На одном из совещаний глава Шымкента призвал всех, недовольных пробками, ходить пешком, либо пересаживаться на велосипеды. Про двухколесный транспорт пока промолчим, а вот насколько город удобен для пешеходов?
Редакция РАБАТа выяснила, что совсем неудобен. Более того, пешеходам предлагается самим бороться за территорию, которая по закону принадлежит им.
Эксперимент
В нашей редакции почти все «безлошадные». Зачастую на работу добираемся либо автобусом, либо на своих двоих. Некоторое время назад я тоже решила в качестве эксперимента добираться до работы и обратно пешком. Почему не автобусом? Дорога, даже с пересадками занимает около часа. Кроме того, битком набитые автобусы в часы пик особой радости не вызывают, и, наконец, зачем тратить время и деньги на спортзал, когда можно устраивать кардиотренировку абсолютно бесплатно, топая до работы пешком да еще и на свежем воздухе!
Во-вторых, отдельные владельцы частных домов в своем стремлении сделать этот мир краше, переусердствовали настолько, что создали красоту только для себя и перегородили тротуары высокой изгородью – палисадники у них там, понимаешь ли. А что делать пешеходу? Правильно – идти по проезжей части.
В-третьих, и это, пожалуй, самое удивительное в нашем городе – внезапно заканчивающиеся тротуары. Это когда ты идешь и тротуар внезапно упирается в непонятно что, состоящее из грязи. И только потом ты замечаешь – тротуар на самом-то деле продолжается, вот только… на противоположной стороне. А чтобы туда попасть, тебе либо нужно переходить с нарушением ПДД (никаких зебр в радиусе км не наблюдается), либо топать по обочине до первого светофора или пешеходного перехода. Вот ей богу, даже кому спасибо сказать не знаю.
Думаю, читатели могут добавить еще несколько проблем, с которыми ежедневно сталкиваются, передвигаясь по нашим тротуарам. Но одними перечислениями проблему не решить. Потому-то мы и поинтересовались у завсектором благоустройства отдела ЖКХ города Шымкента Ерубая Куралбаева, что делать? К слову, ЖКХ и есть тот самый уполномоченный орган по защите и ремонту тротуаров. Ерубай Журинович поспешил нас успокоить – тротуары под присмотром. Более того, ежегодно выделяются внушительные суммы на их ремонт и содержание.
Выход есть?
Начали мы наш разговор с цифр, а потом перешли к решению вышеназванных проблем. Итак, в прошедшем году на «тротуарные работы» было выделено 270 млн. тенге. «Если помните, в прошлом году мы не только ремонтировали старые тротуары, но и обустраивали велодорожки. Там, где было необходимо, расширили их, проложили пандусы. В целом привели в порядок 35000 кв. м тротуаров. В этом году работы планируем продолжать», – рассказал Ерубай Куралбаев. Правда, пока денег в бюджете на эти цели не предусмотрено. Но чиновники верят, средства на ремонт тротуаров обязательно будут выделены. «Мы планируем отремонтировать 18000 кв. м тротуаров по улицам Казыбек би, Дулати, Торекулова, Ташенова, Айтеке би», – перечислил Ерубай Журинович.
А теперь о нашем наболевшем. Как говорит завсектором, сегодня к борьбе за тротуары могли бы подключиться и жители областного центра. Все, что необходимо – обратиться с заявлением во фронт-офис.
«Действительно, можно видеть картину, когда тротуар оказывается захвачен частниками – бизнесом или жителями. В этом случае нужно написать заявление. Если речь идет о захвате, то данный вопрос находится в ведении земельной инспекции и ГАСКа. Но для удобства жителей, чтобы им не пришлось носиться по городу от одного ведомства к другому, как раз и создан фронт-офис. Вы приходите, объясняете консультанту суть проблемы и вас уже направят к специалисту, который и примет ваше заявление, – объясняет Ерубай Куралбаев. – Если тротуар оказывается завален стройматериалами или строительным мусором, то нужно выяснить, что за организация занималась работами на данном участке. Но опять же, это прерогатива госорганов.
А что делать, если тротуар просто разбит, убит, и похож на все, что угодно, но только не на тротуар? В этом случае, поясняет завсектором, можно обратиться в отдел ЖКХ: «Мы планируем заложить 30 млн. тенге на ремонт улиц и тротуаров по заявкам жителей. Поэтому, можно смело обращаться к нам либо опять же во фронт-офис. Оттуда заявление обязательно поступит к нам».
А что касается тротуаров у коммерческих объектов, то, как выяснилось, почти все они отданы в аренду предпринимателям, но с условием их благоустройства.
«Изначально, предприниматель, оформляя все бумаги на будущий коммерческий объект, утверждает их в горархитектуре. И если в этом госоргане посчитают нужным, то участок до дороги отводится под благоустройство. Само строение должно располагаться за «красной линией». А тротуар предприниматель должен облагородить, если позволяет место, высадить деревья, разбить газон или клумбу», – поясняет мой собеседник.
Ну а как быть с внезапно начинающимися и также внезапно заканчивающимися тротуарами? В этом случае тоже – как в той поговорке «кому не нравится – пишите заявление». Не факт, что тротуар однозначно проложат – не везде у нас дороги, к сожалению, позволяют это сделать, но хотя бы предусмотрят на таких участках возможность безопасного перехода на другую сторону дороги.
И, наконец, вопрос с водителями, принимающими тротуары за парковку, решается просто – фотографируете автомобиль, припаркованный с нарушением и отправляете в соцсети с хештегом (#) МПС Шымкент – реакция не заставит себя долго ждать. К сожалению, отправить в «личку» городской МПС не получится – эта служба удалилась изо всех соцсетей. Но ее специалисты соцсети мониторят. И еще один вариант – написать заявление в МПС, без соцсетей.
В общем, хотим жить комфортно – помогаем чиновникам. Не жалобами, а конструктивными заявлениями. С просьбой отремонтировать, исправить, построить тротуар там, где это крайне необходимо. А нерадивых предпринимателей, жителей частного сектора, «прихватизировавших» тротуары и водителей, устраивающих парковки на тротуарах, призываем к ответу. Благо, хотя бы малейшие инструменты для этого имеются.
Саида ТУРСУМЕТОВА