Вечная пионервожатая

Память – уникальная вещь: достаточно какого-то мимолетного образа или неожиданной встречи, а она уже зацепилась, перебирая события давно минувших лет.

Вечная пионервожатая
Раиса Бирючинская.

Так и произошло со мной, когда я неожиданно встретила в нашем медиахолдинге Раису Леонтьевну Бирючинскую. Ее, тогда еще в Чимкенте, все называли «вечная пионервожатая».

Разговариваю с ней, а перед глазами… неотчетливо… начинает появляться образ, который постепенно становится все ближе. И вот наконец, пробившись сквозь туман памяти, передо мной возникает девочка-пионерка: на ней школьная форма, большие белые банты и непременный атрибут школьников среднего звена того времени – пионерский галстук. Наивные голубые глаза девочки внимательно смотрят на меня. Счастливые глаза счастливого детства…

МОЯ РОДИНА – ЧИМКЕНТ

Как же нам сегодня не хватает хорошего патриотического воспитания! Или мне это только кажется? В Советском Союзе эта работа была отточена десятилетиями. Подрастающее поколение искренне стремилось стать сначала октябрятами, потом пионерами, комсомольцами и вступить в ряды компартии СССР. А поддерживали желание и работали над этим конкретные люди, которые возглавляли все вышеперечисленные организации.

Раиса Леонтьевна Бирючинская как раз и была среди этих людей. Ей есть что и кого вспомнить, так как своей работе в пионерской организации она посвятила всю жизнь. И продолжает этим заниматься, но уже в Украине. Там, правда, теперь не пионеры, а казачки. Но какая, собственно, разница: пионеры, жасулановцы или казачки? Это наши дети, и их надо воспитывать.

«Я переехала жить в Украину 15 лет назад, – рассказывает Раиса Леонтьевна. – Очень не хотелось уезжать из любимого города. Я прожила в Шымкенте 59 лет, но так сложилось, что моя помощь там потребовалась моим близким».

Мы еще немного побеседовали о том, как складывается ситуация в Украине, как сейчас непросто живется там людям: производства остановились, и украинцы в поисках заработка покидают насиженные места. Едут кто куда – Россия, Испания, Португалия, Польша…

Затем наш разговор вновь незаметно перешел к событиям прошлых лет.

«Я родилась в Тюлькубасском районе, в селе Ванновке в 1941 году. Там окончила школу, а затем педагогическое училище и по распределению попала в школу №61 Чимкента, – вспоминает Раиса Леонтьевна. – Честно признаться, я мечтала работать в селе, но начальник городского отдела образования Иван Иванович Гудимов сказал, что нужны специалисты, с кадрами очень сложно, и направил меня в школу старшей пионервожатой».

И молодой Раечке ничего не оставалось делать, как приступить к работе. Это был ее первый, но как впоследствии оказалось, очень важный опыт.

ТОРЖЕСТВЕННО КЛЯНУСЬ…

«В свою работу я окунулась, как говорится, с головой. Времени свободного не было: надо было мобилизовать актив, создавать советы, игровые и спортивные кружки для ребят, ансамбль песни и пляски, – вспоминает Раиса Леонтьевна. – Я на переменах между уроками собирала в пионерской комнате детей, и мы с ними много успевали сделать за это время. Знаете, я до сих пор по фамилиям помню своих так называемых «трудных» детей: Засимат Дигиров, Валера Курносов, Валера Овечкин и другие. С этими ребятами мы создали театр теней. Только вот Засимата нам все никак не удавалось привлечь. Он то кошку в школу принесет, то на трубу высоко залезет, а мы его всей школой снимаем оттуда. Моей основной задачей было заинтересовать всех ребят работой в пионерской организации. Я стала думать, что мне делать с Засиматом. Узнала, что он собирает наклейки со спичечных коробков и тайно объявила по школе сбор этих наклеек. И вот в очередной раз, когда он опять что-то такое выкинул, я пригласила мальчишку в пионерскую комнату и вместо того, чтобы пожурить, вручила ему эти наклейки. Вы не представляете, насколько мальчик был поражен и впоследствии стал самым активным пионером и моим помощником. Основной задачей тогда для пионервожатого было научить детей жить по законам пионерской организации, чтобы в дальнейшем стать надежной опорой для своего народа и своей Родины. И для нас это были не пустые слова».

Через три года работы в школе Раису Леонтьевну перевели заведовать пионерской организацией в областном Дворце пионеров.

НЕ РАССТАНУСЬ С КОМСОМОЛОМ…

Раиса Леонтьевна и на новом месте с энтузиазмом принялась за работу. Благо организаторских способностей у этой женщины хоть отбавляй. «Знаете, мои дети говорят, что я и столб смогу разговорить и организовать», – смеется Раиса Бирючинская.

И не мудрено, что молодую и энергичную женщину приметили в крайкоме комсомола.

«Как-то во Дворец пионеров приходят ко мне первый и второй секретари крайкома комсомола, – продолжает вспоминать наша землячка. – Они поинтересовались тем, как у нас построена работа, а потом предложили мне перейти в крайком комсомола. Причем минуя горком и обком комсомола. Конечно, для меня это была большая честь. Я перешла и работала в крайкоме со дня его организации и до его реорганизации. Затем поработала в обкоме комсомола, вновь занимала должность директора Дворца пионеров, а потом, когда открыли в педагогическом училище отделение подготовки старших пионервожатых, я впервые в жизни сама попросилась на эту должность».

То, что Раиса Леонтьевна обладает хорошими организаторскими способностями, подтверждает и еще один случай. Когда у нее родился второй ребенок, она уволилась из Дворца пионеров, но дома все равно не сидела – преподавала эстетику в кулинарном училище.

«Я прочитала учебник по эстетике, и мне так понравилось, что сама этим заразилась, – говорит Раиса Леонтьевна. – Чего мы только с моими учениками на уроках не придумывали! Сейчас вспоминаю и удивляюсь нашим фантазиям и совместному творчеству».

После училища она стала обучать старших пионервожатых. На мой вопрос, что такое, на ее взгляд, пионерия, она сказала: «Честь! Ум! И совесть! Так учила нас партия, и так учили мы своих детей с самого детства. Октябрята принимались в пионеры, а пионеры становились комсомольцами. Ведь все большие стройки Советского Союза, в том числе и наш цементный завод, были благодаря энтузиазму молодых людей. Они работали несмотря ни на что: ни на плохие жилищные условия, ни на небольшую зарплату. Надо было помочь стране – и мы с горячими сердцами и горящими глазами помогали изо всех сил!»

О РОДНОМ ГОРОДЕ

Раиса Леонтьевна Бирючинская, посетив Шымкент, в котором она проработала и прожила самые счастливые годы в жизни, говорит о нем с гордостью: «Каким же красивым стал мой город! Как вырос и похорошел. Приобрел необыкновенно эстетичный вид. Я побывала в новом административном центре. Посмотрела и новое здание областного акимата, и театр, увидела выставочный центр. Все настолько продумано, вплоть до расположения деревьев и клумб. Это очень приятно. И здесь необходимо отдать должное, безусловно, руководителям города. Это их заслуга, что наш город так преобразился».

Прожив пятнадцать лет в украинском городе Таврийске, Раиса Леонтьевна продолжает говорить «мой Шымкент» и «наш Казахстан».

«А как же! Казахстан и Шымкент – это мой родной дом, а в Украине я все равно чувствую себя как в гостях, – признается Раиса Бирючинская. – Я с таким удовольствием побродила по городу. Навестила своих друзей, и мы вспоминали годы, когда вместе и работали, и веселились. Шымкент – это моя жизнь. Всем своим землякам я хочу пожелать счастья, благополучия и мирного неба над головой. Отдельное спасибо вам, родные мои, что вы так трепетно относитесь к памяти людей, сражавшихся с фашизмом. Сегодня в Украине и Польше глумятся над этой памятью, разрушая до основания памятники воинам, погибшим в той страшной войне. А в нашем городе им отдают дань уважения и гордятся ими. Я видела наш мемориал Славы. Какой он ухоженный и красивый. Это дорогого стоит.

И спасибо Нурсултану Абишевичу Назарбаеву за то, что сумел сохранить страну, сохранить мир, и я думаю, что у Казахстана большое будущее!

Берегите себя и всегда оставайтесь оптимистами. Все у нас будет хорошо!».

Татьяна БУРДЕЛЬ

Exit mobile version