководителя стоит беречь и поощрять за сохранение и приумножение красоты и своеобразия казахского танца, истинного клада национальной культуры». Особенная гордость была испытана при признании ценности и красоты казахского танца, профессиональности ансамбля «Қазына» – обладателя Гран-при республиканского конкурса «Аймақтар алаңы», Гран-при приза республиканского конкурса казахского танца имени Ш. Жиенкуловой, Гран-при международного конкурса танцев «Розы Казахстана».

Аплодисментами встретили зрители достойное признание и оценку председателя жюри высокого профессионализма руководителя «Қазыны» З.Б. Ажибековой – кандидата педагогических наук, деятеля культуры Республики Казахстан. Этот отклик был ценен тем, что в зале были зрители, знающие о сложностях и проблемах занятий в хореографическом коллективе. Труд, непосильный не только для детей, но и их родителей, которые сознательно формируют качества терпеливого отношения к делу, постоянство характера, умение отрабатывать в себе чувство ответственности перед другими. Но самое главное здесь – руководители, которые обладают массой форм стимулирования, поощрения радости прикосновения к этому многотрудному, но чудному искусству, когда каждый ребенок, танцуя в ансамбле, точно знает, что его всегда и отовсюду увидят, оценят, что он частица большого прекрасного творчества. Это чувство индивидуального вклада в сотворение танца – главный росток формирования будущей творческой личности с красивой осанкой, великолепной походкой, умением управлять своим телом, сформированной фигурой, всегда привлекательный и внимательный к окружающему миру. Эти качества – главные во всех сферах человеческих отношений. Спасибо всему коллективу «Қазына» за мастерство, ответственное отношение к своему зрителю, за танцы, сотворенные на сцене с глубоким пониманием и отношением к каждому из них как к национальному достоянию каждого народа, за большой труд «выпрямлять» не только осанку, но главное – свои и наши души через прикосновение к прекрасному.

Будем ждать с победами и успехами наших любимцев со следующего конкурсного тура из Кипра.

Несипханым КАМАЛОВА

Обзор зарубежных публикаций

Отправить ответ

2 Комментариев к "Ансамбль «Қазына» – мастер душой исполняемых танцев"

Уведомлять меня
avatar
2000
Отображать сначала:   новые | старые | популярные
Я
Гость

МОЛОДЦЫ!!!!!!!

Жамила
Гость

Дочке 6 лет можно записать

wpDiscuz