Лимит на солярку ввели в Шымкенте. Отсутствие дизельного топлива на автозаправочных станциях горожане заметили уже больше недели назад. Но и на тех АЗС, где ГСМ в наличии, купить его практически невозможно, сотрудники станций требуют с владельцев «дизелей» талоны на топливо.
Как выяснилось, из-за острой нехватки топлива по всей области введен строгий лимит — больше 30 литров в одни руки (читай — в бак) не отпускается. Сами заправщики говорят о том, что есть негласное распоряжение до 1 августа экономить солярку.
В акимате ЮКО уверяют, что ситуация временная. И сложилась она из-за посредников, которым выгоднее продавать солярку в соседние Россию и Кыргызстан, где дизельное топливо на порядок дороже. Не меньше хлопот доставляет и поставщик горючего, по утверждению специалистов областного акимата, поставки на автозаправки области идут не по графику.
Лимит дизтоплива в ЮКО — в одни руки 30 литров
«С нашего завода идет перекачка. Один раз в неделю бывает перекачка. В свое время 2 раза в неделю перекачка. Видимо, там свои нюансы, то есть нехватка вагонов, — сообщил журналистам свое видение ситуации Кайыпбек Камбаров, председатель ассоциации автозаправщиков региона. — То же является причиной. На сегодняшний день около шести тысяч тонн дизельного топлива не отгружено в нашей области. Это тоже отставание от графика, я считаю, что это одна из причин. Но главная причина — это Кыргызстан, где недавно стоимость собственного дизтоплива резко поднялась в цене…»
Между тем онлайн-пространство Казахстана наводнили информационные вбросы о якобы готовящемся в стране повышении цен на ГСМ, сообщает портал 365info.kz. В уполномоченном ведомстве решительно отвергают эти слухи как не имеющие под собой почвы.
Как подчеркнул пресс-секретарь Министерства энергетики РК Аскар Джалдинов в Facebook, государство не регулирует цены на бензин. Более того, власти планируют в ближайшей перспективе отказаться и от регулирования цен на дизельное топливо.
«Рынок сам определил стоимость АИ-92 в 125 тенге за литр, — отмечает представитель ведомства. — Что касается дизтоплива, то Минэнерго предлагает уйти от госрегуляции цен на этот вид топлива, как это было сделано с бензином, чтобы рынок сам определил стоимость горючего. Иначе в стране может возникнуть острый дефицит солярки, так как сейчас идет большой переток дизеля в соседние Кыргызстан и РФ, где солярка стоит почти в два раза дороже».
По словам Джалдинова, вопрос полной передачи рынку ценообразования на дизель в настоящее время обсуждается в Минэнерго. В настоящее время литр дизеля стоит в Казахстане 99 тенге. Сельскохозяйственным производителям этот вид топлива поставляется по сниженной цене — 79 тенге за литр.
«Дефицита ГСМ в стране не должно быть. Заводы стопроцентно загружены, поставки во все регионы не срываются», — заверил представитель Минэнерго.
Напомним, ровно месяц назад автовладельцам, чьи машины работают на сжиженном газе, пришлось пожалеть о переоборудовании. Резкий дефицит газа на автозаправках Шымкента и последующее повышение выбили бюджеты «газомобилистов» из колеи.