10 августа исполнилось 170 лет Абаю Кунанбаеву

2091
Абай Кунанбаев
Абай Кунанбаев
Главный редактор газеты "РАБАТ" Фарида Шарафутдинова
Главный редактор газеты «РАБАТ» Фарида Шарафутдинова

Кем был Абай Кунанбаев, думаю, известно каждому казахстанцу, разве что за малым исключением. Абай – это многогранная личность, он поэт, философ, композитор, просветитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик. А еще Абая называют «реформатором культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама». Абай открыл казахам всю прелесть поэзии Пушкина, Крылова, Лермонтова, Полонского, Мицкевича. Именно он первым перевел их произведения на казахский язык. Также благодаря Абаю казахам стало известно творчество Гёте и Байрона. По аналогии с Пушкиным, который для россиян «это наше все», Абай – «наше все» для нас, казахстанцев.

Некоторые удивятся, но настоящее имя поэта вовсе не Абай, а Ибрагим. Абай – это прозвище («Осторожный», «Внимательный»), которое в раннем детстве дала ему бабушка Зере. Обратите внимание на наших шымкентских бабушек-ажешек. Они, выгуливая внуков-карапузов, часто говорят им: «Абай бол, кулайсын!» («Осторожней, упадешь!»).

Самое известное произведение Абая в прозе – это, конечно же, «Слова назидания» («Қара сөздер»), поэтические – поэмы «Масгуд» и «Искандер», песня, автором слов и музыки которой стал он сам, – «Ты зрачок глаз моих» («Көзімнің қарасы»). Эта песня потрясающе хороша в исполнении певцов Алибека Днишева или же Курманбека Шоинбаева.

Сегодня имя Абая носят административные районы, поселки, проспекты, парки, библиотеки, школы. То есть явно «не заросла народная тропа…» Кондитерская фабрика «РАХАТ» несколько лет назад выпустила шоколадные конфеты «Пушкин» и «Абай» с их прекрасными портретами на фантиках. Вкус отменный, но есть «поэтов», честно, жалко.

А давайте порассуждаем о том, почему до сих пор актуальны мысли, идеи, которые Абай выразил в своих произведениях.

Абай Кунанбаев
Абай Кунанбаев

На мой взгляд, лучше всего это сделать на главном труде его жизни – «Словах назидания», темы для которого черпал «на службе». Дело в том, что Абай некоторое время работал волостным управителем, бием – рассматривал судебные тяжбы земляков. То есть достаточно насмотрелся жизни с неприглядной ее стороны. Отсюда и некоторый пессимистический тон его назиданий. Вы только откройте первое «Слово», и польются мысли философа… «Хорошо ли, плохо ли я жил, но вот состарился…» К слову, поэт написал «Слова назидания» на склоне жизни. Умер он непростительно рано – в 58 лет. По современным меркам и до пенсии не дожил.

Самое часто цитируемое – «Второе слово»: «Не любят народы друг друга. В детстве мне часто приходилось слышать, как наши казахи, встречаясь с узбеками, называли их «сартами», подсмеивались над ними: «Ах вы, такие-сякие, широкополые, тарабаристые. На глазах сладкие, за глазами ругательные. Ах вы, сарты; по-нашему ведь сарт – сурт, – значит грохот, и сарт – значит – грохотало». Так мы смеялись над соседями.

Встречаясь с ногайцами – татарами, тоже ругали их и над ними смеялись; «Ногаец верблюда боится, верхом на лошади устает, а пешком отдыхает. Не ногайцы они, а нокайцы, что значит неуклюжие. Ни в чем у них нет ловкости, и трусы-то они, и крохоборы».

Если встречались с русским, то смеялись над ним за спиной: их мы считали людьми необузданными, людьми доверчивыми.

Я тогда думал, что, кроме нас, нет хорошего народа и что самый лучший в мире народ – мы, казахи. Так радовался я, ругая соседей, забавляясь руганью и смехом…»

А далее в строках философа – узнавание, прозрение, уважение тех соседей, над которыми еще вчера смеялся. Что ни «слово», то честный разговор с самим собой, размышления о нравах своей эпохи и современников.

Читаешь его и понимаешь, что многое из того, о чем горевала, болела душа поэта, по-прежнему у нас существует, даже процветает: по-прежнему смешон сосед-гастарбайтер, увы, не изжиты лицемерие, казнокрадство, скотокрадство, примитивное воровство, мракобесие.

Совсем неожиданно три года назад имя Абая, точнее площадка перед его памятником в Москве на Чистых прудах, стала центром оппозиционной политической акции «Оккупай Абай» в мае 2012 года.

«Абай неисчерпаем, его можно перечитывать вновь и вновь, – делится своим мнением шымкентский филолог Любовь Ралдугина. – По большому счету, Абай может стать для каждого, знакомого с его творчеством, духовно-нравственной опорой в жизни. Его слова афористичны, его можно без конца цитировать. Вспомните только одну его фразу: «Плохой друг, как тень: в солнечный день беги – не убежишь, в пасмурный день ищи – не сыщешь». Разве это не гениально?! Мне кажется, в библиотеке каждой семьи должен быть томик Абая, ведь он не только национален, но и интернационален. А это очень и очень современно и актуально».

Ну что тут добавить, только: читайте Абая. Это время будет потрачено не впустую.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров