Мало кому из режиссеров советского кино досталось столько зрительской любви, как Леониду Гайдаю. Точнее – его фильмам. Сам режиссер часто оставался за кадром, в тени актеров, которые благодаря Гайдаю становились мегапопулярными. В эти дни кинематограф отмечает 95-летие короля комедии, и мы вспоминаем Гайдая и его команду.
Если человека делает характер, то каким должен быть характер у автора комедий? Исключительно легким, жизнерадостным, беспечным, веселым? Как бы не так! Создатель великих комедий был человеком непростым. По признанию жены Нины Гребешковой – часто вспыльчивым, по рассказам коллег – иногда очень сложным и даже мрачным. Снимая самые смешные сцены Леонид Иович мог даже не улыбнуться, в то время, когда вся съемочная группа покатывалась со смеху. Но актеров, которых Гайдай снимал, он очень любил и уважал. И старался расстаться с теми, с кем отношения не складывались.
«Леонид Иович никогда не обращался к актерам на «ты». Только на «вы». Он не любил фамильярности. И я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь сказал ему: «Лёнь, здравствуй!», за исключением его жены Нины Павловны Гребешковой, да и то вне рабочих условий», – вспоминал актер Вячеслав Невинный.
Настоящим талантом режиссера Гайдая был точный выбор исполнителя на роль. Еще только задумывая фильм, он точно знал, какой человек ему нужен. Подбор актера Гайдаем сравнивали с выстрелом снайпера – всегда в «десятку». Даже в эпизодах. Режиссер сразу видел образ и искал по нему претендента.
О том, как Гайдай работал с актерами, ходят легенды. У него был свой метод. Режиссер долго не объяснял, не пытался подобрать слова, убедить. Он просто сам брал и показывал: как вдруг смутился и замялся студент Шурик, как девушка Нина зыркнула в сторону своего обидчика, как прикрикнул на лже-царя Жорж Милославский.
Вспоминайте: фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Напарник». Та, где на стройке подрабатывающему студенту дают в помощь пятнадцатисуточника Федю. Там в сцене утренней переклички задержанных алкоголиков и дебоширов загримированный Гайдай заплетающимся языком произносит сакраментальную фразу «Огласите весь список, пожалуйста!»
Свою первую самостоятельную комедию Леонид Гайдай снял в 1961 году. И сразу невероятный зрительский успех. Это были короткометражные фильмы «Самогонщики» и «Пёс Барбос и необычный кросс». Именно там сформировалась легендарная «тройка» – Вицин, Никулин, Моргунов. Дальше они перекочевали в «Операцию Ы», потом в «Кавказскую пленницу». Долгие годы эти актеры не воспринимались зрителями по отдельности и даже не как Вицин, Моргунов и Никулин, а только как Трус, Бывалый и Балбес.
Что касается Юрия Никулина, то его талант смешить людей, оставаясь при этом с серьезным и даже грустным выражением лица, Гайдай ценил абсолютно. Режиссер воспринимал актера как равноправного партнера и часто позволял ему импровизировать на площадке, полностью доверяя чутью и опыту Никулина-комика.
Так с легкой руки Леонида Гайдая Наталья Варлей на долгие годы стала просто Ниной, «кавказской пленницей».
Была у Гайдая еще одна любимая актриса, по совместительству жена, Нина Гребешкова. Но, увы, ни одной главной роли она в картинах своего мужа не сыграла и звания никакого не получила. Все по одной причине – Леониду Иовичу было неловко: а вдруг кто-то подумал бы, что он воспользовался служебным положением. Но Нина Павловна всегда была самым верным членом его команды. Без нее точно не было бы такого Гайдая. Во всяком случае сам он считал именно так.