На главную Люди Авторские колонки Попав в «А», не упади в «Б». О реформах в госслужбе, корпусе...

Попав в «А», не упади в «Б». О реформах в госслужбе, корпусе «А», чиновниках и другом

Главный редактор газеты "РАБАТ" Фарида Шарафутдинова
Главный редактор газеты "РАБАТ" Фарида Шарафутдинова
Главный редактор газеты «РАБАТ» Фарида Шарафутдинова

Народ и власть. За всю историю человечества в этих отношениях бывало всякое – от подчинения вождям первобытных племен, установления монархии до народовластия. Разница не принципиальная. «Любая власть насилует народ, но только демократическая думает, что народу это нравится», – столь интересную мысль высказал украинский психиатр Валентин Домиль.

Какая власть нужна народу, нам с вами? «Компетентная», – скажут одни, «Честная, справедливая», – добавят другие, третьи обязательно подчеркнут: «Сильная!» Правы и те, и другие. Для нас олицетворением власти на местах являются госслужащие – чиновники, оказывающие нам услуги от имени государства. У вас бывало, что после общения с ними – в райакимате, отделе архитектуры, земельных отношений и так далее – вдруг задаешься вопросом: «И это власть?! И эти люди нами управляют?!»

В стране идет реформирование госслужбы. Чего ждем мы от него? В первую очередь, эффективной работы госорганов, компетентности, искоренения коррупции в среде госслужащих, которая всех ну просто задолбала. Первые итоги прошедшего в стране тестирования дают надежду на перемены к лучшему.

Небольшая предыстория. В Казахстане 26 марта с руководителями, занимающими должности элитного корпуса «А», – это акимы районов, замакимы областных центров и т.д., – были заключены трудовые контракты сроком на полгода. С 15 по 27 мая желающие остаться или попасть к корпус «А» сдавали тестирование на знание законодательства республики. Всего, по данным председателя Агентства РК по делам госслужбы Алихана Байменова, в тестировании приняли участие 1787 кандидатов, из которых 499 – госслужащие корпуса «А», 931 – иные госслужащие, 357 – лица, которые не являются госслужащими. Не явились на тестирование 64 кандидата.

К слову, почему именно тестирование, а не экзамен? Объяснение – в международной практике, применяющей тестирование как метод отсева неподготовленных.

Уже известно, что 663 кандидата, или 37,1%, не смогли набрать пороговых значений. Из числа госслужащих, должности которых переведены в корпус «А», 511 человек подали документы для участия в отборе в данный корпус. Не преодолели пороговых значений 155 из них, или 30%. Вот и подсчитайте, сколько открылось вакансий…

Кого-то удивил тот факт, что больше всего неправильных ответов акимы городов и районов «выдали» по законам «Об административных процедурах» и «О порядке рассмотрения обращений и жалоб граждан»? В отношении нас чиновники одержимы одним желанием – поскорее избавиться от назойливых посетителей или сбагрить разбирательство по возникшим проблемам далее по инстанциям. Не барское это дело… Им бы свои дела успеть провернуть…

Трудно ли было проходить тестирование? На этот вопрос Алихан Байменов в ходе программы «Слуги народа» на телеканале КТК ответил: «… при прохождении тестирования необязательно знать законы наизусть, потому что каждый закон имеет свою внутреннюю логику. Когда тестируемый выбирает один из четырех вариантов, он «включает логику» и может выбрать правильный вариант».

Жаль, но не помогло «включение логики» акимам сразу двух районов Шымкента – Жамбылу Байгонову и Алимжану Куртаеву, а также руководителю аппарата акимата города Шымкента Берику Дуйсенову, не сдавшим тестирование. Всего же, по данным Агентства РК по делам госслужбы, не прошли тестирование один из 17 ответсекретарей, два из 14 руководителей аппаратов акимов областей, 8 из 41 председателя комитетов, 20 из 75 председателей и членов ревизионных комиссий, 54 из 191 акима районов, городов, 2 из 16 председателей дисциплинарных советов Агентства РК по делам госслужбы. В числе «двоечников» – главный санитарный врач страны Жандарбек Бекшин, председатель Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Даулетхан Есимов и даже наш земляк, председатель Комитета по финансовому мониторингу Мусиралы Утебаев. В самом продвинутом ведомстве страны – Мининдустрии и новых технологий – тестирование провалили главы сразу четырех комитетов.

Что будет с ними? До 26 сентября – дня окончания действия трудовых договоров – они должны освободить занимаемые места. А далее на выбор: на понижение, в корпус «Б», в бизнес и т.д. Это не наша печаль, тем более что у них наверняка припасены «запасные» варианты.

К слову, лидер ДПК «Ак Жол» Азат Перуашев назвал итоги аттестации провальными. Перуашева возмутило, что некомпетентные госслужащие еще четыре месяца будут исполнять свои обязанности, не зная законодательства. А ведь это их прямая обязанность – обеспечение принципа верховенства законов – базового принципа госслужбы.

Чем еще хорошо такое тестирование – так это предоставленной возможностью для сотен людей «не от власти», точнее 477 человек не госслужащих, попасть-таки в ее высший эшелон. Как признают в самом Агентстве по делам госслужбы, ранее, при «патронажной» системе и «политическом» характере назначений, они могли бы и не попасть в поле зрения лиц, имеющих право назначения на управленческие должности. Нет худа без добра.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Exit mobile version