На главную Анонс В Шымкенте езда на велосипеде набирает популярность

В Шымкенте езда на велосипеде набирает популярность

Ребята, которым еще по возрасту запрещена проезжая часть, оккупировали городские парки и скверы
Нурлан ни за что не поменяет своего двухколесного друга на автомобиль
Нурлан ни за что не поменяет своего двухколесного друга на автомобиль

Скорость, стабильность, бодрое настроение. Свежий утренний ветерок мягко обдувает лицо. Никуда не опаздываешь. «И никакого при этом простатита!» – полушутя-полусерьезно заявил один мой знакомый, бодро взлетая в седло велосипеда. Все больше в Шымкенте становится людей, которые ни на что не променяют своего двухколесного друга: на комфорты-кондиционеры-титановые диски-абээсы…

«…Я тут сегодня пропустил иномарку – сложный поворот был, да еще другая машина разворачивалась… А водитель едет за мной и сигналит, думаю: что ему нужно, я же его пропустил? Выбрал момент, оборачиваюсь, а за рулем мужчина машет рукой, спасибо, мол, брат. Так приятно стало, а то дороги раньше были только для машин, велосипедисты, вроде, и не люди!» – Нурлану Бектаеву есть чему радоваться, за рулем велосипеда молодой мужчина уже четыре с лишним года.

За это время не раз менялись средства передвижения, но свой первый велик Нурлан помнит особенно.

«Мы с братом купили в складчину велосипед украинского производства, – вспоминает Нурлан, – но я быстро вошел во вкус, и брат велосипеда почти не видел. Я не уверен, что тот велик был действительно украинским: месяц ездил, месяц ремонтировал, все запчасти «летели», как будто он ширпотребной китайской сборки. Педали отваливались, руль вело, шины «горели» и лопались. Вообще, мучение, а не велик. И все же этот железный конь у меня и Крым и Рым прошел. Потом уже начал смотреть на качество, и следующий велосипед был значительно дороже, удобнее и качественнее. Сегодня у меня их два: шоссейный и горный. На горном в городе тоже удобно, потому что с дорогами, особенно на окраинах города, непорядок. А горный он где хочешь пройдет!».

В семье Нурлана есть автомобиль, но хозяин велосипеда утверждает, что это крайне громоздкое, неудобное и затратное средство передвижения. Причем за эти годы практически все братья Нурлана пересели на двухколесный транспорт. «Заразил» великом, – смеется Нурик, – теперь вот на выходные в аул собираемся. В одиночку сто километров мотать скучно, да и небезопасно, а вот компанией весело…»

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ С УГРОЗОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ

Безопасность – разговор отдельный. Как с ходу заявила моя коллега: она бы в седло хоть сейчас с удовольствием, но страшно: водители автомобилей-то друг друга не уважают на дороге, а что говорить о велосипедистах! И правда, немалое количество шымкентцев на полном серьезе считает, что велосипедисты в нашем городе – странные существа, мешающие жить всем, в том числе и друг другу, этакие пасынки дорожного движения. Им, мол, не ясно даже, с какой стати при правостороннем движении необходимо двигаться только справа. А они хотят посередине… или слева, как в данный момент удобнее…

Со всеми этими высказываниями Нурлан категорически не согласен. «Пасынки, как ты говоришь, есть и среди пешеходов, и велосипедистов, и автомобилистов, – поясняет Бектаев. – Нарушают все кому не лень, только вот не надо под одну гребенку всех чесать! Пусть каждый за себя отвечает. У меня за четыре года вождения нет ни одного нарушения. Считаю, что ездить по правилам – основа безопасности жизни. И могу сказать точно: водители на машинах уже признали велосипедистов полноправными участниками движения. Или нас много, может, стало, поэтому машины с нами считаются. В последнее время вижу, как увеличивается поток именно велосипедистов-владельцев, тех, кто сам купил себе транспорт, а не напрокат взял. Кстати, мы даже приветствуем друг друга на дорогах: много взрослых мужчин и женщин пересели на велики. И вижу, как культура на дорогах повышается. Когда по правилам нужно – пропускают, не подрезают, как-то все соблюдается. Удивительно, но даже в последнее время водители пропускают велосипед на второстепенных дорогах, хотя в идеале не обязаны…»

ВЕЛОЖИЗНЬ ПО ПРАВИЛАМ

Согласно правилам дорожного движения Республики Казахстан, управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (ПДД, п. 24.1). Велосипедист, сошедший с велосипеда и ведущий его руками, приравнивается к пешеходу.

Велосипед должен быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем (фарой) белого цвета, сзади – световозвращателем или фонарем красного цвета, а с боковой стороны – световозвращателями оранжевого или красного цвета (ПДД, Приложение 2, п. 6).

Велосипедисты должны двигаться по улицам населенных пунктов и дорогам только по крайней правой полосе в один ряд как можно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам (ПДД, п. 24.2).

Важно различать обочину дороги и тротуар, так как велосипедисту запрещено движение по тротуару! Велосипедист должен ездить только по дороге.

Водителям велосипеда запрещено поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (ПДД, п. 24.3).

Велосипедисту категорически ЗАПРЕЩЕНО:

  • бросать мусор;
  • двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам;
  • разговаривать по мобильному телефону во время движения;
  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить пассажиров (кроме ребенка в возрасте до 7 лет) на специальном сиденье и габаритный груз (выступающий > 0,5 м).

Те, кто спешился и ведет велосипед, приравниваются в ПДД к пешеходам. Однако же, если вы ведете велосипед, по краю проезжей части нужно идти не как пешеходу, навстречу движению, а по ходу движения потока автомобилей и других транспортных средств.

Подавать сигналы о повороте велосипедисты должны руками.

Сигнал левого поворота (разворота) – вытянутая в сторону левая рука либо правая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигнал правого поворота – вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

Сигнал торможения – поднятая вверх левая или правая рука.

Запрещено ездить в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения (ПДД, п. 2.7.1).

«Я не пью и, честно говоря, не представляю, как пьяный человек может ехать на велосипеде, – смеется Нурлан, – равновесие же держать надо! Это тебе не четыре колеса. Например, знаю, что даже прокатчики не дают велосипеды выпившим людям – велосипед жалко…»

Ребята, которым еще по возрасту запрещена проезжая часть, оккупировали городские парки и скверы

АРЕНДОДАТЕЛИ ПОЕЗДОК С ВЕТЕРКОМ

«Категорически не даем велосипед напрокат, если хоть самый слабый запах алкоголя от клиента», – согласен с Нурланом Антон Коноваленко. Антон – студент, но второе лето подряд устраивается на лето работать в один из городских прокатов. Работа прибыльная, утверждает молодой человек, уже к обеду в его пункте проката нет ни одного свободного велосипеда. «Если еще в прошлом году бизнес шел так себе, велики брали на час-два покататься, – рассказывает Антон, – в этом году чаще всего берут на неделю: уже не просто прогулки – народ на работу ездит, по делам всяким. У нас женщина молодая есть – постоянная клиентка, она на машине приезжает, ставит ее тут недалеко на стоянке и берет велосипед. Говорит, что по городу много приходится ездить – велик дешевле, да и маневренней. Ей удобно. У меня самого все друзья пересели на велосипеды – прокат недорогой, на бензин дороже выходит…»

Цена проката в Шымкенте начинается с 500 тенге за час. Велосипед на сутки обойдется в 1800 тенге. Прокатчики говорят, что если брать велик на несколько дней, то скидка получается существенная. Единственное большое «но» в шымкентских прокатах – серьезный залог. Для того чтобы воспользоваться велосипедом, придется оставить в залог удостоверение личности или полную стоимость транспортного средства. Прокат выдает бланк с указанием своего адреса и компании-владельца велосипеда. Владельцам прокатов пришлось пойти на крайние меры – слишком большой процент воровства великов был в первые годы работы сервисов.

Если говорить о цене, то по всему миру она сильно разнится. И Шымкент в списке не самый дешевый. В Копенгагене около 35% жителей – велосипедисты, большинство имеет собственные байки, но для безлошадных стоимость проката составляет 13 евро в месяц. В Токио стоит 54 доллара в год. В Пекине самый дешевый прокат – 1 час бесплатно, каждый следующий час стоит 2 цента.

Амстердам – велосипедная столица Европы. Более 40% городского трафика – велосипедный. За прокат транспортного средства в сутки придется раскошелиться на пять евро.

Но казахстанцы – народ предприимчивый и увлечение велосипедами быстренько развили. Правда, пока больше в Астане. Столица прогремела новостью о создании велостанций и парка велотакси. Десять забавных карет колесят по левому берегу с тарифом от 1000 до 2000 за поездку. Дороговато будет…

А может, правда, купить в магазине, да с ветерком? Зачем изобретать велосипед? Вот оно, надежное, экономичное и легкое средство передвижения…

Елена БОЯРШИНОВА

Exit mobile version