Модернизация пенсионной системы осуществляется при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.
Необходимые и взаимосвязанные изменения будут проведены на базовом уровне, обязательном – в накопительной компоненте.
Предстоящие преобразования осуществляются в интересах каждого казахстанца, предполагая разделение ответственности за надлежащее обеспечение при наступлении старости между государством, работодателями и работниками.
Модернизация пенсионной системы в Казахстане связана, с одной стороны, с изменением макроэкономических условий за время ее существования; с другой стороны – предстоящими изменениями в системе пенсионного обеспечения, связанными со сворачиванием солидарной компоненты (уменьшение трудового стажа на 01.01.1998 г.).
В связи с убыванием трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, постепенно будут снижаться размеры солидарных пенсионных выплат. Это приведет к тому, что к 2030 году размер солидарных пенсий для вновь входящих в систему пенсионеров значительно снизится.
Результаты первого этапа модернизации:
— создан Единый накопительный пенсионный фонд, завершена работа по консолидации в нем пенсионных активов. При этом сохраняются обязательства государства по гарантии сохранности пенсионных накоплений (по состоянию на 1 июля т.г. активы ЕНПФ составили 4922,2 млрд. тенге).
С 1 января 2014 года введены:
— субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им одного года;
— 5% обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) за счет средств работодателей в пользу работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда;
— поэтапное повышение пенсионного возраста женщин. Повышение пенсионного возраста женщин будет осуществляться в период с 2018 по 2027 годы, в течение 10 лет по 6 месяцев ежегодно.
К примеру, женщина, родившаяся 1 января 1960 года, сможет выйти на пенсию 1 июля 2018 года, то есть по достижении 58,5 лет. Если женщина родилась 1 июля 1960 года, ее пенсионный возраст составит уже 59 лет, так как на дату достижения ею возраста 58,5 лет (на 1 января 2019 года) законодательством общеустановленный пенсионный возраст предусмотрен уже 59 лет.
При этом сохранена возможность раннего выхода на пенсию для женщин:
— в 45 лет – женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 5 лет, в соответствии с ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».
— в 53 года – женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста;
— в 50 лет – при достаточности пенсионных накоплений при условии приобретения пенсионного аннуитета.
Следующим введением является изменение порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, исключительно при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста (63 – для мужчин, 58/63 – для женщин), т.е. многодетной матери при назначении пенсии в 53 года базовая пенсия будет назначена при достижении 58/63 лет.
СПРАВКА
Отдел социального обеспечения департамента по контролю и социальной защите по ЮКО – 47-84-51.
Сегодня все пенсионеры, независимо от их трудового стажа, получают одинаковую базовую пенсию – 11182 тенге.
С 1 июля 2017 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе. То есть чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия, как накопительная, так и базовая, выплачиваемая за счет бюджетных средств.
При этом в стаж будет включаться стаж, выработанный в солидарной системе (трудовой стаж на 1 января 1998 года), а также периоды, за которые уплачивались пенсионные взносы (фактический стаж уплаты пенсионных взносов).
Кроме того, в целях стимулирования материнства и социальной поддержки отдельных категорий граждан предлагается в стаже участия также учитывать:
— время ухода за детьми до трех лет;
— время ухода за ребенком-инвалидом до 16 лет;
— периоды службы сотрудников силовых структур;
— проживание супругов сотрудников силовых структур в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства;
— периоды проживания за границей супругов дипломатических служб РК, международных организаций.
По действующему законодательству время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет, в общей сложности засчитывается в трудовой стаж для назначения солидарной пенсии.
В случае, если у гражданина трудовой стаж составляет менее 10 лет или стаж вовсе отсутствует, то размер базовой пенсии будет равен 50% от величины прожиточного минимума. За каждый год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2% и при 35 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ (при стаже 20 лет размер базовой пенсии будет составлять 70% ПМ, 30 лет – 90% ПМ).
Расчет размеров базовых пенсий в зависимости от стажа участия в пенсионной системе (солидарной и накопительной)
Для реализации данной нормы состоявшимся пенсионерам будет произведен перерасчет базовой пенсии на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле.
Ожидается, что в результате средний размер базовой пенсии увеличится в 1,7 раза (или до 87% от прожиточного минимума).
Указанная мера позволит:
— решить проблемы пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих низкие (или минимальный) размер пенсии;
— установить единый подход к определению ее размеров;
— стимулировать участие в пенсионной системе и формализацию трудовых отношений.
Такой подход соответствует принципу социальной справедливости, так как не только позволит улучшить материальное положение пенсионеров, но и послужит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан.
С 1 января 2018 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5% от доходов работников.
Участниками условно-накопительной компоненты будут являться работники, в пользу которых работодатель за счет собственных средств будет перечислять 5%-ные обязательные пенсионные взносы работодателей (ОПВР) от размера дохода работника, принятого для исчисления ОПВР.
Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, а также инвалиды I и II групп (инвалидность которых установлена бессрочно), при обязательном стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев).
Так, минимальный стаж участия составляет 5 лет, при котором наступает право на пенсионные выплаты.
Размер пенсии из условно-накопительной компоненты будет определяться, исходя из пенсионных обязательств, сформированных на условном пенсионном счету и ожидаемой продолжительности жизни.
Максимальный размер пенсионных выплат устанавливается в размере двукратной величины от прожиточного минимума.
Пенсии из условно-накопительной компоненты будут ежегодно индексироваться в зависимости от финансовых показателей системы и результатов инвестиционной деятельности ЕНПФ.
Важно отметить, что эти выплаты будут осуществляться пожизненно, вне зависимости от того, сколько лет человек после выхода на пенсию проживет – 10 лет или 40.
В отличие от накопительной пенсионной системы, при которой на индивидуальных пенсионных счетах накапливаются фактические деньги, в условно-накопительной компоненте на условных счетах фиксируются – условные пенсионные обязательства.
Учитывая, что взносы осуществляются за счет средств работодателя, на них не будет распространено право собственности работников и их наследование.
Необходимо отметить, что действующие нормы по наследованию и гарантии сохранности пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, сохраняются.
В результате предлагаемых преобразований пенсионное обеспечение граждан будет состоять из следующих частей:
1) выплаты за счет государственного бюджета:
— базовой пенсионной выплаты, назначаемой в зависимости от стажа участия в пенсионной системе;
— солидарной пенсии (с учетом трудового стажа на 01.01.1988 г.);
2) пенсионных выплат из ЕНПФ за счет:
— индивидуальных 10% пенсионных взносов работника;
— дополнительных 5% пенсионных взносов работодателя;
— добровольных пенсионных накоплений.