Проблемы с газом в Шымкенте. Расследование диванного эксперта

1617
На фото: слева - как у нас, справа - как должно быть.

Всем, у кого замерзают редукторы в газовых абонентских ящиках, — читать до конца. Кому читать лень: редукторы замерзают из-за их неправильной установки и некачественного газа.

Я проживаю в частном секторе, где недавно «модернизировали» газовую систему прокладкой подземных труб среднего давления и установили по одному ШП (шкафному пункту) на каждые два дома. И сейчас, во время заморозков, за ночь два раза прекращалась подача газа, и ни в «КТГ Аймак», ни в аварийную службу газа (тел. 104) дозвониться мы так и не смогли, что само по себе говорит либо о масштабе проблемы, либо о равнодушии соответствующих служб.

Тогда я начал разбираться самостоятельно, что можно сделать. Выяснилось, что замерзает газовый редуктор в абонентском ящике и прекращает подачу газа. Для повторного запуска на нем имеется кнопка, которую надо нажать, и рычаг, за который надо тянуть. В первые разы это помогало. Но, видимо, потом все замерзло настолько, что помог только разогрев редуктора теплой водой.

Но, секундочку, данный редуктор, FE-25 итальянского производителя Pietro Fiorentini, рассчитан на эксплуатацию при температуре от -30 до +60 градусов и такого не должно быть. Следовательно, причина либо в самом газе, в котором повышена влажность, либо в неправильной установке самого редуктора. Как я выяснил, здесь причина в обоих случаях.

По поводу влажности газа, раз есть лед и вода внутри редуктора, откуда ей еще взяться, кроме как из газа? Поэтому пусть этим занимаются соответствующие контролирующие органы и лаборатории, к тому же действующий ГОСТ 5542-2014 никак не регламентирует содержание воды в бытовом газе, то есть ее там быть вообще не должно, то есть в наши дома должен подаваться сухой бытовой газ.

Не менее интересен второй вариант — неправильная установка самого редуктора в шкафном пункте. Открываем инструкцию по эксплуатации газового редуктора (http://www.fiorentini.com/media/files/701_fex_mt_eng_apr09.pdf), где черным по белому написано:
• For gases containing humidity, the inlet should union be in downward position, that any lwater is flowing back into the supply pipe.
• Take note, that freezing humidity inside the regulator will stop the accurate operation of regulator and safety devices immediately.

Перевод:
— Для влажных газов впускной патрубок должен быть направлен вниз, чтобы любая вода стекала обратно в питающий трубопровод.
— Имейте ввиду, что замерзшая влага внутри редуктора немедленно остановит правильную работу регулятора и устройств безопасности.

А теперь смотрите на фото: слева — как у нас, справа — как должно быть.
100% наш случай: впускной патрубок направлен в бок, воде просто некуда стекать!

Получается, что кое-кто не читал инструкции производителя и установил 26 тысяч ящиков не по правилам! Это не только позволяет замерзать воде внутри редуктора, но и полностью отключает все клапаны безопасности в случае повышения давления, о чем нам сообщает производитель. А ведь в подающем трубопроводе давление может доходить до 3 атмосфер.

Для тех, кому непонятно, почему вообще замерзает именно редуктор, вспомните физику за 8 класс, термодинамика: газ при понижении давления охлаждается, соответственно, вода в нем выпадает сначала в виде росы, затем, лишившись возможности стечь вниз, замерзает. До редуктора т.н. среднее давление, в самом редукторе оно падает до низкого и идет в наши дома.

Согласно статье в одной из газет, модернизация газовой системы должна была, цитирую, «повысить надежность системы газоснабжения». По факту видим обратное.

Сейчас стоит выйти на улицу: то тут, то там жители копошатся в своих ящиках, кто-то утепляет, кто-то жмет на кнопки, кто-то обстукивает трубы. В одном случае соседи сняли и разобрали сам редуктор, из которого потекла вода. Поэтому в водной природе проблемы сомневаться не приходится.

Уверен, проблема повсеместна. Трубку по телефону 104, а также «КТГ Аймак» все так же не берут. Посмотрим, что будет, когда будут настоящие морозы до -15…-20 градусов…

Больше всего меня в данной ситуации, удивляет тот факт, что не было ни одного официального объявления о действиях при замерзании редукторов, не увеличен штат консультантов по тел. 104 или выездных бригад (иначе почему дозвониться 104 вообще невозможно?).

А теперь подумайте: что произойдет, если один из соседей пойдет перезапускать подачу газа в то время, как второго абонента не будет дома? А если у него котел отопления старого образца, без всякой автоматики? У меня такой. Отравление, взрыв, пожар — все возможно. А ведь, согласно официальному отчету с сайта kaztransgas.kz, в Шымкенте было установлено около 26 тысяч подобных ящиков, это примерно 50 тысяч абонентов.

Прошу журналистов и представителей СМИ не оставаться в стороне и профессионально разобраться в этой проблеме.

Автор: Житель Шымкента.

Новости партнеров