На главную Новости Шымкента Общество Не хочешь идти в суд? И не надо!

Не хочешь идти в суд? И не надо!

медиация – это быстрое разрешение споров и конфликтов. Все происходит по принципам добровольности и равноправия сторон
медиация – это быстрое разрешение споров и конфликтов. Все происходит по принципам добровольности и равноправия сторон
Медиация – это быстрое разрешение споров и конфликтов. Все происходит по принципам добровольности и равноправия сторон

Взаимная неприязнь двух сторон – неизбежное последствие судебных разбирательств. Оказывается, этого можно избежать.

Под колесами автомобиля погиб 16-летний парень. Единственный сын у матери-одиночки. Горе безутешное. Машиной управлял юноша восемнадцати лет. По горькой иронии судьбы – тоже единственный ребенок в семье. Далее, как водится, – полиция, уголовное дело. У виновного впереди незавидная перспектива – как минимум, два года тюрьмы. Пусть даже по неосторожности, но убийство. Или другой случай. Похитили человека. Тоже статья. И не «маленькая». Но похититель – молодой человек. И намерения у него были самыми благими. Да и похищенная, а именно так оно и есть, – возлюбленная похитителя. Что ж? Менталитет кочевника иногда идет вразрез с современным законодательством. Теперь парню светит срок «за любовь»…

И в том и в другом случаях есть нюансы, которые вызывают у людей ощущение как бы… невиновности виновных. В первом случае мальчик погиб по собственной неосторожности. Не посмотрев по сторонам, выбежал на дорогу – и прямо под колеса. Чистой воды несчастный случай. Во втором – «виновато» нежелание родителей девушки отдавать свою дочь именно за него, за похитителя. Почему? Одному небу известно.

Здесь-то и помог человек, которого можно назвать примирителем. Их сейчас называют медиаторами, от латинского mediator – посредник. В обеих ситуациях он смог достучаться до сердец потерпевших сторон. Благодаря труду медиатора родилась новая семья и все отсюда вытекающее. А мать погибшего парня хоть и потеряла сына, но получила вечную благодарность родителей невольного убийцы за прощение и материальную компенсацию. Кстати, об «откупе». Еще в конце 17-го – начале 18 века в Казахстане при правлении хана Тауке, которого заслуженно считают основоположником обычного права казахов, произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества. Свод законов под названием «Жети Жаргы» – «Семь правовых канонов» (если так можно выразиться) был разработан при его непосредственном участии. Одним из пунктов «Жети Жаргы» был закон о куне (откупе), устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения. Так, за убийство мужчины можно было откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину – 500. Возможно, поэтому казахи не уничтожили друг друга в «кураже» кровной мести.

А КАК У НИХ

  • В Китае около трети споров решается во внесудебном порядке.
  • В Японии использование медиации традиционно связано даже с негативным отношением к выбору государственного суда как способа урегулирования разногласий.
  • В США вся система права направлена на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до суда. В сфере экономики, политики, бизнеса без медиаторов не проходит ни один серьезный переговорный процесс. Выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации, существуют Национальный институт разрешения диспутов, а также частные и государственные службы медиации.
  • В Германии медиация гармонично встроена в систему правосудия. Например, посредники работают прямо при судах, значительно снижая количество потенциальных судебных тяжб. В большинстве немецких школ права введен постоянный курс медиации. Успешно действует Международная ассоциация интегрированной медиации, которая объединяет медиаторов более чем 10 стран мира.
  • Австрия одна из немногих стран мира, где профессия медиатор внесена в номенклатуру профессий.

Непростые случаи, как приведенные выше, к счастью, происходят гораздо реже, чем бытовые проблемы с криминальным окрасом. У кого-то утащили сохнущее белье, где-то подрались подростки, забрали сотовый телефон. Или же не отдали вовремя долг. Кто-то не хочет возвращать задаток за продающуюся недвижимость, так как залогодатель не успел рассчитаться в срок. Раздел имущества, право на наследство, алименты и т.д. и т.п. У дознавателей в производстве находятся десятки дел, в которых следователь должен скрупулезно разобраться и поставить все точки над «i». Все эти дела в конечном итоге перекочевывают в судебные канцелярии. Там история повторяется. Опрос свидетелей, обвинительная речь прокурора, адвоката, прения сторон… Порой дела затягиваются на неопределенно долгий срок. Растет количество всевозможных бумаг.

А каково действующим лицам судебных тяжб? Например, человеку приходится часто отсутствовать, уходить с работы на допросы и судебные слушания. А какому работодателю это понравится? В жизнь человека приходят нервозность, стресс, все остальное отступает на второй план. А судебные издержки, наем адвокатов? И после оглашения приговора стороны часто расстаются с горьким осадком на душе.

Всего этого можно избежать, потому что медиация – это быстрое разрешение споров и конфликтов. Все происходит по принципам добровольности и равноправия сторон. Плюс полная конфиденциальность. Медиатор независим, беспристрастен и не допускает вмешательства четвертой стороны, кем бы они ни были.

На V съезде судей РК было озвучено, что важно сократить число споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, внедрять альтернативные способы их разрешения, в том числе примирительные процедуры и медиации. И это уже работает. Например, с июня по октябрь 2012 года только один шымкентский медиатор Эльмира Есенбекова занималась примирением сторон в 113 случаях. 56 из них закончились миром. В 2013 году к ней за помощью обратилось уже 733 человека. Самыми значительными результатами своей деятельности медиатор считает исходы дел по лишению родительских прав (из 23 дел 7 закончилось положительно, то есть дети остались с родителями) и дел по расторжению брака (из 66 супружеских пар 19 сохранили свои семьи).

Помощь медиаторов у нас постепенно становится все более востребованной. В Шымкенте намечено проведение круглых столов, где специалисты будут разъяснять людям суть работы примирителей. Возможно, в будущем дознание и суд станут заниматься только делами по тяжелым статьям (ну и, конечно же, в которых противные стороны не смогли «полюбовно» разрешить свои притязания). А в тюрьмы будут попадать только те, чьи поступки полностью отвечают смыслу слова «злоумышленник».

Бахытжан ЕСИРКЕПОВ

Exit mobile version