На «ПетроКазахстан Ойл Продактс» проходит масштабная модернизация

0
351

В миллионный раз проезжая мимо заправочной станции «Газпромнефть», вдруг неожиданно для себя обратил внимание на бензиновые ценники, любезно выставленные на всеобщее обозрение сотрудниками АЗС. Так часто бывает: ездишь одной дорогой, скользишь невидящим взглядом по окружающим предметам, и вдруг в один момент озаряет: «Етит-летит! Опять бензин дорожает!». Вместо привычных в последнее время 125 тенге за литр АИ 92 глаза раздражающе мозолила табличка: «АИ 92 – 126 тенге».

Казалось бы, что изменилось от одного тенге? Но южане уже давно усвоили, что дыма без огня не бывает и даже маленький шаг в один тенге – это, вероятно, начало большого пути под названием «опустоши кошелек, водитель». Тенденция, однако. Памятуя, что АЗС «Газпромнефть» позиционируют себя как российские автозаправочные станции, неласковым словом накрыл владельцев из соседней республики. А про себя подумал: «Радуйтесь, буржуины ненасытные. Вот закончат в Казахстане модернизацию трех НПЗ, и тогда не будет необходимости завозить дорогой российский бензин. Своего дешевого АИ 92, АИ 95 и АИ 96 будет хоть залейся!». Правда, какое-то маленькое, но зудящее сомнение, особенно по поводу дешевизны, все же присутствовало, омрачая радужные перспективы бензинового благополучия. А тут, словно подслушав мои размышления, специалисты шымкентского нефтеперерабатывающего завода «ПетроКазахстан Ойл Продактс» организовали пресс-тур для журналистов с показом хода работ по реконструкции и модернизации своего предприятия. Вот уже где свезло.

Программа модернизации – один из наиболее важных проектов, осуществляемый на заводе за последнее время. Уже одно то, что в реконструкцию инвестируются немногим менее 2 млрд. долларов (сумма, которую можно сопоставить со стоимостью всего завода), говорит о многом. Основная цель проекта модернизации, проводимой на «ПетроКазахстан Ойл Продактс», – довести работу нефтеперерабатывающего завода до уровня, отвечающего современным мировым стандартам деятельности передовых НПЗ. Это включает в себя восстановление проектной мощности предприятия по переработке нефти до 6 млн. тонн в год, увеличение глубины переработки нефти до 90%, улучшение качества вырабатываемой продукции. После проведения модернизации на предприятии, вероятнее всего, откажутся от производства низкооктанового топлива АИ 80. В линейке продуктов увеличится объем светлых нефтепродуктов, а бензин марок АИ 92, 95, 96 будет соответствовать требованиям Евро-4 и Евро-5. И хотя в Казахстане введение новых экологических стандартов для бензинов перенесли на более поздний срок, однако автомобили уже третий год завозятся в республику с двигателями, соответствующими требованиям не ниже Евро-4. Бензин – Евро-2, двигатели – Евро-4. Бестолковщина, однако.

Одним из новых продуктов предприятия стала элементарная сера. Установка производства серы нам уже знакома по прошлому посещению. Она введена в эксплуатацию в ноябре 2015-го. Одним из факторов ее строительства стало ужесточение экологических требований. Раньше сероводородный газ вынужденно сжигался в факеле. Теперь все технологические газы завода на установке перерабатываются, и получается элементарная сера. Готовый продукт в виде чешуек желтого цвета сыплется из огромных бункеров дозированно и фасуется в мешки. Схожую картинку можно увидеть на любом мукомольном предприятии, когда муку или отруби засыпают в мешки.

«Эта установка мощностью 4 тысячи тонн элементарной серы в год построена по проекту китайской компании. К настоящему времени получено более трехсот тонн элементарной серы. То есть мы внесли значительную лепту в улучшение экологии нашей области. А служба маркетинга предприятия сейчас занимается сбытом и реализацией продукции», – пояснил Нурлан Аханов, начальник второго цеха нефтеперерабатывающего завода ПКОП. Сейчас на установке посменно работают 27 человек. Сера, расфасованная в мешки, дожидается своего часа на складе готовой продукции. А диапазон применения нового продукта чрезвычайно широк: от производства серной кислоты, необходимой при добыче урана, до изготовления пороха.

Следующим объектом посещения стала установка точечного налива нефтепродуктов, ввод в эксплуатацию которой запланирован на 4 квартал 2016 года. При многочисленных посещениях предприятия нам как-то не удавалось увидеть новостройку, хотя ее роль в улучшении экологии, безопасности производства и контроля за отпуском нефтепродуктов трудно переоценить. Две железнодорожные ветки обрамлены строящимися эстакадами. С их помощью будет производиться налив нефтепродуктов в вагоны-цистерны. При этом сократятся до минимума выбросы нефтяных паров в атмосферу.

«У нас есть старые эстакады, на которых мы производим налив. Но в жаркий летний период мы вынуждены были даже останавливать наполнение цистерн, потому что происходили сильное испарение и загазованность. В любой момент это могло вызвать пожар, взрыв. Испарение нефтепродуктов могло отрицательно сказаться и на здоровье наших работников. Поэтому сейчас мы пытаемся от этого уйти и строим установку тактового налива, в которой наполнение железнодорожных цистерн будет происходить при герметично закрытой горловине и все пары и газы будут улавливаться. Кроме того, данная установка полностью автоматизирована и позволит точно контролировать объем налитых нефтепродуктов. Все нововведения приведут к уменьшению физического труда и облегчат оформление документов. На первом этапе мы планируем на данной точке наливать все наши бензины – АИ 80 (пока он будет выпускаться), АИ 92 и АИ 96. В дальнейшем здесь также планируется наливать керосин и дизельное топливо», – ответил на многочисленные вопросы журналистов Сеилхан Джусипбеков, директор департамента инжиниринга и управления проекта.

Сейчас выполнено около 40 % бетонных работ, на 80 % смонтированы металлоконструкции. Уже начали монтировать технологическое оборудование и блоки управления. На установке точечного налива (а на эстакаде две точки налива, и каждая может наливать 730 кубометров нефтепродуктов в час) одна вагоноцистерна будет, предположительно, заполняться в течение 6-7 минут.

На действующей эстакаде со временем будут наливать только менее испаряемые продукты – мазут и вакуумный газойль, а после ввода в эксплуатацию новой эстакады большая часть старой будет законсервирована.

В поездке по предприятию никак не миновать установку ЛК-6у – гигантский блок емкостей, переплетенных трубами различного диаметра, с огромными вентиляторами и еще неизвестно чем, в чем разбираются лишь специалисты. Но все это вместе взятое занимает площадь хорошего городского квартала. В 80-90 гг. прошлого века завод был вынужден снижать свою производительность с проектных 6 млн. тонн до максимальных 5 млн., так как не хватало нефти. Сейчас потребность в нефтепродуктах в республике возросла, и вновь необходимо реконструировать производство, вернувшись к проектным 6 млн. При этом выросли требования к качеству продукции, глубине переработки нефти, уменьшению содержания нежелательных элементов в конечном продукте. Уже сейчас, после проведения работ по первому этапу модернизации, построена установка гидроочистки дизельного топлива, которая позволяет перерабатывать 1,5 млн. тонн дизеля и выпускать его летнюю марку стандартов К4, К5.

Еще одним объектом посещения стала площадка установки изомеризации. Здесь для несведущего гостя изменения наиболее заметны. Еще полгода назад на площадке стояли несколько гигантских конструкций высотой в два десятка метров, на которых размеренно работали китайцы. Сейчас – словно ожившая картина времен индустриализации. Уходящие в далекую перспективу нагромождения колонн, конструкций, труб, гигантских емкостей. Все это сверкает серебром металлических поверхностей. И явно возросшее количество китайских рабочих (мечта художника соцреализма!). Сама же установка предназначена для получения изомеризата, который является компонентом для добавки в бензины. Современные экологические требования ужесточают нормы по присутствию ароматических углеводородов в бензинах. Когда из топлива убираются бензол, толуол, то понижается октановое число. Изомеризат, получаемый на установке и добавляемый в производимый бензин, будет способствовать повышению октанового числа и улучшению качества бензинов, которые будут соответствовать стандартам Евро-4, Евро-5.

После реализации всей программы модернизации производство бензинов значительно возрастет. Из шести миллионов тонн нефти будет вырабатываться порядка 2,3 млн. тонн бензинов марок АИ 92, 96, дизельного топлива – чуть больше 2 млн. тонн. И резко снизится выработка мазута – около 800 тысяч тонн в год. При этом глубина переработки составит около 90%.

Но оставался главный вопрос – при завершении модернизации казахстанского бензина будет хватать стране или опять необходимо будет закупать российский?

«По программе, разработанной правительством РК, «КазМунайГазом», сейчас реконструируются и модернизируются все три казахстанские НПЗ. Я думаю, что в ближайшие лет пять того бензина и дизеля, которые будут выпускать модернизированные заводы, нам должно хватать. Но жизнь не стоит на месте, экономика растет, потребности увеличиваются, и, вполне возможно, нам потребуется четвертый завод», – ответил директор департамента инжиниринга и управления проекта Сеилхан Джусипбеков, поубавив мой оптимизм после увиденного.

Экскурсия по заводу подошла к концу. На площадке досборки технологического оборудования и монтажа узлов трубопровода в образцовом порядке лежали разноразмерные части будущих установок. Неспешные китайские рабочие что-то сваривали из металлических конструкций, изредка поглядывая на нежданных гостей. Впрочем, без особого любопытства. Возможно, потому, что на работе, по китайским правилам, необходимо уделять время работе. О чем красноречиво и вещал лозунг на китайском с переводом на русский язык: «Мы навсегда должны запоминать безопасности для всех очень важно».

Сергей ПАВЛЕНКО

P.S. Кстати, мою мечту о дешевом отечественном топливе почти разрушил ценник на АЗС «Satti zhol» – казахстанской сети автозаправочных станций. Там АИ 92 на днях поднялся до 127 тенге. Печально, однако.

Обзор зарубежных публикаций

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Уведомлять меня
avatar
2000
wpDiscuz