В ЮКО жители поселка Достык не живут, а выживают

975

25 лет, как некогда огромная страна перестала существовать. В результате образовались независимые государства – бывшие союзные республики. В ходе делимитации границы черта, разделившая два государства, прошла по середине города, улицы, а в случае с некогда цветущим колхозом Навои – посреди поселка.

10 домов микрорайона «Навои» поселка Достык сельского округа Ушкын Сарыагашского района попадают в зону так называемой нейтральной полосы. Если раньше ширина нейтралки на казахстанско-узбекистанской границе с нашей стороны составляла 30 метров, то теперь она будет увеличена еще на 70 метров. У чиновников всего месяц срока, чтобы решить проблемы тех, кто живет на пограничной территории. Справедливости ради стоит отметить, что хотя бы один вариант решения проблемы у сотрудников местного акимата есть. Вот только люди категорически с ним не согласны.

НЕДАВНЯЯ ИСТОРИЯ

В 2013 году на брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте страны Аскар Мырзахметов (в ту пору аким ЮКО), отвечая на вопросы журналистов относительно ситуации в Достыке, подчеркнул, что «…там никаких проблем нет…». Он сказал: «На сегодняшний день все делается для нашего народа. Пусть это будет в сфере экономики или в сфере границы. Политика для населения проводится для всех. Пусть это будут региональные населенные пункты, расположенные рядом с границей. Там никаких проблем нет».

Единственная проблема, по мнению Аскара Исабековича, заключалась в необходимости налаживания в данных населенных пунктах единого со всем Казахстаном информационного пространства. «Раньше расположенные около границы населенные пункты, в особенности Мактааральский район, получали информацию из Узбекистана. На сегодняшний день планируется 63 или 67 населенных пунктов присоединить к республиканскому вещанию, и они будут получать информацию от нас», – сказал аким.

Вот только для жителей микрорайона «Навои» главная проблема вовсе не в отсутствии информационного пространства…

ПУСТЫНЯ УБИЛА САДЫ

Выжженные солнцем поля… То тут, то там мелькнет за окном машины зеленая точка – верблюжья колючка – и так несколько километров. Это земли аула Достык. Одного взгляда на поля достаточно, чтобы понять: не только засуха уничтожает растительность на этой земле. Второй фактор, который буквально пару дней назад мог причинить немало бед достыковцам, – степные пожары.

«Недавно у нас тут 40 га земель сгорело, еле остановили огонь. Водители курят сигареты, а потом выбрасывают тлеющие бычки на обочину. А там – сухая трава, которая загорается от любой искры», – рассказывает аким сельского округа Ушкын Тасбау Полатов.

Через пару километров невеселый пейзаж сменяет совсем другая картинка – огромные мотки колючей проволоки, растянутые на несколько километров, а вдали, за проволокой, белые столбики.

«Это и есть граница…» – показывает Тасбау ага.

Словно декорация к какому-то фильму ужасов, выглядят полуразрушенные строения на нейтральной полосе между ограждениями с узбекской и нашей стороны.

«Это дома, которые первыми попали в зону нейтральной полосы. Люди получили компенсации и разъехались. Остальные, а это 10 семей, остались жить. Раньше все эти дома принадлежали колхозу «Навои» Узбекской ССР, но после определения границ двух независимых государств часть домов осталась на территории Казахстана», – рассказывает Тасбау Полатов.

Так, за разговорами подъезжаем к остаткам колхоза, которые сейчас именуются микрорайоном «Навои». Невысокие глиняные домики, огромные по своей площади дворы, которым и ограждение не нужно – задняя часть упирается в ту самую колючую проволоку. Жители как могут создают хоть какие-то оазисы зелени в своих дворах. И эти мини-цветники можно назвать победой людей над обстоятельствами, в которые они оказались втиснуты по чужой воле. Хотя, если разобраться, когда-то, 11 лет назад, это был их осознанный выбор.

Когда-то давно, в прошлой жизни, где не было границ между двумя братскими республиками, жители колхоза «Навои» жили лучше своих соседей из других аулов. Вода, свет, газ, арыки с прохладной поливной водой в каждом дворе – все это было там, где сегодня растрескавшаяся от засухи земля и дорога, в которой ноги увязают в пыли.

ВОДА НА ВЕС ЗОЛОТА

В 2005-м году, когда два государства решили очертить свои границы, та самая черта прошла аккурат по территории колхоза Навои. В результате колхоз, названный в честь великого узбекского поэта, стал официально территорией Узбекистана. Не считая 10 домов, оказавшихся по другую сторону границы.

«Нам тогда Узбекистан предлагал, мол, дадим вам гражданство, выделим землю и компенсацию, чтобы могли дома построить, но мы отказались, – рассказывает Серикбай Аликулов. – Я отказался. Подумал: я ведь казах, так почему я должен становиться гражданином Узбекистана?! Поначалу Казахстан нам тоже квоты обещал одновременно с присвоением нам статуса оралмана, но где там… Постепенно разговор о квотах сменился вопросом компенсации. У нас были даже оценщики из областного БТИ, приезжали, измеряли, записывали все, вплоть до курятников. На наши дома техпаспорта подготовили и, когда оставалось поставить начальнику подпись на наших документах и печать БТИ, нам сказали: не положено, так как мы проживаем на границе».

Отсутствие документов, по словам жителей, серьезно осложняет им жизнь. Работы в микрорайоне никакой. Можно было бы взять в аренду земли в центре сельского округа, арендная плата от 100000 тенге в год за 1 га поливной земли. Но где найти деньги?

«Я мог бы кредит взять лет на 10 да расплатиться за пару-тройку лет, но кто мне даст этот кредит?! У меня ведь даже имущества нет. Дом есть, а официально – ничего. А кредит, сами знаете, под залог имущества можно получить или если можешь подтвердить свой доход. А какой у меня доход?!» – вторит ему сосед Мадияр Жусупов.

Впрочем, имея по 25-30 соток земли, люди могли бы разбить огороды и хотя бы таким образом зарабатывать (напомню, в Шымкенте в микрорайоне «Асар» площадь теплицы перед каждым домиком – 3 сотки), если бы не одно НО. В том же 2005-м, когда произошло разделение, бывшим навоийцам отключили свет, газ, воду и перекрыли канал, по которому шла поливная вода. Все это в колхоз поступало со стороны Узбекистана. С тех пор на протяжении 11 лет люди жили, не имея коммунальных благ, а самая большая мечта каждого жителя микрорайона – как следует искупаться и вдоволь напиться чистой воды.

Воду в микрорайон привозят на тракторе. Стоимость одного литра – 2 тенге. «К нам трактор приезжает нечасто, – говорит Серик Аликулов. – Иногда звонишь, просишь привезти воды, а тракторист отвечает: если две-три тонны возьмете – приеду. А куда нам столько? У нас и хранить ее негде. 200-300 литров мы запасаем на пару дней. Больше хранить ее невозможно – на такой жаре она просто протухает. Поэтому мне приходится брать тележку и идти около четырех километров, чтобы набрать воды из арыка». Такие физические упражнения раз в два дня не прошли для мужчины даром – он заработал межпозвоночную грыжу.

«Когда мы стали казахстанцами, я в первую очередь подумал: а чем я буду здесь заниматься, – рассказывает Серик ага. – Походил, поспрашивал, мне сказали, что необходимо проучиться здесь, в Казахстане, чтобы подтвердить свой диплом. Я три года учился… Вот только дипломированный учитель физической культуры здесь не нужен. Как и школьный библиотекарь. Моя супруга тоже с высшим образованием, но работы для нас нет».

Впрочем, кое-какая работа есть: каждый день взрослое население микрорайона выезжает в центр сельского округа – на поля. С восьми утра и до семи вечера они – наемные рабочие у местных аграриев. За эту работу они получают по 1500-2000 тенге в день.

«Нам говорят, переезжайте, мол. Но куда и как? Мы, по сути, уже старики. У нас сил нет новый дом строить…», – говорит жена Серик агая Улдыкыз Аликулова.

А ПЕРЕЕЗЖАТЬ ПРИДЕТСЯ

Рано или поздно жителям микрорайона «Навои», как и других микрорайонов, живущих на границе, переехать все же придется. Причина – расширение нейтральной полосы до 100 метров.

«Мы сейчас ждем, когда к нам перейдут 80 гектаров земель. Тогда мы сможем на них разбить микрорайон – провести туда воду и все необходимые коммуникации. Соответствующее распоряжение дал глава ЮКО Бейбут Аманкулов на совещании, которое прошло 8 июля в Шымкенте. Но пока мы договорились с предпринимателем, который к тому же является нашим депутатом, что он пробурит скважину, чтобы обеспечить этих людей водой. Эта же скважина будет давать воду 380 семьям, которые мы планируем разместить в новом микрорайоне», – говорит Тасбау Полатов.

Тем временем жители села говорят: все, что им нужно, – вода. Провели бы ее к домам, и тогда нет смысла переезжать: «Там, куда нас хотят переселить, ничего хорошего. Воды там тоже нет, газа, света. Нам свет-то только провели… Зачем менять шило на мыло? Мы здесь останемся. Пусть воду проведут», – говорит Серик Аликулов, и с ним солидарны его соседи.

Единственный, кто с удовольствием переехал бы, будь у него средства на строительство, – брат Серика Аликулова Откир Аликулов: «У меня нет дома. Сейчас живу на птичьих правах в доме, хозяева которого переехали. А это значит, в любой момент, когда они решат вернуться, мне придется искать жилье. Я подавал документы, чтобы получить 10 соток, положенные мне от государства, но меня даже в очередь ставить не хотят. Причину толком не объясняют».

У многих навоийцев на той, узбекской стороне, остались родственники. Иногда они выходят на самую высокую точку с обеих сторон и машут друг другу. А чтобы попасть на свадьбу или похороны, им приходится проезжать 40 километров до ближайшего таможенного поста.

Впрочем, несмотря на все трудности даже думать о возможности переехать в Узбекистан эти люди не хотят. «Что вы, какой Узбекистан?! Как бы плохо ни было, мы здесь останемся, даже если нам там пообещают землю и деньги на стройку. Одно обидно: сейчас, когда Казахстан так растет, мы оказались на обочине», – вздыхает Серик Аликулов.

Саида ТУРСУМЕТОВА.

Новости партнеров