На главную Люди Мы помним! Те, кого помнят, живут. Памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной, посвящается…

Те, кого помнят, живут. Памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной, посвящается…

В боях под Ленинградом. Октябрь 1941 года. Михаил Ралдугин - справа
В боях под Ленинградом. Октябрь 1941 года. Михаил Ралдугин - справа
В боях под Ленинградом. Октябрь 1941 года. Михаил Ралдугин — справа

Ох, как же были счастливы те, чьи мужья, братья и отцы в сорок пятом вернулись с войны! Их, добивших врага в фашистском логове, уцелевших в той страшной мясорубке, в первые дни после возвращения буквально носили на руках. Дети солдат Победы, подраставшие и народившиеся уже после войны, сполна познали отцовскую любовь и поддержку. И совсем другое дело – судьбы детей, чьи отцы полегли на полях сражений, умерли от ран в госпиталях, пропали без вести… У жительницы Шымкента Любови Ралдугиной в этом году скорбный юбилей – в августе исполнится 70 лет со дня гибели ее отца. Слово – дочери погибшего героя.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

«Я помню Победу. Я ее так хорошо помню, как будто это было не 68 лет назад, а вчера. Мы с мамой гостили у родственников моего погибшего отца в глухой деревеньке с прекраснейшим названием Миролюбово в Северном Казахстане. Дом моей бабушки – на самом въезде в деревню. Играя шестилетней девочкой (как раз в мае 45-го) рядом с домом, я увидела скачущего на коне всадника с красным флагом в руке, который громко кричал: «Победа! Победа!» и мчался к сельсовету. Это видение, как яркий кинокадр, запечатлелось на всю жизнь. Люди выскакивали из домов и бежали к конторе. Я помню, как меня подхватили, понесли, бежала мама, плакала, плакали все. Плакали и смеялись, обнимались, целовались. Плакали те, которые потеряли родных на войне, радовались все, потому что пришел конец войне постылой, пришла Победа.

Этого всадника с коня стащили, его качали, целовали, он был героем. А тех героев, кто Победу делал, не было: живые еще не вернулись с фронта, другие стали легендой. Среди других, не вернувшихся никогда, был и мой отец, капитан Михаил Иванович Ралдугин. Он погиб в августе 1943 года, пал смертью храбрых, защищая украинскую землю. И навсегда остался там. Я знаю, мать хотела переехать туда, чтобы жить там, рядом с ним, писала туда, ее отговорили, предупредив о необычайных трудностях, потому что там стоял фронт, там были бои, там было все разрушено.

СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ

Фронтовые реликвии

Война отняла у меня отца, но выросла я, любя отца, гордясь им, чувствуя необыкновенную силу, его поддержку, защиту. Другой поддержки и защиты у меня не было никогда.

Мать наша сохранила замечательный архив: письма с фронта, переписку с боевыми друзьями отца, газетные вырезки, целые газеты, различные документы, фотографии, свидетельства. Может, это всегда и давало мне силу? Я и сейчас, перебирая в руках полуистлевшие газетные листки, отношусь к ним как к бесценным реликвиям. Потому что в них – о моем отце. Я ясно вижу светлый образ своего отца, замечательного труженика и воина, прекрасного человека, настоящего гражданина, сына своей земли. Я выросла, выучилась, окончила КазГУ, стала преподавателем в школе, затем в техникуме.

Я никогда не говорила о своем отце, не хвасталась им, не пользовалась его именем. А теперь мне очень захотелось рассказать о нем. Но я опоздала. Я безнадежно опоздала. Ушли из жизни и мама, и младшая сестра (нас он бесконечно любил), другие, знавшие и любившие его. Я должна была сделать это раньше. Что ж, я делаю это сейчас, через 68 лет после Победы. Те, кого помнят, – живут!

ПРИВЕТ ЗЕМЛЯКАМ

Отец – уроженец Северного Казахстана. Там, в Пресновском районе, и жила наша семья до и в начале войны, позже переехав в смежный район Кустанайской области.

Вот перепечатка из пресновской районной газеты «Ударник» (ред. Иван Шухов).

Во вступительной части говорилось о том, как героически сражается на Северо-Западном фронте в рядах Северо-Казахстанской дивизии, сформированной в Петропавловске, земляк лейтенантМихаил Ралдугин.

За героизм и мужество, проявленные в борьбе с фашистскими оккупантами, он был награжден орденом Ленина. Раненный в одном из жестоких боев, разведчик Ралдугин долгое время находился на излечении в одном из тыловых госпиталей. А теперь доблестный офицер вновь в строю и, командуя крупной воинской частью, громит врага уже на одном из важнейших участков Юго-Западного фронта. Он передает привет землякам:

«Дорогие товарищи колхозники, рабочие и служащие любимого Казахстана! Примите горячий фронтовой привет от защитников Юго-Западного фронта! Третий год идет с того времени, как гитлеровские людоеды вероломно напали на нашу родную и мирную страну социализма. Вместо молниеносной войны немецкие захватчики получили затяжную длительную войну, изматывающую и истребляющую его технику и живую силу.

Война за Отечество еще теснее сплотила многонациональные народы Советского Союза. Казахи, русские, украинцы, узбеки, таджики и др. национальности горят желанием скорее разгромить германский империализм и его пресловутую банду правителей во главе с шакалом Гитлером.

За прошедшие бои наша часть имеет немало боевых успехов в борьбе с немецкими захватчиками. В ходе боев многие бойцы и командиры показали образцы беспримерной отваги и мужества. Мы знаем, что впереди предстоит суровая борьба с врагом до полного его уничтожения. Но уже недалек тот день, когда многонациональные народы Советского Союза будут праздновать исторический День Победы над врагом.

Мы обращаемся к вам, сыны и дочери Казахстана, всемерно крепите тыл, ибо без крепкого тыла невозможна победа над врагом. У вас сейчас начинаются самые большие и ответственные работы – уборка урожая и заготовка сельскохозяйственных продуктов. Своевременно и качественно проведите эти важнейшие работы. Этим вы поможете нам в борьбе с ненавистным врагом.

Пишите нам, как идут дела. Весточка из далекого и родного Казахстана прибавит нам сил и воодушевит на новые боевые подвиги во славу Родины.

М. Ралдугин, командир в/ч, капитан, Бородин, зам. командира в/ч, капитан. Полевая почта 74118.

ПИСЬМА С ФРОНТА

Они написаны чаще всего карандашом, как почти все письма с войны. Написаны наспех, между боями, есть и обстоятельные, полные советами жене – прежде всего беречь детей, он подсказывает, как поступить, как выжить. В письмах отец называет мою маму деточкой (он старше нее на 9 лет), наставляет. Он очень нежен и добр. Он на войне, а хочет знать о доме все, чувствуется его безграничная любовь к семье, он интересуется всем, что происходит в доме, в колхозе (пиши, как урожай и уборка его…) и т.д. и т.п.

О себе – только несколько слов или фраз. Чувствую, выставляться, хвастаться не любил, газетные статьи не одобрял (… не нравится мне это… или… ну, приукрасили)

…За последнее время ничего существенного не произошло. Был два раза в бою, лицом к лицу с противником. Сперва страшно, а потом ничего. Первый раз был в бою 13-го утром, второй раз сегодня ночью, страшнее и опаснее это было, сегодня отходил под градом пуль. Вот все новости… 16/IX-41 г. …все, что есть из новостей, – это вчера крепко дали немчуре, подрались на славу, вот о себе и все…

Ему было 33 года. Он один из сотен тысяч героев, оставшихся там, на поле брани, победивших, но не увидевших Победу.

Победе – 68. Но она как бы принадлежит живым, вернувшимся, радующимся каждой новой победной весне со своими детьми, внуками, теперь – правнуками.

Говорили и говорят о павших всегда. Вечную славу им обещают. Но у них, павших, тоже были дети, они – погибшие – тоже любили своих детей, тоже».

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Exit mobile version