ПЕРЕХОД без ОПАСНОСТИ

170
Водитель даже не собирался останавливаться. Напротив, он ударил по газам
Водитель даже не собирался останавливаться. Напротив, он ударил по газам
Водитель даже не собирался останавливаться. Напротив, он ударил по газам

Всего полметра… Каких-то 50 сантиметров пути отделяли Ляззат от тротуара на той стороне дороги. Женщина шла, уверенная, что с нею ничего не случится – дорогу она переходила по правилам. Строго на пешеходном переходе…

В тот день Ляззат Нарымбетова, распространитель газеты «РАБАТ», приехала к дендропарку, чтобы оставить несколько газет в будке охранника. Привычный маршрут. Водитель Тажибай Дарменшиев остановился неподалеку от пешеходного перехода – на стоянке у мемориала «Касирет». Ляззат перешла на ту сторону дороги, оставила газеты в будке охранника и возвращалась обратно. Пройти дорогу на этом участке можно исключительно на пешеходном переходе – только там есть проход между высоченной оградой, установленной на разделительной полосе. Она уже преодолела две полосы трехполосной дороги – машины спокойно пропускали женщину. Тажибай открыл дверцу машины и ждал, когда подойдет Ляззат, – маршрут им предстоял еще долгий. В этот момент с третьей полосы вылетел белый «Жигуленок». За рулем сидел парень. Глухой удар, какой-то жуткий звук, а потом Ляззат, которая летит в воздухе… и машина, тот самый «Жигуленок», куда-то уносит на своей крыше окровавленную женщину. О том, что случилось потом, даже Тажибай, бывалый водитель, повидавший на дорогах всякое, рассказывает с плохо скрываемым волнением: «Водитель даже не собирался останавливаться. Напротив, он ударил по газам. Думаю, он хотел сбросить Ляззат с крыши своего авто и скрыться. Я прыгнул за руль своей машины и бросился за ним. Но сильно гнать я тоже боялся. В любой момент Ляззат могла упасть и оказаться под колесами уже моего авто. Мы проехали около 250 метров, пока какая-то машина не обогнала виновника ДТП и не прижала его к обочине. Он был вынужден остановиться».

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

 Если взять статистические данные, то становится по-настоящему не по себе. Например, в 2013 году на дорогах Южного Казахстана погибло 529 человек. По стране – более 3000. Почти 50000 человек получили увечья и ранения различной степени тяжести.

А это – статистика всего одного дня.

17 марта на территории Южно-Казахстанской области произошло 11 ДТП, погибли 2 и пострадали 9 человек, в Шымкенте произошло 8 ДТП, пострадали 8 человек.

(Информация с официального сайта ДВД ЮКО).

Как рассказал Тажибай, Ляззат в тот момент была в сознании. Из другой машины вышла молодая женщина и спросила, может ли она чем-то помочь. «Я сказал, чтобы она вызвала «скорую», а сам в это время поддерживал голову и руку Ляззат. Водитель «Жигуленка» вышел, вышла и женщина, которая ехала с ним. Я не понял, мать его это была или сестра. Предложили свою помощь. Лучше бы не предлагали. Мне надо было сообщить о случившемся на работу, поэтому я и попросил их поддержать голову Ляззат, пока позвоню. Женщина не смогла даже подойти».

По словам Тажибая, «скорую» пришлось ждать минут 25-30. После того, как Ляззат аккуратно спустили с крыши и увезли в больницу, приехали дознаватели. «Они сначала поговорили в своей машине с водителем. Потом пригласили в свою машину меня. Каково же было мое удивление, когда мне сказали, что водитель, возможно, и не виноват. Он-де сказал, что ничего не нарушал, а вот Ляззат переходила дорогу в неположенном месте. Я вспылил – о чем вы говорите! Там больше негде перейти – везде забор, который не то что женщина, я, мужчина, просто так не перелезу!» – рассказал Тажибай.

Несколько суток Ляззат находилась между небом и землей – периодически приходя в сознание и снова проваливаясь в небытие. Открытый перелом левой голени и закрытый – правой. Перелом нижней трети левого бедра. Сломано левое плечо. Вдобавок ко всему – ушиб головного мозга. Как говорит заведующий травматологическим отделением БСМП Алишер Шоманбаев, ей предстоит перенести четыре сложные хирургические операции. К сожалению, пока врачи не дают гарантии того, что она сможет полностью восстановиться.

Супруг Ляззат Кожабек Кожанов намерен добиться справедливого наказания для виновника ДТП: «Он не признает свою вину. А когда я с ним хотел поговорить, стал на меня кидаться: «Ты кто такой? Я виноват, что ли?! А ты что делал бы, будь на моем месте?!». Со мной созвонились его родственники, сказали, что хотели бы прийти с извинениями, но кроме его «Я не виноват!» я пока ничего не слышал. Я добьюсь, чтобы он сел».

Сейчас скорейшего выздоровления мамы ждут четверо детей, самому младшему еще нет и пяти лет.

ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Все мы знаем элементарные правила поведения на дороге. Чтобы не перейти дорогу «на тот свет», лучше всего воспользоваться пешеходным переходом. Он является зоной безопасности, но при условии, что соблюдать правила перехода будут пешеходы, а правила проезда – водители. К сожалению, в нашем городе это правило слишком часто дает сбой. У нас недостаточно переходить дорогу на зеленый свет или по переходу, даже при этом нужно держать в поле зрения все машины, подъезжающие к переходу, – ведь кто-то может и не остановиться.

Одно дело, когда ты отвечаешь только за свою собственную безопасность на дороге. А если с тобой ребенок? Да еще в коляске или на трехколесном велосипеде? Есть три варианта перехода проезжей части с коляской. Первый – когда мы толкаем ее перед собой. Это самый опасный способ. Даже если один, правый ряд машин остановился, чтобы вас пропустить, то из второго, левого ряда водитель может не заметить коляску, так как она находится ниже уровня машины. Теряется обзор дороги, следовательно, и контроль над ситуацией.

Второй вариант – мы везем коляску позади себя. Тоже небезопасно, поскольку в этом случае мы контролируем ситуацию впереди себя, но не видим, что происходит сзади.

Самый безопасный – третий способ, когда мы держим коляску справа сбоку от себя. В этом случае у вас есть возможность при возникновении критической ситуации отдернуть коляску назад, или толкнуть вперед. Но единственное правильное решение – взять ребенка на руки, неважно, переходите вы дорогу по пешеходному переходу или нет.

То же самое касается и велосипедов. Иногда приходится наблюдать такую картину. Мама переходит дорогу, а рядом едет ребенок на трехколесном велосипеде. И мама не понимает, что в этот момент малыш совершенно не защищен. Стоит ему просто наехать на камешек, он потеряет равновесие и упадет с велосипеда на проезжую часть. Прежде чем выйти на дорогу, ребенок должен сойти с велосипеда. Согласитесь, маме несложно в одной руке перенести трехколесный велосипед, а другой взять своего ребенка за руку и перевести его. Причем здесь, как и с коляской, действует правило «правой руки» – ребенок всегда должен находиться справа от взрослого. И держать его нужно не за кисть, а за запястье. Ребенок непредсказуем: если вдруг он что-то увидит на другой стороне дороги и побежит, его ладошка легко выскользнет из вашей руки.

Даже когда вы идете по тротуару, особенно близко расположенному к проезжей части, ведите ребенка справа от себя. Случаи, когда людей сбивают на тротуарах, участились: машину может выбросить при столкновении, автомобиль может легко перескочить через бордюр, если водитель при повороте не справился с управлением… Даже когда вы ожидаете зеленого сигнала светофора, не стойте у самой кромки проезжей части, отойдите на полметра. На дороге может произойти все что угодно. А перейти проезжую часть вы всегда успеете.

Наконец, при переходе дороги не разговаривайте по телефону, не отвлекайтесь – «слушайте» улицу. Чтобы вовремя среагировать на сигнал, который в случае опасности может подать водитель, или на свисток полицейского, который регулирует движение.

Берегите себя и своих близких.

Саида ТУРСУМЕТОВА

Новости партнеров