О грамотности и образовании современного общества

2
240
Фарида Шарафутдинова

Вы знаете, чем отличается образованный человек от грамотного? Одна знакомая удивилась вопросу: «А разве это не синонимы, разве не одно и то же?!» Нет, но это очень близкие понятия.

Образованный – значит имеющий определенный уровень знаний по окружающей действительности, по ботанике, истории, математике, физике и так далее. Заканчивая школу, человек получает среднее образование, после окончания института или университета – высшее образование.

Есть четкое определение понятия «грамотность» – это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. То есть раз грамотный, значит, умеет ясно и правильно читать, излагать свои мысли. Оказывается, людей, умеющих только читать, называют «полуграмотными».

К слову, есть научный термин «индекс грамотности» народа. Это отношение между числом грамотных и численностью всего населения, оно выражается в процентах. Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развития начального образования.

Хотела привести свежие сведения по индексу грамотности нашей страны, но нашла только данные по Докладу программы развития ООН за 2009 год. Ну хоть такие! Так вот, согласно им, из 177 стран мира Казахстан находится на 11-м месте. Уровень грамотности у нас равен 99,6. Согласитесь, совсем неплохо. Хотите узнать, кто в лидерах? Первую позицию списка стран по уровню грамотности разделяют сразу четыре страны – Грузия, Куба, Эстония и Латвия, у них уровень грамотности равен 99,8. Замыкают этот список Нигер и Мали с показателями 28,7 и 26,2 соответственно.

Думаю, наш вышеприведенный показатель семилетней давности все-таки не повод для самоуспокоения. Сами видите, грамотности у нас не прибавляется, скорее, наоборот. Причин тому несколько, и главная – наши дети, молодежь стали катастрофически мало читать художественную литературу. Рассказать, как сегодня школьники проходят русскую классику? К примеру, дали задание прочесть «Войну и мир». Уверяю вас, гениальное творение Толстого прочтут единицы. Большинство же найдет в интернете сокращенное до пары-другой страниц «Краткое содержание романа Льва Толстого «Война и мир». Чтобы проверить себя, я задала в «паутине» этот роман Толстого. Интернет выдал искомое за секунды, правда, с пояснением: «Читается за 35 минут, оригинал – за 43 часа». Как говорится, почувствуйте разницу. Ученик усвоит фабулу романа, а что там переживали Андрей Болконский, Пьер Безухов и Наташа Ростова, какие сомнения их терзали, как они искали свое место в жизни – да кому это нужно?! И в итоге – на выходе из школы – зачастую получается так: «Ой, да не помню я, в какой главе Анна Каренина Муму под поезд бросила…»

Раз мало читают, значит, не знают орфографии, грамматики. Безграмотность – это, конечно же, не смертельно, но умнеть, думаю, все-таки стоит.
Здесь путь один – САМООБРАЗОВАНИЕ. И тут мы, старшие, должны помочь молодежи или хотя бы попытаться это сделать. Берите на вооружение личный опыт. К примеру, стоит вспомнить, как нас учили в школе писать изложения. Закрепляли на доске кнопочкой репродукцию какой-нибудь картины – и давай излагай, пиши, учись высказываться, выражать свои мысли. Словом, с детьми и теми, кто постарше, надо разговаривать, подсказывать им, слушать их «разглагольствования», учить риторике. Но ни в коем случае не банальщине.

Это касается и письма – внятного изложения своих мыслей. Говорят, что раньше, до «исторического материализма», короче – сто лет тому назад, каждая гимназистка ежедневно или ежевечерне вела свой дневник, заносила в него свои впечатления, мечтания. Сегодня на смену этому «витиеватому» эпистолярному жанру пришли суперлаконичные сообщения – эс-эм-эс-ки. Общаясь в социальных сетях, мы давно уже пишем не «спасибо», а «спс», не «пожалуйста», а «пжл». Давно пишем не «хорошо» или «понятно», а универсальное «ок». В этом году стала замечать, что слов уже не надо, появились символы – не смайлики, а схематичные рисунки. Под одним из классных постов в соцсетях увидела, что есть комментарии. Поскольку тема была интересной, стало любопытно, как народ интернетовский отреагировал, что написал, какими мыслями поделился. Заглянула – и… какое разочарование! Вместо текстов и мыслей – знаки «кисть руки с поднятых кверху пальцем» или «улыбающаяся девица»… То есть даже писать уже не надо, кликай мышкой – выражайся символами.

Неправильно это! Если этого не исправлять, со временем можно остаться без хорошей, интересной работы. Работодатель при найме отдаст предпочтение грамотному человеку, а не недоучке.

Есть много причин, по которым важно и хорошо быть грамотным. И все же одна из главных мотиваций – надо быть грамотным (-ной) для того, чтобы тебя не обвели вокруг пальца. По большому счету, власти все равно – будете ли вы грамотным или нет. Это касается только вас. Но что точно, так это то, что безграмотными легче управлять.
Выбор за вами.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА.

Обзор зарубежных публикаций

Отправить ответ

2 Комментариев к "О грамотности и образовании современного общества"

Уведомлять меня
avatar
2000
Отображать сначала:   новые | старые | популярные
Alexy
Гость

Да, эти бы слова в уши журналистам «Отырара»!

Николай
Гость

А мне особенно понравился последний абзац: «По большому счёту власти всё равно — будете ли вы грамотным или нет». Конечно, баранами проще управлять. Встаёт законный вопрос — а вот такая власть нам нужна?

wpDiscuz