На главную Новости Шымкента Лайфхаки Как измерить ревность — рассказывает шымкентский психолог

Как измерить ревность — рассказывает шымкентский психолог

Скандал

Сила тока, сила звука, сила тяжести – эти физические величины можно легко измерить специальными приборами. А силу ревности кто-то попытался измерить? Между тем эта силища способна останавливать самолеты.

Не верите? Смотрите новости за прошлую неделю.

Читаем: «Самолет, следующий на Бали из катарской столицы Доха, был вынужден совершить незапланированную посадку в Индии после того, как пассажирка обнаружила измену своего мужа и стала «неуправляемой». Пока ничего не подозревающий мужчина спал, жена приложила его палец к его телефону, разблокирована систему и обнаружила доказательства его измены. Ревнивая женщина устроила на борту такой скандал, что экипаж, потеряв всяческую надежду успокоить ее своими силами, принял решение об экстренной посадке. Разъяренную пассажирку, которая поставила под угрозу безопасность полета, и ее потерявшего бдительность мужа высадили из салона и лайнер продолжил полет. О дальнейшей судьбе мужа не сообщается».

Все это было бы смешно, если бы не знать, сколько бед на самом деле приносит это «неуправляемое чувство».

Описанная века назад история ревнивца Отелло и его красавицы жены Дездемоны далеко не первая подобная трагедия в истории человечества. Рассказами о муках ревности и преступлениях на этой почве изобилуют даже древние мифы. Взять хотя бы не менее известную и жуткую историю Медеи, из ревности к своему мужу Ясону убившей не только его новую возлюбленную, но и своих собственных с Ясоном детей. Или миф об одноглазом великане Полифеме, который влюбился в нимфу Галатею и, не получив взаимности, в приступе ревности убил ее возлюбленного – красавца Акида.

Ревность – это проявление собственного комплекса неполноценности. Такая точка зрения самая расхожая, но иногда она мало что объясняет. Если бы все было так просто. Десятки, сотни примеров того, как люди вполне себе самодостаточные, успешные и яркие превращались в слепых ревнивцев.

Чего им не хватало? Любви? Поклонников? Высокой самооценки? Да нет, конечно. Все это у них было в избытке. Но вот запускался какой-то темный механизм, и человек, казавшийся всегда таким адекватным и нормальным, вдруг абсолютно терял голову от ревности. Это то самое состояние, о котором можно сказать «крышу снесло».

О том, откуда берется ревность, мы говорим с психологом Германом Владимировым.

– Герман, и эта проблема тоже родом из детства?
– В общем, да. Ведь ревнуют не только взрослые мужчины и женщины. Ревнуют, и часто, совсем еще маленькие дети. Ревнуют маму к папе и наоборот, ревнуют к братьям и сестрам. Особенно, когда в семье появляется младший ребенок, и на него вдруг переключается все внимание любимых родителей.

– Так здесь, наверное, ключевое слово «внимание»?
– Совершенно верно. Ревность как раз и возникает при мнимом или реальном недостатке внимания, любви, симпатии. Родители, в потоке бесконечных дел, не замечают, как мимоходом наносят травмы своему ребенку. Чего стоят одни только фразы «не мешай», «помолчи», «какой ты неумеха», «и ничего-то тебе нельзя доверить». К сожалению, это не просто слова. Ребенок воспринимает их как сигнал, что мама и папа им недовольны, что он им мешает, что он их раздражает, и что они его не любят. Вот вам и неуверенность в себе. Боязнь, что кто-то вместо тебя завладеет вниманием и расположением самого любимого человека. Ничего не напоминает?

– Да очень похоже на нас, взрослых. Но неужели детские обиды действительно могут так надолго засесть в голове? Ведь мы вырастаем и часто вообще не помним, что с нами было в нежном возрасте.
– Что-то не помним, что-то запоминаем очень даже хорошо. А еще что-то даже и запоминать не надо: все отложилось в подсознании и сложилась модель поведения, которую можно описать так – я буду любыми средствами бороться за место под солнцем!

– А это «солнце» уже во взрослой жизни часто является в лице единственного и любимого.
– Точно. Только ведем мы себя с ним подчас весьма некрасиво. Наша неуверенность в себе проявляется в скандалах и агрессии. На самом деле ревнивец таким образом с подсознательного уровня заявляет о своей потребности в недостающем внимании и поддержке.

– В самом начале вы сказали, что этот недостаток внимания и любви может быть как реальным, так и мнимым. Бывает ведь и так, что на самом деле нет никаких поводов для ревности, а человек бесится, выходит из себя…
– В первом случае, когда мы говорим о реальных обстоятельствах, все гораздо проще. Можно устранить эти обстоятельства и причина для ревности пропадет. Во втором случае, это уже серьезная психологическая проблема. И без серьезной работы с психологом не обойтись. Как правило своим близким людям, которые говорят тебе о несуществующих поводах для ревности, ревнивец не верит. Человеку со стороны, да еще такому, который умеет общаться в таких случаях, поверить легче.

– Но далеко не каждый ревнивец, да еще если речь идет о патологии, согласится признаться, что проблема есть и она в нем…
– Но это нужно сделать. Хотя бы потому, что ревнующий человек должен понимать, что, изводя своего партнера подозрениями и попытками держать под контролем, он в конце концов лишь окончательно испортит отношения. И результат будет как раз тот, которого он больше всего боится – его бросят, от него уйдут.

– И тогда действительно будет реальный повод для страданий…
– Кстати, о страданиях. Жить с ревнивцами тяжело, но и для них самих жизнь – тоже не сахар. Ревность разъедает человека изнутри, и это не фигура речи. Исследования показывают, что ревнивые люди чаще болеют гипертонией и сердечно-сосудистыми расстройствами, да и вообще живут меньше, чем неревнивые люди. И их половинки, к сожалению, тоже.

– Что же делать с этой ревностью, особенно в период приступа? Что делать, если вы объект этой ревности?
– Прежде всего попытаться сдержать свои эмоции, не заражаясь эмоциональностью ревнивца, тем более не провоцировать и не подливать масла в огонь. Если вы оба перейдете на крик, возможно, вы спустите пар, ну конструктивности вашему общению это не придаст. Необходимо дать возможность выговориться и успокоиться агрессору и только потом переходить к возможности урегулирования отношений. И дальше надо смотреть, способны ли вы сделать это самостоятельно или действительно необходима помощь со стороны.

Яна Котт

Exit mobile version