На главную Люди Интервью Космос как предчувствие. Эксклюзивное интервью с космонавтом-испытателем А. Аимбетовым

Космос как предчувствие. Эксклюзивное интервью с космонавтом-испытателем А. Аимбетовым

Дом Космонавтов в Звездном городке

В 2009 году наша страна упустила возможность отправить первого космонавта независимого Казахстана в космос. Всему виной, говорят, мировой финансовый кризис. 30 сентября 2009 года должен был состояться старт нашего космонавта. Но весной того же года Республиканская бюджетная комиссия сократила средства и выделенные на полет деньги были урезаны. Полет был отменен.

У каждой истории есть предыстория. В 2000 году Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин договорились о том, что Центр подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина в Звездном городке Московской области будет вести подготовку казахстанских космонавтов.

Желающих попасть в отряд оказалось немало: заявлений было 2000. А критериев отбора всего 2: наличие любого высшего образования и хорошее здоровье.

Из двух тысяч претендентов к медкомиссии в Алматинском военно-клиническом госпитале были допущены только 800 человек. А в Москву в Институт медико-биологических проблем, который непосредственно занимается отбором космонавтов, направили всего 8. И после этого в Астане на заседании межведомственной комиссии был утвержден основной состав обучения из двух человек. Это были Мухтар Аймаханов и Айдын Аимбетов. После того, как полет не состоялся, Мухтар Аймаханов задумался над тем, чтобы сменить гражданство Казахстана на РФ — и все-таки полететь в космос. А Айдын вернулся домой.

В канун Международного дня авиации и космонавтики мы взяли интервью у Айдына Аимбетова, космонавта-испытателя, полковника авиации, заместителя начальника отдела информационно-образовательного обеспечения космических технологий Института космических исследований им. У.М.Султангазина. Институт входит в Национальный центр космических исследований и технологий, который в свою очередь является подведомственной организацией Казкосмоса.

— Айдын, наверное, время учебы в ЦПК им. Ю. Гагарина было одним из самых интересных в Вашей жизни. Ведь это и общение с космонавтами разных стран, и обучение на различных тренажерах: Центрифуга, самолет, в котором проходят тренировки на невесомость, Гидролаборатория — единственная в мире, где невесомость создается под водой на точных копиях блоков МКС, а также командировки на выживание. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
— Мы проходили обучение в Звездном городке с 2003 по 2009 год. Обучение проходило в 2 этапа. 1 этап — Общая космическая подготовка с 2003 по 2005 год. По окончании присваивается квалификация космонавт-испытатель. Далее — 2 этап — подготовка в составе группы. Специалиация — МКС. Были интересные тренажеры, очень сложные, которые полностью копируют бортовые системы как пилотируемого корабля «Союз», так и МКС. На всех этапах обучения проходили выживание в разных климатических зонах. Зимой в лесисто-болотистой местности в Московской области при температуре более 30 мороза. Летом в пустыне в Астраханской области, имея только 3 литра воды на трех человек на 3 дня. Морские выживания — г. Севастополь. Во всех условиях нужно продержаться 3 суток, имея только аварийный запас. НАЗ-нерпикасаемый аварийный запас, в него входит оборудование и запас пищи для экипажа для поддержания жизнедеятельности в случае аварийной посадки в неустановленном месте.
Вообще, подготовка на «Союзы» проводится только в ЦПК, на шаттлы — в США. А так как пилотируемые полеты к МКС производятся с помощью Союзов, то значит и подготовка идет только в ЦПК. Значит, можно сказать, что Центр подготовки космонавтов все-таки уникален.

— Какую квалификацию Вы получили по окончании и кем Вы можете быть в экипаже, чем имеете право заниматься в полете?
— Квалификация — космонавт-испытатель, в экипаже могу быть борт-инженером, имею право не только эксплуатировать, но и ремонтировать бортовые системы пилотируемого корабля «Союз» и МКС.

— Айдын, по словам заместителя главы «Казкосмоса» Мейрбека Молдабекова, полет возможен не ранее 2013 года. Это действительно так? В настоящее время возобновлены ( после 2009 года) переговоры о запуске казахстанского космонавта в космос?
— Переговоры о запуске казахстанского космонавта ведутся, они не прекращались. Но и в 2013 году полет не может состояться, т.к Россия не имеет возможности предоставить место для полета казахстанского космонавта.

— Всегда говорится о том, что стран-участниц МКС 17. Почему Казахстан не вошел в их число?
— Когда начинала строиться МКС, у Казахстана, скорее всего, не было возможности на выделение средств по этому проекту.

— Есть ли у Казахстана своя космическая программа? Если да, то в чем она заключается?
— Космическая программа существует не только у космических держав. Любое государство может открыть свою космическую программу и выполнять ее, как на борту МКС, так и с помощью орбитальных спутников. Космическая программа научных исследований и экспериментов у Казахстана имеется. Разрабатывается она Национальным центром космических исследований и технологий. Немного истории. Были успешно выполнены программы научных исследований и экспериментов на борту орбитального комплекса (ОК) «Мир» и Международной космической станции (МКС). Так, на ОК «Мир» в 1991 году, во время полета Аубакирова Т.О., выполнено пять космических экспериментов с участием пяти институтов АН КазССР; в 1994 году, во время первого полета Мусабаева Т.А., выполнено восемь экспериментов с участием более десяти институтов Национальной академии наук Республики Казахстан; в 1998 году, во время второго полета Мусабаева Т.А., выполнено 23 комплексных эксперимента с участием ученых и специалистов более 20 организаций. В 2001 году Казахстан одним из первых реализовал программу научных исследований и экспериментов на борту МКС во время третьего полета Мусабаева Т.А.

— Казахстан производит что-то для космоса? (Например, части для ракет, или скафандры).
— Казахстан не произодит ни части для ракет, ни запчасти для скафандров. Но в настоящее время идет строительство сборочно-испытательного комплекса в городе Астане. На этом заводе будут происходить все этапы производства спутников, начиная от проектирования, создания и тестирования.

— У Вас трое детей. И есть сын. Ему уже 14 лет. Хочется унать о его увлечениях. Собирается ли он пойти по стопам отца?
— Мой сын после окончания школы собирается идти в гражданскую авиацию.

Благодарим Айдына Аимбетова за интервью и поздравляем с Международным Днем авиации и космонавтики.

Exit mobile version