В шымкентском городском маслихате четвертый месяц работает депутатский корпус шестого созыва. В нашей редакции накопились вопросы, которые шымкентцы адресовали народным избранникам. Ответить на них мы попросили секретаря шымкентского городского маслихата Нурлана Бекназарова.
– Нурлан Кудиярович, что значимого сделано депутатами Шымкента за этот промежуток времени?
– Состоялись три сессии гормаслихата. Первая, прошедшая 25 марта этого года, по традиции была организационной, на ней депутаты избрали секретаря гормаслихата, председателей и членов пяти постоянных комиссий гормаслихата. На второй внеочередной сессии, состоявшейся 3 мая, мы внесли изменения и дополнения в бюджет города, в составы комиссий и советов, в структуру штатов аппарата гормаслихата, в смету расходов на обеспечение деятельности гормаслихата и его аппарата на 2016 год. На третьей сессии, заседание которой прошло 14 июня, были заслушаны отчеты горакимата и ревкомиссии по ЮКО об исполнении бюджета города Шымкента за 2015 год. Также перед нами отчитались отделы города – архитектуры и градостроительства, земельных отношений, образования, все четыре райакимата – Абайский, Енбекшинский, Аль-Фарабийский и Каратауский. И это только часть из рассмотренных и принятых документов.
– Поднятие тарифа на проезд в городском общественном транспорте Шымкента – за это решение горожане особенно «благодарны» депутатскому корпусу 5-го созыва. Новая цена 70 тенге за один проезд очень ощутимо сказалась и сказывается на семейном бюджете шымкентцев, пользующихся городским общественным транспортом. Чувствуете ли вы, весь депутатский корпус, какую-то моральную ответственность за это решение?
– Мы оттягивали его принятие до последнего. В этом смысле спасти положение помогала компания Green Bus Company, которая не только завезла в город 200 новых автобусов, но и была согласна работать по старому тарифу 50 тенге. Решение о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте было принято рабочей группой, созданной распоряжением акима города Шымкента №5-с от 8.01.2016 года и согласовано на сессии маслихата от 17.03.2016 года.
Вспомните ситуацию прошлого года. Резкое повышение цен на горюче-смазочные материалы и запасные части привело к нерентабельности маршрутов и к перебоям в обслуживании пассажиров общественным транспортом. А согласно Закону РК «Об автомобильном транспорте» тариф на перевозку пассажиров в общественном транспорте может пересматриваться в случае повышения цен на ГСМ и запасные части на 10%. Вы поймите, удержание тарифа могло привести к полной остановке общественного транспорта, поэтому повышение тарифа с 50 до 70 тенге – это была вынужденная мера.
И потом, не забывайте, что на основании меморандума, заключенного между горакиматом и ассоциациями перевозчиков («Южавтотранс» и «Онтустик Транс Кулагер»), в которые входят 28 транспортных компаний Шымкента, в городских общественных автобусах предусмотрен бесплатный проезд для участников ВОВ и тружеников тыла, награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 года», многодетных матерей – обладательниц подвесок «Алтын алка», «Кумис алка», для инвалидов первой группы по зрению с одним сопровождающим лицом и для почетных граждан города. Дети до семи лет ездят в общественных автобусах бесплатно, с 7 до 15 лет оплачивают 50 процентов стоимости проезда, то есть 35 тенге, а проезд для пассажиров от 15 лет и старше стоит 70 тенге. Для студентов колледжей и вузов сделано исключение – при наличии студенческих билетов они платят по 50 тенге. Ни в одном из нормативных правовых актов не указывается, что эти категории граждан должны ездить бесплатно. Эти льготы предоставляются по инициативе горакимата и депутатов гормаслихата, вышедших с соответствующим предложением к транспортникам. Они эту инициативу поддержали и перевозят в автобусах вышеперечисленных льготников за свой счет.
– А почему нет должного контроля за ритмичным графиком движения автобусов, культурой вождения, чистотой в салонах автобусов? Лишь один пример. Еще в начале года на отчетной встрече акима города Шымкента с населением было обещано, что маршрутное такси №125, которое едет в дальний жилой массив «Жанаталап», заменят на мини-автобусы №125. Это обещание просуществовало лишь месяц, пустили для показухи мини-автобусы – и все заглохло. Опять людям приходится ждать по полчаса на солнцепеке, ехать в битком набитых маршрутках или с пересадками, а это ведь тоже деньги.
– Регулярность работы общественного транспорта, в том числе маршрута №125, отслеживается автоматизированной системой наблюдения (GPS), показатели которой на сегодняшний день удовлетворительные. Что касается культуры вождения и чистоты в салонах, то контроль за работой общественного транспорта на линии ведется постоянно. Делается это совместными усилиями отдела ПТ и АД города Шымкента, ТОО «Центр диспетчерской службы» и руководством транспортных компаний.
По поводу вместимости транспорта: руководству ТОО «Асыл», обслуживающему микроавтобусный маршрут №125, внесено предложение о замене микроавтобусов на автобусы большей вместимости.
К сведению шымкентцев: для обслуживания отдаленных районов города планируется организация 10 социально значимых автобусных маршрутов, один из которых будет направлен в жилой массив «Жанаталап».
– Нурлан Кудиярович, почему сайт шымкентского гормаслихата такой, мягко выражаясь, никакой, не обновляемый? На официальном сайте акимата города Шымкента shymkent.gov.kz в рубрике «Маслихат» помещен «График приема граждан депутатами шымкентского городского маслихата». Поверьте, дозвониться до некоторых депутатов по указанным в этом графике телефонам – задача не из простых. Бывает, когда пытаешься дозвониться по конкретному номеру телефона, слышишь в ответ: «Набранный вами номер не существует». Можно же оперативнее корректировать данные.
– Мы буквально на днях запускаем обновленную версию нашего сайта. Только-только завершили сбор всех необходимых данных. После их размещения на сайте любой желающий может узнать данные о депутате, о границах его округа (то есть интересы жителей каких улиц, микрорайонов этот депутат представляет в маслихате), график личного приема граждан и номера телефонов депутатов.
– Обычно, когда к нам звонят читатели с той или иной затянувшейся проблемой, мы у них спрашиваем, к кому они уже обращались за решением: в акимат, в прокуратуру, к депутату. На что слышим ответное: а кто наш депутат, мы не знаем… Ну как же так, всего три месяца прошло, а вы уже не помните, за кого голосовали?
– Вот именно. Нам тоже часто звонят, спрашивают координаты депутатов. Я склонен думать, что человек, не знающий своего народного избранника, скорее всего, не ходил на выборы, проигнорировал свои избирательные права. Не будет же сам депутат ходить по дворам и кричать: «Вот он я – ваш депутат! Подходите ко мне, я пришел решить ваши проблемы!»
– К городу недавно присоединились 40 населенных пунктов. Их инфраструктура большей частью находится в запущенном состоянии, а люди хотят жить хорошо уже сейчас, ведь они стали горожанами. Что может сделать один депутат для решения таких проблем? Мы можем это рассмотреть на примере, скажем, поселков Айнатас, Нефтеразведка и Тогус? К нам часто обращаются их жители, и все потому, что у них до сих пор нет нормального водоснабжения, канализации.
– Интересы жителей поселков Айнатас, Жыланбузган, Маятас, Елтай, Тогус, Нефтеразведка (ранее они относились к Толебийскому району), а также Базаркакпа, Турдабад и Абдулабад (ранее они относились к Сайрамскому району) в городском маслихате представляет депутат Марат Тамабаев. Территориально теперь они относятся к Енбекшинскому району. Этот избирательный округ только образовался, в нем достаточно много проблем – шутка ли, девять поселков, раскиданных на огромной территории. К чести депутата, надо отметить его деловой подход к решению проблем этих поселков. Марат Сарсекович за прошедшие три месяца неоднократно встречался с жителями этих поселков. В этих встречах приняли участие бии, сотрудники районного акимата, представители коммунальных служб. Был намечен конкретный план действий. Недавно состоялась встреча акимов города Шымкента, Толебийского и Сайрамского районов, в ходе которой было достигнуто соглашение о передаче к 1 июля 2016 года на баланс отдела ЖКХ Шымкента водопроводных сетей, ранее принадлежавших водоканалам этих районов. Особенность предстоящей процедуры заключается в том, что водопроводные сети должны быть в РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ!
– Да уж. Трудно представить, как это сделают райводоканалы в оставшиеся дни, если они годами накапливали эти проблемы…
– В ходе встреч с жителями, знакомства с территориями поселков была выявлена еще одна вопиющая проблема – сброс канализационных стоков, текущих из многоэтажек поселка Нефтеразведка, в реку Бадам. Здесь, в городе, мы создаем зону отдыха «Бадам», тратим многомиллионные бюджетные средства, а вверх по течению сливают в реку нечистоты! Но и эта проблема вскоре найдет свое решение.
Жители этих девяти поселков обратились к своему депутату с просьбой привести в порядок дорожные знаки на автодорогах, пролегающих через эти населенные пункты. Марат Сарсекович и сотрудники отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента выехали на место, изучили обстановку и наметили, где какие дорожный знак, светофор, скоростемер, «зебру» надо установить. По этим вопросам даны поручения, у каждого из которых свои сроки исполнения.
– Мне лично нравится такой подход к решению проблем: совместный с райакиматом, службами города.
– Согласен, это продуктивно. Например, в Енбекшинском районе (что очень удобно) есть папки по развитию района. Скажем, пришли жители такой-то улицы с просьбой заасфальтировать ее. Открываем соответствующую папку и видим сроки – на такой-то улице тогда-то будет проводиться средний ремонт или капитальный, или же ямочный ремонт. Обратившийся человек получает конкретный и оперативный ответ на свой вопрос.
– В чем вы видите задачу, миссию депутата гормаслихата?
– Если без лирики, то задача депутата – выражать волеизъявление своих избирателей. У каждого из депутатов есть утвержденный график встреч со своими избирателями. Это регулируется и законом, и регламентом маслихата. Но мое личное мнение – депутат должен находиться в постоянном контакте со своими избирателями, особенно с активистами — домкомами, уличкомами, председателями кондоминиумов. Вот тогда будет ощущаться результат совместной работы, и наша жизнь станет лучше, комфортнее, осмысленнее.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА
Справка
Шымкентский городской маслихат: г. Шымкент, пр. Тауке хана, 6.
Адрес электронной почты: maslihat shm@mail.ru
Секретарь гормаслихата Нурлан Кудиярович Бекназаров, тел. 53-00-17.
Руководитель аппарата – Садибеков Женис Жаксылыкович, тел. 53-00-19
Телефоны специалистов: 53-61-66, 53-00-02 и 53-79-30.