На главную Новости Шымкента Общество Случилась беда – звоните 112

Случилась беда – звоните 112

Когда случается беда, большая или маленькая, мы, шымкентцы, ждем помощи. Мы звоним спасателям, и их главная задача – примчаться вовремя. И хорошо, если это просто захлопнувшаяся дверь или кошка на дереве, – иногда бывают моменты, когда каждая потерянная секунда забирает драгоценную жизнь…

…Неприметный проулок неподалеку от областного военкомата, глухие ворота, одноэтажный домик… Это и есть база областного спасательного отряда (ОСО). Идеальный порядок: несмотря на «то снег, то дождь, то грязь», автопарк со спецтехникой приятно поражает чистотой. Вот они под навесом красавцы-автоспасатели: полностью укомплектованные КамАЗы, небольшие УАЗы, начиненные спасательным оборудованием, «Нивушки»-внедорожники, среди которых горой высится «Нива»-разведка – та самая машина, без которой на занесенных трассах как без рук. «Она же не проваливается в снег, – объясняют ребята-спасатели, – едешь по снежному насту, а под тобой занесенные автомобили, автобусы. Подсчитываешь объем спасательных работ. Колеса у этой «Нивушки» устроены так, что она не придавит и не помнет никакую машину».

Случилась беда – звоните 112
…полностью укомплектованные КамАЗы, небольшие УАЗы, начиненные спасательным оборудованием…

Особый восторг вызывает непривычный для нашего региона снегоход. Даже название у него не наше, северное – «Тайга». «Перед Новым годом получили, – улыбается Галымжан Дюсенбаев, заместитель начальника по оперативной работе ОСО ЮКО. – Вот, пока на довольствие ставим «Тайгу», ухаживаем: масло, топливо… Да и права категории «А» теперь нужны для управления снегоходом».

Есть в отряде и гусеничная техника, сейчас в связи с усиленным несением службы «гусеницы» дежурят в районах. «Буквально на днях пришлось роженицу в Байдибекском районе эвакуировать, – рассказывает Галымжан, – еле успели до районной больницы довезти».

– А если бы не довезли?
– Ничего страшного, ребята бы справились, не впервой.

Одна роженица, по словам спасателей, – это цветочки. В прошлый зимний сезон из занесенного снегом поселка Актас Байдибекского района подразделение отряда вывозило сразу восемь женщин в положении и с ними мужчину-астматика. Одна из спасенных норовила родить прямо в спецавтомобиле. Мальчишка же, к счастью, появился на свет в приемном покое шаянской больницы. Спасатели, шутя, наперебой предлагали свежеиспеченной маме свои имена – на память. Так что нервы у членов спасотряда – железные.

Особый восторг вызывает непривычный для нашего региона снегоход

«Все наши сотрудники в обязательном порядке проходят не только медицинскую, но и психологическую подготовку, – рассказывает замначотряда, – несколько раз в год мы стажируемся и сдаем экзамен в медколледже, так что каждый из нас имеет сертификат парамедика. Первую помощь оказать – наша прямая обязанность. Бывают такие случаи, что врачи «скорой» теряются или даже в обмороки падают от увиденного, а мы права на это не имеем. Особенно, в горах, когда от людей, бывает, останки приходится по камням собирать. А в городе ДТП с раскрытыми черепами и открытыми переломами. Приедет бригада «скорой», а там… Не всегда укол обезболивающий могут сделать. Приходится нам».

Стрессоустойчивость должна быть очень высокая. Еще есть такое понятие – выгорание, когда человек не выдерживает психологического перенапряжения. Не удивительно, ведь ребята во время дежурства иногда такого насмотрятся, что и врагу не пожелаешь, поэтому за душевным состоянием сотрудников обязательно следит врач.

… Во время беседы осматриваю и служебные помещения – здесь тоже идеальная чистота как снаружи, так и внутри. Очень напоминает территорию войсковой части, хотя, по сути, у спасателей те же порядки, что и в армии. Спасатель – универсальный солдат, у каждого по семь-восемь специальностей. Есть в отряде и сварщики, и скалолазы, и водолазы, ведь работа спасателей такая, что никогда не знаешь, откуда придет тревожный сигнал и с чем столкнешься на месте происшествия.

…большая часть вызовов из цикла «вот и сходил за хлебушком»…

Какими будут сутки дежурства, тоже не угадаешь, говорит спасатель, но веселая примета есть: если журналисты договариваются подежурить вместе с отрядом, значит, ближайшие 24 часа будут на редкость спокойными. «Иногда тихо, а бывают смены, когда вызовы идут один за другим, – рассказывает Галымжан Дюсенбаев. – Только в новогоднюю ночь за несколько часов наши ребята выезжали десять раз, в 2014 году – это пока рекорд. В 2013-м рекордное количество – 19 выездов за смену. Зато январь оказался богатым на животных – только в первые недели нового года спасать «животинку» пришлось пять раз. Большая часть спасенных были бездомными, но сразу после вызволения обзавелись хозяевами. Порадовали шымкентцы: много среди нас неравнодушных, которые не пройдут мимо щенков и котят, попавших в беду. Выводок котят, например, каким-то образом попал в трубу заброшенной котельной в 11 микрорайоне, дети услышали писк, а родители позвонили. Пришлось альпинистское снаряжение применять – котята сидели в трубе на глубине более трех метров. Щенки проваливаются то в ямы, а то еще хуже – в септики. Барахтается, визжит, на помощь зовет, как не полезешь – полезешь…»

И все-таки большая часть вызовов из цикла «вот и сходил за хлебушком», шутят спасатели. Основные звонки типа «вышла в магазин, а ключи забыла, дома ребенок… чайник-кастрюля- казан на плите кипит» или «пришла навестить бабушку-дедушку, должны быть дома, а двери не открывают, к телефону не подходит…»

Типичный случай. Мужчина не открывает дверь, соседи беспокоятся, не случилось ли чего. Приезжают спасатели. Дверь железная, так просто не открыть. Лучше – через окно. Поднимаются этажом выше, просят женщину впустить, чтобы спуститься с балкона. Но соседка чего-то вдруг испугалась и не пускает внутрь. Приходится лезть через крышу. В это время вызывают участкового. «Жив!» – говорит спасатель, открывая дверь изнутри. Оказалось, дедушке стало плохо, он упал, а подняться не смог, пролежал четырнадцать часов. Спасатели перекладывают старика на кровать, вызывают «скорую» и дожидаются врачей. Дело сделано.

Железные двери – бич спасательных работ. И хорошо, если это дешевые китайские, а попадаются чуть ли не бронированные, с мощными засовами – хоть взрывай.

«Помню, был вызов на квартиру: ребенок заперся изнутри и не может открыть дверь, – вспоминает Галымжан. – Этаж не первый, никак через окно не забраться. Надо ломать дверь. Когда в квартиру все же попали, хозяйка давай нас отчитывать, что мы ей дорогую дверь попортили и вообще работать не умеем. Что тут скажешь? Промолчишь, конечно, но на душе радость от того, что с ребенком все хорошо. Понимаете, человек устроен так, что ему хочется поскорее забыть о случившемся несчастье. Возможно, именно поэтому нас не всегда благодарят, а бывает, что и ругают».
Но и в этой сфере спасатели не стоят на месте, совершенствуются. Ящик со слесарными инструментами заполнен до отказа. Помимо обычного инструментария отдельной связкой – специальные проволочки с крючками, фигурно отшлифованные приспособления. Выламывание двери за редкими исключениями – уже в прошлом, – в основном двери вскрываются «безболезненно» для хозяев.

Сотрудники службы не выбивают стекла в окнах, а в считанные секунды открывают любую форточку. «Это наш стиль, – с гордостью говорят спасатели. – Зачем людям причинять вред, если мы можем и так все сделать как надо? А форточка – это ерунда, семечки. Вот наше последнее «ноу-хау» – стеклопакеты. Их мы тоже вскрываем, не разбивая стекол».

…Травля баек, подначивание друг друга, анекдоты, истории из жизни – день течет в совершенно спокойном русле. Никакой сложности, на первый взгляд. Но когда видишь спасателей в работе, начинаешь понимать, что по-другому просто невозможно. Чувство юмора спасает от мыслей о происходящем. И все они влюблены в свою работу – иначе никак.

…когда видишь спасателей в работе, начинаешь понимать, что по-другому просто невозможно…

«Почему-то люди до сих пор не уверены в работе единой диспетчерской службы, – сетует спасатель. – Когда случается беда, звонят куда угодно: в полицию, «скорую помощь» – это особенно заметно, когда очевидцы аварии просят о помощи. А порой быстрый звонок на номер 112 поможет спасти чью-то жизнь. Зажало пострадавшего в салоне автомобиля, только наши специалисты могут его выручить. А получается, что очевидцы вызывают полицию, потом «скорую», и только врачи «скорой» вызывают наш отряд. Самое дорогое время уходит! Наши ребята приезжают, а у пострадавшего уже токсический шок и смерть. И несколько таких случаев уже было. А если бы мы приехали первыми, возможно, человек остался бы жив».

Есть в истории спасателей и курьезные случаи. Насмотревшись криминальных боевиков, народ не совсем адекватно воспринимает службу спасения. «Как-то звонит женщина в истерике, плачет, кричит, насилу успокоил, чтобы выяснить, в чем дело, – вспоминает Галымжан. – А она мне: «У меня сосед денег занял и не отдает! Приезжайте, заберите у него мои деньги!» На мое недоумение – а при чем тут мы – женщина возмущенно заметила, что, мол, раз мы экстренная помощь, то вот как раз сейчас она в этой помощи и нуждается. А судиться с соседом дорого и долго…»

Ювелирные изделия доставляют специалистам спас-отряда не меньше хлопот, чем железные двери. Особенно в праздничные дни, когда мужчины преподносят своим дамам кольца и перстни. «Хочется сделать сюрприз, – смеется Галымжан, – а вот угадать с размером для любимой не всегда удается. Кольцо с любовью «натягивается» на палец, но это не платье, по швам не треснет. А когда палец окончательно посинеет, вызывают врачей. А доктора – нас. Ребята приезжают, распиливают. В принципе, то же самое ДТП с зажатием, только в меньшем масштабе: в зажатом участке тканей скапливаются токсины, без помощи специалистов можно лишиться пальца».

К замечанию спасателей стоит отнестись серьезно: на носу день Святого Валентина, Восьмое марта. Уважаемые мужчины, берегите здоровье своих женщин, лучше обходиться без таких вот сюрпризов. Берите свою любимую с собой в поход по ювелирным магазинам.

… В неспешной беседе течет время. Разглядываю лица тех людей, которые на вызовах несут ответственность за нашу жизнь. Молодые и не очень, но какие-то ясные и мужественные. Взгляд цепкий, внимательный.
Я бы в спасатели не пошла, думаю, не смогла бы…

«В принципе, спасателем может стать любой желающий, – читает мои мысли Галымжан Дюсенбаев. – Соблюсти несколько условий – и все. Служба в армии, кстати, не обязательна, у нас есть сотрудники, которые не служили. В Законе о ЧС РК имеется статья: «Статус спасательных формирований», там все и расписано. Но обязательна хорошая физподготовка, будущий спасатель проходит спецкурсы, аттестацию. Существует и книжка спасателя, в нее заносятся все выезды, уровень их сложности. При желании можно получить и профессиональное образование в Кокшетау, в техническом институте МВД».

… За пару часов моего пребывания в спасотряде – ни одного вызова, в диспетчерской мерно пощелкивает и шипит рация дежурного. Периодически вспыхивает звук голоса диспетчера единой службы: «Все ли спокойно?» Пару минут переговоров – и снова тишина.

В соседнем кабинете инструктор дежурного отряда отрабатывает азы первой помощи с девочками-подростками – спасатели растят себе смену, при подразделении работает секция юных спасателей. «Это же хорошо, когда тихо, – улыбается Галымжан Дюсенбаев, – значит, ни в один дом в это время не нагрянула беда. Никто не пострадал, никому не больно, нет трагедий. Показатели нашей работы такие: чем меньше ее у нас, тем спокойнее живут люди».
Только с 1 по 24 января оперативный спасательный отряд выезжал на происшествия 58 раз. Это и вскрытие дверей, и спасение животных, и ликвидация последствий ДТП. Спасателям приходилось откачивать воду из подвала, эвакуировать людей из снежных заносов, снимать кольца и ловить змей (откуда они взялись зимой – неизвестно).
Ежедневно и круглосуточно по нашим звонкам готовы выехать четыре подразделения, в составе каждого из них пять специалистов. На пульте «112» дежурят 12 диспетчеров.

P.S. 31 января приказом начальника ДЧС по ЮКО в Байдибекский район направлены 2 единицы техники высокой проходимости и 4 человека личного состава отряда. В ночь с 31 января на 1 февраля из снежного заноса спасатели извлекли 8 автомобилей и 38 человек.

Exit mobile version