ПЕРЕВЕДЕМ ЧАСЫ НАЗАД
Шымкент расположился в живописном месте на предгорной равнине в междуречье рек Бадам и Сайрам. До недавнего времени многие ученые-историки сходились во мнении, что поселение на территории современного Шымкента уже существовало на рубеже XI-XII веков. Но есть и другая гипотеза о более раннем возникновении Шымкента, которую выдвинули на основании найденных захоронений. Специалисты относят их к V-VI векам н.э. В дошедших до нашего времени письменных источниках впервые о Шымкенте упомянул персидский историк Шараф ад-дин Али (1425 г.) в книге «Зафар Наме» («Книга побед») при описании военных походов Тимура.
Интересное для современных шымкентцев описание, дошедшее до нас, сделал в 1813 году, проезжая через город ,переводчик отдельного Сибирского корпуса Филипп Назаров, которое приводит в своей статье о Шымкенте краевед, историк, журналист Алексей Гончаров: «… находящийся на реке Бадам, выстроен на возвышенном месте и обнесен к яру высокою стеной. Въезд в город со стороны реки по узкой дороге, не позволяющей ехать иначе как в одну лошадь. Вода пущена в город через сделанные в стене окошки, наполняет ископанные в городе каналы, на коих построены мельницы. Дома выстроены из нежженого кирпича, без окон, почему для света везде видишь растворенные на улицах двери. Женщины их довольно пригожи и не скрываются от мужчин».
Пролетали годы, проходили века, и Шымкент за это время из маленького поселения стал большим современным городом со своей новой историей.
СПРАВКА
На сегодняшний день в ауле Жыланбузган общая площадь составляет 478 га, под жилые дома отведено 289 домов, население составляет 4000 человек. После проектирования жилищный фонд составит 173485 квадратных метров, население увеличится до 7886 человек.
Показатели аула Маятас: общая площадь – 223 га, 509 домов, население – 5379 человек. После проектирования жилищный фонд составит 198790 квадратных метров, население – 9306 человек.
ИЗ СЕЛА В ГОРОД
С присоединенными территориями Шымкент теперь занимает 1170 квадратных километров земли с почти миллионным населением. Но учитывая тот факт, что наша область на первом месте по рождаемости, областной центр быстро наберет недостающую до миллиона численность населения.
Еще в прошлом году жители населенных пунктов, присоединенных к Шымкенту, стали горожанами. Однако пока в условиях проживания бывших сельчан изменилось не многое. Но это только пока.
Шымкентские архитекторы уже разработали проект детальной планировки присоединенных населенных пунктов. На сегодняшний день уже готовы проекты двух сел – Маятас и Жыланбузган. Разработкой проекта занималось ТОО «АэС-Бек», и недавно проект обсудили на общественных слушаниях в городской архитектуре.
Как два села «вольются» в город и какие проблемы придется решить в первую очередь – эти и другие вопросы мы задали директору компании «АэС-Бек», архитектору Болтабеку Аширкулову.
– Болтабек Кирбасович, когда ваша компания начала работу над детальным проектом?
– В 2014 году мы выиграли тендер и приступили к разработке проекта. Вообще хочу отметить, что на протяжении многих лет генеральный план Шымкента проектировали приезжие компании. И вот нам поручают этот проект. Конечно, мы были рады этому. Ведь мы местные, здесь живем и знаем все нюансы. И потом, в любое время у нас есть возможность выехать и обследовать территорию. Прежде чем приступить к работе, я часто ездил и в Маятас, и в Жыланбузган, разговаривал с местными жителями, работниками сельских округов. Сначала все изучил и только после этого приступил к работе.
– Что было самым сложным при проектировании?
– Решить вопросы с санитарной зоной вдоль реки Бадам. Дело в том, что местные жители застроили эту территорию. Ее использовали под посадки, хозпостройки, дома. С точки зрения безопасности и сохранения экологической обстановки санитарную зону вдоль Бадама надо освободить от строений. Во-первых, в Бадам попадают канализационные стоки, а во-вторых, она оградит жителей от селевой угрозы. В новом проекте мы четко ограничили санитарную зону. Хочу отметить, что работы по благоустройству русла Бадама уже начались.
– Как будут решены вопросы с незаконными застройками и много ли домов, согласно вашему проекту, подлежит сносу?
– В самом начале разработки проекта бывший аким Дархан Сатыбалды попросил нас спроектировать все так, чтобы домов под снос попало как можно меньше. Мы постарались это выполнить. Но проблемы есть. Например, в Маятасе раньше был большой сад, но жители постепенно стали использовать землю не по прямому назначению, а для строительства своих домов, причем без законного на то разрешения. Так же на территории Айнабулак идет бурное строительство частных домов, но у многих нет юридических разрешающих документов. Поэтому при проектировании мы это учли и выделили место под строительство частного сектора. Причем сюда же могут переселиться те, кто построил свои дома в зоне отчуждения (санитарной зоне вдоль русла реки Бадам). В процентном отношении под снос попадает 30-35% домов частного сектора. Глобальных же сносов не будет – это нерентабельно.
– На ваш взгляд, что является «изюминкой» проекта?
– Железная дорога, которая соединяет Шымкент и Ленгер. Мы подумали: а почему бы нам ее не использовать для пассажирских перевозок.
– А это будет рентабельно?
– Безусловно. Посмотрите, во всех крупных городах используют альтернативный транспорт для разгрузки автомобильных трасс. И почему бы нам не воспользоваться железной дорогой. Я посмотрел, состояние ее хорошее. В свое время была проведена ее реконструкция. Тем более что это будет очень удобно и для приезжающих в эти края туристов. Места здесь красивые, горные. Люди едут отдыхать в Акбулак, Бургулюк, Тогуз, в горные ущелья, и автодорога не справляется с таким количеством транспорта. У кого нет автотранспорта, легко смогут добраться на поезде. В проекте мы предусмотрели большой железнодорожный вокзал, который расположится в районе Тогуза, здесь же будут многоуровневые парковки, развлекательные и спортивные центры.
СПРАВКА
Железная дорога сообщением Шымкент – Ленгер была построена в 30-е годы прошлого столетия. Она стала связующим звеном в одной большой цепи в годы Великой Отечественной войны. Активно использовать дорогу стали в 1950-1960 годы благодаря развитию угольных шахт. Однако позже залежи угля признали бесперспективными, и железной дорогой стали пользоваться все реже, а затем ее применение практически было сведено к нулю. В начале 90-х годов были попытки возродить пассажирские перевозки в этом направлении и пустить электричку, но осуществить проект так и не получилось.
Что же касается самой автодороги, то и ее мы предполагаем расширить и сделать многополосной. Вдоль дороги расположатся многоэтажные дома, социально-культурные объекты.
В целом к Казыгуртскому сельскому округу относятся пять населенных пунктов. В него входят Маятас, Елтай, Жыланбузган, Тогуз и Айнатас. Нам было дано задание разработать проект двух аулов – Маятас и Жыланбузган. Остальные три пока в перспективе. Однако при проектировании мы старались придерживаться общей концепции. Так сказать, на перспективу, чтобы в дальнейшем все объекты составляли единый организм. В целом же предстоит колоссальная работа: решить коммунальные проблемы, построить новые и отремонтировать старые школы, больницы и детсады. Подобные проекты будут разрабатываться и для других населенных пунктов, присоединенных к городу.
– Когда начнутся работы по проекту непосредственно на месте?
– Наша компания разработала его и представила на обсуждение. Теперь уже городской акимат будет принимать решение о начале работ.
– Спасибо за беседу.
Татьяна БУРДЕЛЬ