На главную Люди Авторские колонки Родители, а вы знаете, что читают ваши дети?

Родители, а вы знаете, что читают ваши дети?

Опасная книгаВ этой статье речь пойдет о книге. Об определенной книге. Но сначала история, которая и подтолкнула меня все это написать.

Несколько недель девочка-подросток просила своих родных подарить ей книгу, которая есть уже у всех ее одноклассников. «Надо же! Дети книгами интересуются! – порадовался старший брат. – Это же здорово! Значит, все же есть у них жажда знаний!» Узнав у сестренки название книги, брат отправился в магазин.

Рано утром 1 января девочка нашла желанную книгу под елкой. Брат с умилением представлял, как поведет себя счастливый обладатель подарка и с нетерпением ждал, когда же сестренка откроет книгу. Но все пошло не так (совсем не так!), как он себе это представлял.

Вместо того, чтобы открыть книгу и начать читать, девочка бросила ее на пол и, наступив ногой, стала рвать ее обложку.

На лице дарителя отразился ужас. Что было дальше, описывать не буду, скажу лишь, что ор стоял такой, что даже люстра на потолке закачалась.

Буквально через несколько минут книга уже была заклеена. Брат успокоился, а сестра между тем с маниакальной настойчивостью пыталась донести до его разума, что: «Книга сама попросила ее порвать (такова инструкция)».

И девочка вовсе не обманывала. На самом деле книга так и называется «Уничтожь меня!». Вот что ее автор предлагает делать для творческого развития личности читателя: сломай корешок этой книги, встань сюда (на страницу имеется в виду), вытри ноги, прыгни сверху, поскреби тут чем-нибудь острым, положи свой бутерброд сюда, вытрись страницей, как салфеткой, пожуй эту страницу, съешь цветную конфетку и оближи эту страницу…

Какие эмоции у вас вызвали эти задания? И это я еще не весь список огласила. Озвучу еще один призыв, так сказать, чтобы вы окончательно прониклись этим творчеством: нарисуй что-то отвратительное (вспомни фильмы ужасов, жеваную жвачку, умирающих птиц, плесень, экскременты, мертвых животных, рвоту и прочую гадость)!

В книге есть еще масса «интересных» заданий. Но я, пожалуй, остановлюсь.

Автор книги – канадская художница Кери Смит, которая прославилась на весь мир своими книгами и приложениями о креативности. Пролистав книгу, я захотела посмотреть на отзывы в интернете, на сайте издательства, чтобы убедиться в том, что не у меня одной подобное призвание к «креативу» вызвало массу негативных эмоций. Но… я ошибалась, пытаясь найти единомышленников здесь. Все комментаторы были на редкость едины в своей положительной оценке, а некоторые даже называли ЭТО весьма полезным занятием, причем не только для детей. Сложилось впечатление, что гневные комментарии просто не пропускаются администрацией официального сайта.

КРЕАТИВ + ТВОРЧЕСТВО не ВАРВАРСТВО И АГРЕССИЯ

Пытаясь разобраться, я обратилась к директору центра семейного воспитания по ЮКО, психологу Людмиле Калатур. Меня интересовал ответ специалиста лишь на один вопрос: помогают ли подобные издания на самом деле развить творческое мышление и могут ли подтолкнуть к созиданию красоты?

«Видов мышления очень много, – ответила Людмила Калатур. – У человека можно выделить следующие основные виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (не творческое), интуитивное (чувственное) и логическое, аутистическое и реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Если говорить о творчестве, то психологи давно обратили внимание на то, что в результате работы мышления одних людей рождается нечто новое – такое, о чем раньше люди вообще не знали, не имели представления. Результатом мышления других людей являются решения таких задач, которые известны и имеют уже найденные кем-то решения. Продуктивным, или творческим, называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего новое научное исследование и делающего в результате его научное открытие, писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину, предпринимателя, в голове которого рождается новая экономическая идея, политика, обнаруживающего новое политическое решение, инженера, изобретающего новую машину.

Что касается данной, конкретной книги… У меня неоднозначное мнение сложилось. С одной стороны, да – это ломка шаблонов и стереотипов. Но ломать шаблоны можно другим, менее агрессивным способом. Некоторые дети начинают впадать в истерику после общения с этой книгой. Почему? Потому что родители и школа их учат одному – беречь книги, а автор издания – другому. Мы говорим нельзя, а книга, наоборот, разрешает. И ребенок впадает в ступор: так делать или не делать? И психологических проблем в связи с этим у ребенка может появиться еще больше.

Если родители озабочены нравственным воспитанием своего ребенка, нужно внимательно следить за тем, что он читает и какие фильмы смотрит. Если вы замечаете, что ваш ребенок замкнут, попытайтесь узнать, что его волнует, чем бы он хотел заняться. Проводите с детьми больше времени вместе. Есть ведь много творческих занятий, которые вы можете делать вместе: рисовать, раскрашивать, лепить и так далее. Поверьте, ваш ребенок вас приятно удивит. Только дайте ему эту возможность».

ИЗ ФОРТОЧКИ УЖЕ ПОДУЛО

На обложке книги пафосно красуется «Мировой бестселлер» и размещен такой текст: «Вы забудете, что такое страх перед чистыми страницами, и научитесь видеть все новые способы уничтожения для творчества».

Сдается мне, после таких изданий мозг до глубокой старости будет оставаться девственно чистым, как та самая страница! Все, на что он будет нацелен, – это гадить где попало, разрушать и уничтожать.

Или я ошибаюсь? Знаете, возможно, какие-то предлагаемые манипуляции и раскрепощают. Возможно. Но уже сам факт того, что человек должен плевать, пачкать, рвать и топтаться по книге, не может не вызвать гнева. Ведь нас, а потом и мы своих детей, учили бережному отношению к книгам. Книга для нас была источником знаний.

Конечно, кто-то может сейчас возразить, что эта книга всего лишь учебное пособие и авторы таким образом пытаются снять какие-то барьеры. Однако позволю себе заметить, что история знает немало примеров, когда, разрешая, на первый взгляд, самую малость, общество в конечном итоге наживало себе большие проблемы.

И если сегодня разрешить плевать в книгу (даже в которую разрешил плюнуть сам автор), то завтра захочется плюнуть и на многое другое. Сдается мне, это окно Овертона в действии. Оно уже приоткрылось, и из него пахнуло сырой гнилью. Нечто очень липкое и студенистое (похожее на субстанцию, которую так любят показывать в голливудских фильмах) начинает выступает наружу, и не испачкаться становится все труднее. Если подобное издание появилось на наших прилавках и попадает в руки наших детей, значит, расшатывание наших нравственных устоев уже началось.

В заключение хотелось бы процитировать Патриарха Кирилла – епископа Русской православной церкви: «Нравственность – это способность отличать добро от зла. Казалось бы, просто, но на самом деле совсем не просто. Потому что вслед за этим ответом последует очень трудный и опасный вопрос: а что такое добро и что такое зло? И кто должен определять, что такое добро и зло? Существует объективный критерий в понятии добра и зла или только субъективный, человеческий критерий? Вот это и есть фундаментальный вопрос. Самый важный вопрос человеческого бытия.

И религия отвечает на это следующим образом. Да, существует объективный критерий. Тот самый критерий, который сохраняется в том числе и в религиозной традиции. Религиозная традиция – это та традиция, которая дает возможность людям ясно понимать, где есть добро, а где зло. И в соответствии с этим различением строить свою жизнь.

А вот тот либеральный подход считает, что критерием добра и зла считается сам человек, автономная человеческая личность. И то, что для одного добро, для другого может быть злом. И сам человек выбирает для себя, что он считает для себя добром и злом. И никакая вера тут не указ! Никакая религиозная традиция здесь не указ!

И вот для того, чтобы все эти люди с разными подходами к добру и злу не столкнулись в страшном и, может быть, даже кровопролитном конфликте, и введено такое понятие как ограничение человеческой свободы. Только одним обстоятельством: моя свобода не должна ограничивать свободу другого человека. А остальное… ну, делай то, что ты хочешь делать. И как тут не вспомнить слова великого писателя Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено!» Эстетика и нравственность – это понятия одного порядка. Нам всем остается выбирать между живыми, подлинными ценностями и суррогатной продукцией, подменяющей собой настоящую культуру».

Татьяна БУРДЕЛЬ

Exit mobile version