Тепловиков Шымкента не интересует мнение населения

1454
Саида Турсуметова.
Саида Турсуметова.

Тепловиков Шымкента не интересует мнение населения! Такой вывод я сделала поучаствовав в двух знаковых мероприятиях, на которых обсуждались тарифы на коммунальные услуги. Одно из них – публичные слушания по тарифу на тепло. Так вот, на этих мероприятиях, я пришла к выводу, что мнение народа никому особо не интересно, а антимонопольному ведомству пора провести ребрендинг (переименование) и называться, наконец, согласно своей истинной деятельности. А еще я убедилась, что…

…Высказать свое мнение относительно коммунальных тарифов у нас сегодня чревато. Как минимум тебя могут бесцеремонно попросить покинуть зал публичных слушаний, что само по себе странно: ведь эти слушания для того и предназначены, чтобы ты мог высказать свое мнение в ходе обсуждения проекта тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии. На них приглашаются потребители и их общественные объединения, депутаты, представители государственных органов, СМИ, независимые эксперты и субъекты естественных монополий.

ЗА СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – ВОН

Публичные слушания по тарифу на тепловую энергию в Шымкенте в этот раз проходили в зале Дворца школьников. И так как они публичные, публика действительно присутствовала. В лице работников районных акиматов, учителей и нескольких депутатов. Все это общество слегка было «разбавлено» представителями компартии РК и парой общественников. Домкомов, которые слывут у коммунальщиков «баляхорами» (проблемными, несогласными), потому что открыто высказывают свое мнение и так же открыто требуют у последних качественного выполнения обязательств, среди присутствующих не наблюдалось. Жаль… А потому создалось впечатление, что обсуждение пройдет в благостном ключе. Впрочем, так было только до того момента, когда докладчик представил на суд собравшихся позицию ГКП «Куатжылуэнергоорталык» с обоснованием скачка тарифа на 30 с небольшим тенге в этом году и еще на 9 в следующем. Вот только призыв понять это и согласиться на повышение тарифа поддержали единицы. Людей больше интересовало, как долго коммунальщики будут решать свои проблемы за счет потребителей.

«Я вообще не понимаю. АО «3-Энергоорталык» заявило о миллиардных прибылях, зато требует поднять тариф. Это как понять вообще?! Когда уже коммунальщики насытятся?! Когда прекратят рвать последние жилы из народа?!» – спросил Ерназар Пернеев.

Вот только модератор публичных слушаний и руководитель департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан по ЮКО в одном лице Бактияр Аталыков посчитал этот вопрос неуместным и резко осадил того, кто посмел его задать.

«Вы задаете вопрос не по делу. Здесь обсуждается тариф на тепловую энергию, который поднимает ГКП «Куатжылуэнергоорталык» и незачем здесь вопросы про «Энергоцентр-3» задавать!» – такую отповедь устроил Бактияр Аталыков Ерназару Пернееву.

Но сбить с пути присутствующих шымкентцев не удалось. Следующий вопрос был адресован руководству предприятия ГКП.

«Вы лучше скажите, какой уровень зарплат у вашего руководства? Нельзя ли поднимать зарплаты за счет своих внутренних резервов, а не тарифа?» – поинтересовался Жанабек Абишов.

«Моя зарплата как директора 180 тысяч тенге, это грязными, а слесари получают по 65 тысяч. А ведь зимой они из этих колодцев не вылазят. У нас просто нет внутренних резервов. И о повышении тарифа мы просим в связи с ростом тарифов на все ресурсы – газ, воду, электроэнергию», – ответил руководитель ГКП Мухит Турысбеков.
Когда, казалось бы, вопрос был исчерпан, слова попросил общественный наблюдатель Суйин Абдулда. Молодой человек, по сути, говорил очень правильные вещи, которые почему-то очень возмутили Бактияра Аталыкова, что он…

Приведу их диалог полностью, тем более видео с ним распространено в социальных сетях.

«С.А.: Решение по росту тарифов должно приниматься всей общественностью, после обсуждения всеми горожанами. 200-300 человек не могут принимать решение от имени всего населения. Дайте возможность всем обсудить, выслушать мнение общественности. Решение должна принимать общественность города.

Б.А.: Я вам отвечу. У вас нет прав говорить ни от имени народа, ни от имени общественности.

С.А.: Я говорю как житель этого города. Это вы повышаете тарифы!

Б.А.: Дорогой, ты говори от своего имени. Ты не депутат, народ тебя не избирал.

С.А.: Раз вы не можете собрать общественное мнение, мы сами это сделаем, и мы пойдем до конца!

Б.А.: Выйдите из зала!»

Вмешался в полемику депутат маслихата Шымкента Нуркоз Жанабаев: «Этот мальчишка совсем ничего не понимает. Говорит, не повышайте, даже не учитывая экономики».

В свою очередь Бактияр Аталыков напомнил собравшимся, что слушания проводятся согласно закону, чтобы «выслушать мнение населения». Но, судя по тону его заявления, это самое мнение мало кому интересно.

«Тарифы все равно поднимут, сколько бы ни говорили, что этого делать нельзя. Потому что с 1 июля стала повышаться цена на газ. Тепло мы получаем за счет газа. Если не поднять тарифы, предприятию грозит банкротство», – заявил главный антимонопольщик ЮКО Бактияр Аталыков.

Но эти слова показались малоубедительными другим общественникам. Так, профессор Шаруа Пирмат задался вопросом, кто стоит за повышением тарифа. Впрочем, сам же и ответил на него: «Ежегодно тарифы повышаются. Что стоит за их ростом? И кто-нибудь выслушает народ? Модератор слушаний затыкает каждого, кто высказывает свое мнение. Он говорит: мы обсуждаем тариф. Но сможет ли население платить, если вырастут тарифы? К примеру, бензин выпускают в Казахстане. Почему он дорогой? Электроэнергия, вода, газ – тоже казахстанские. Тогда почему повышаются тарифы? Это Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции позволил повышение тарифов на все. И потом, почему мы здесь должны переживать о том, что кто-то станет банкротом? Производишь электроэнергию – посоветуйся с народом, готов ли он платить заявленную сумму. Нет – так и становись банкротом!» – подытожил профессор.

Ну хорошо, коль скоро общественникам говорить от имени народа нельзя, слово предоставили тем, кого избирали люди, – депутатам. Правда, мнение народных избранников, судя по всему, резко отличается от народного.

Так, депутат Нуркоз Жанабаев посоветовал «не предаваться эмоциям». «Предприятие «Куатжылуорталык» вот уже семь лет как не поднимало тарифы. В результате этого предприятие оказалось на грани разорения, – сказал депутат городского маслихата Нуркоз Жанабаев. – Семь лет – это очень много. Тарифы на воду, электроэнергию, общественный транспорт растут. Если мы будет слушать наученных кем-то горлопанов, гоняющихся за дешевым авторитетом…»

А вот здесь нелишним будет напомнить, что вышеуказанный депутат входит в совет директоров АО «3-Энергоорталык». Насколько в данном случае его мнение объективно? (Я, конечно, не депутат, а потому не говорю от имени всего народа – лишь задаюсь вопросом).

В общем, нетрудно догадаться, что группа народных избранников, присутствовавших на слушаниях, поддержала предложение руководства предприятия «Куатжылуорталык» по повышению тарифа на тепло со 109 до 139 тенге за квадратный метр.

«Из-за этого здесь не стоит поднимать народ. Тарифы поднимутся в обязательном порядке», – подчеркнул депутат Нуркоз Жанабаев.

КОММУНИСТЫ: «МЫ ЗА НАРОД, НО НАС НЕ СЛЫШАТ»

В маленьком кабинете, рассчитанном на двоих, за столом уместились человек 10. Еще поставить на краях столов масляные лампы для антуража, и невольно вспомнишь: «Суровые годы уходят, за ними другие приходят…». А если учесть, что в тот день на улице лил дождь…

Да простят меня наши современные коммунисты – нет у меня желания их обидеть. Правда. Ну кто еще, кроме них, обсуждает сегодня тарифы на коммунальные услуги? За последнюю пару лет я не вспомню, чтобы представители любой другой партии собрались по тому же поводу. Видимо, последних все устраивает. А может, причина в том, что большинство монополистов сегодня члены тех самых партий? Впрочем, сейчас не об этом.

Итак, коммунисты Южного Казахстана возмутились непомерно высокими тарифами на коммунальные услуги. Своим возмущением они поделились с общественностью.
Мероприятие, на которое помимо домкомов и активистов партии были приглашены и представители коммунальных служб, называлось «круглый стол». Вот только прийти к единому мнению в вопросах тарифной политики, даже сидя за столом без острых углов, у монополистов и потребителей не получилось. Жители не могут понять: почему антимонопольный комитет одобряет любые, по их мнению, заявки коммунальщиков? Иногда разговор переходил на повышенные тона. Монополисты не могли втолковать людям, что тарифы поднимаются не на пустом месте.

«Мы подаем заявку в антимонопольный комитет, они, согласно закону, проверяют законность нашей заявки, проводят общественные слушания и только после этого утверждают тариф. Вы хотите сказать, что в антимонопольном ведомстве работают некомпетентные люди?» – пытался объяснить собравшимся механизм утверждения тарифов представитель ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг».

Тем временем руководство КНПК считает: тарифы на коммунальные услуги могут расти, но не в таких пропорциях. А чтобы хоть как-то повлиять на то, что происходит с ценообразованием, они направили в министерство ряд писем, да только воз и ныне там.

«Мы с 2009 года обращаемся, пишем, говорим о необходимости сдерживать тарифы, но пока наши инициативы остаются без должного внимания. Но мы не опускаем руки и продолжаем говорить и писать», – сказал Нурлан Кадыркулов, первый секретарь ЮКО обкома КНПК.

А пока одни считают, что тарифы на коммунальные услуги раздуты сверх меры, а другие утверждают обратное, коммунисты бьют тревогу по поводу, что в Южно-Казахстанской области тарифы поднимаются без согласования с местной исполнительной властью. Но борцы за всеобщее равенство, вероятно, забыли, что в публичных слушаниях по новым тарифам обязательно присутствуют специалисты местных акиматов. А значит, чиновники в курсе того, когда и на сколько планируется поднимать тарифы. Подтверждение тому – слушания по повышению тарифа на тепло от ГКП «Куатжылуорталык», на которых присутствовали представители акиматов города и области.

Вот и получается, что общественные слушания по тарифам проводятся, но кому они нужны, если мнение народа особо никого не волнует, а вольнодумцам и вовсе указывают на дверь. Ну и как вам такая демократия?

Саида ТУРСУМЕТОВА

Новости партнеров