На главную Анонс В Шымкенте начались елочные распродажи. В канун 78-летия новогодней красавицы — вся...

В Шымкенте начались елочные распродажи. В канун 78-летия новогодней красавицы — вся правда о ее рождении

В Святоникольском кафедральном соборе рождественская ель символизирует не только торжественное богослужение, но и задорный детский праздник
Ежегодно середина декабря превращает Шымкент в еловый лес. Ну и что, что искусственный....
Ежегодно середина декабря превращает Шымкент в еловый лес. Ну и что, что искусственный…

Елку в Шымкенте может позволить себе любой горожанин, имеющий мало-мальски свободное место в квартире. Разбег размеров и цен в городских магазинах и на базарах огромен — от 1000 тенге за искусственную до 40000-50000 за живую высоченную лесную красавицу. Хотя настоящая, но маленькая (не более метра) ель в кадке или просто с комом земли на рынках Шымкента стоит всего 5000 тенге.

Преимущества живой елки — это не только ее волшебный аромат, который наполнит дом хвойным запахом веселья, празднично перемешается с мандаринами и воскресит незабываемое ощущение счастливого детства. Такая елка, при условии ее дальнейшей высадки в грунт, будет радовать вас много лет. Увы, подобное счастье доступно только жителям частного сектора, тем, кто имеет собственный клочок земли. Хотя можно и в общем дворе высадить, ухаживать, только не забывать про нее и следить, чтобы некоторые предприимчивые соседи не «стырили»…

Но как бы то ни было, а покупка елки в ближайшие дни станет едва ли не самым главным семейным событием года. Традиция эта достаточно древняя, вернее, нам кажется, что так было всю жизнь. В действительности елка никак не относится к празднованию Нового года, да и символом Рождества она стала только в 15 веке.

Протоиерей Александр, клирик Святоникольского кафедрального собора Шымкента: «В шестом веке апостол Бонифаций, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, чтобы доказать бессилие языческих идолов, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, дуб повалил все деревья вокруг себя, а маленькая ель так и осталась стоять. Гибкое деревце не сломила мощь дуба. По этой народной легенде елка и стала символом Рождества. Православная церковь, конечно же, отмечает Новый год, этот праздник зовется Новолетием. Но елка все же ставится и украшается к Рождеству…»

В России елка появилась во времена Петра Первого, который привез красивую традицию из Германии. Среди указов Петра, регламентирующих разные стороны жизни российских сословий, был и документ, повелевающий ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых…».

Елку россияне не принимали, всячески царю противились и только к концу девятнадцатого века рождественская ель прочно обосновалась во всех домах.

О рождественских елях легенд сложено немыслимо много, но некоторые из них находят официальное подтверждение. Перемирие во время первой мировой войны вошло в историю и зафиксировано даже на фотографиях. Хотя не было никакого официального сообщения о рождественском перемирии, около 100 тысяч британских и немецких солдат принимали участие в неофициальном прекращении боевых действий по всей длине Западного фронта. Перемирие началось в канун Рождества, когда немецкие войска начали украшать площадь вокруг траншеи. Солдаты обеих сторон получили из дому множество посылок, в которых, кроме теплой одежды, лекарств и писем, были рождественские подарки и даже гирлянды из еловых ветвей. Немцы начали с того, что поставили свечи в своих окопах и на украшенных елках, и продолжили празднование пением рождественских гимнов. Британцы ответили пением своих собственных колядок. По всей линии огня на протяжении нескольких сотен километров не раздалось ни единого выстрела…

Отец Александр совершенно не против празднования Нового года. А елка — на Рождество…

Протоиерей Александр: «После Октябрьской революции 1917 года елка была категорически запрещена, ее посчитали символом церковной пропаганды. Вплоть до 1935 года, когда Иосиф Сталин личным распоряжением разрешил вернуть безобидную традицию. И 31 декабря 1935 года елка перестала быть рождественской и стала новогодней, а в Кремлевском дворце прошел первый новогодний праздник. Так что новогодней елке всего семьдесят восьмой год пойдет…»

В Болгарии, Югославии, Греции и Албании новогодние елки появились еще позднее — после второй мировой войны. Примерно в это же время традиция праздновать Новый год с украшенной елью пришла в Иран, Марокко и Турцию.

И все же привычная нам елка далеко не везде герой рождественских праздников. Видимо, просто из-за их отсутствия. Мексиканцы украшают пальмы, китайцы больше привыкли видеть засахаренные фрукты и орехи на веточках карликовых мандариновых деревьев, в африканских странах о Рождении Христа благовествуют баобабы.

В Святоникольском кафедральном соборе рождественская ель символизирует не только торжественное богослужение, но и задорный детский праздник.

Конец декабря для всех народов и стран, безусловно, очень волшебный и праздничный: кто-то отмечает Рождество, кто-то – Новый год, а кто-то – День зимнего солнцестояния. За века традиции и обычаи празднования накладывались друг на друга и так переплетались, что сейчас уже нельзя однозначно сказать, чей этот — по национальной принадлежности и вероисповеданию — замечательный зимний праздник. Где бы ни родилась традиция ставить хвойное дерево, вряд ли она плоха. Ели или пихты, рождественские или новогодние, настоящие или искусственные – это самый замечательный и непременный атрибут праздника, его настроение и душа!

Exit mobile version