На главную Люди Авторские колонки 1 марта — День благодарности

1 марта — День благодарности

Самому молодому празднику в Казахстане – Дню благодарности, исполнилось три года.

Идейная основа этого праздника, по словам руководителя секретариата Ассамблеи народа Казахстана Южно-Казахстанской области Муратали Калмуратова, это дань уважения нашей общей истории, казахской земле и народу от людей разных национальностей, которые по воле судьбы обрели здесь свою Родину.

Тон задали южане

Современный Казахстан – многоэтничен и многоконфессионален. Тому есть свои исторические причины – за век с небольшим эти земли перенесли несколько масштабных миграционных волн. Сначала столыпинская аграрная реформа, затем гражданская война, период установления советской власти, коллективизация, годы репрессий, депортация целых народов.

А в тяжелейший период Великой Отечественной войны сюда, в Казахстан, шли составы с эвакуированными, в начале 50-х началось освоение целины, Голодной степи, шло строительство промышленных объектов, комсомольские стройки. Только по приблизительным подсчетам эти потоки миграции привели в Казахстан 5,6 миллиона человек различных национальностей.

Выстоять, физически выжить в таком «вавилоне» было бы невозможно без единства и сплоченности, добрососедства, дружбы, да и просто терпимого отношения друг к другу. Не только люди, но и страна не устояла бы без этого проявления человечности, не перенесла бы выпавших на ее долю испытаний…

Понятно, что пока нет строго определенных традиций того, как отмечать этот День благодарности, они только-только складываются. Здорово то, что именно Южный Казахстан начал задавать здесь тон на всю республику.

В честь Дня благодарности в нашей области с 20 февраля по 1 марта прошли и проходят десятидневные мероприятия, у каждого дня свое посвящение. 20 февраля отмечался как «Тарихқа тағзым күні» – «День почитания», 21 февраля – «Қайырымдылық күні» – «День благотворительности», 22 февраля – «Шабыт күні» – «День творчества», 23 февраля прошел под названием – «Көршіге ізет күні» – «День выражения благодарности соседям», 24 февраля – «Тазалық күні» – «День чистоты», 25 февраля – «Құрмет күні» – «День почитания старших», 26 февраля – «Өлкетану күні» – «День краеведения», 27 февраля – «Келісім күні» – «День общественного согласия», 28 февраля – «Ықылас күні» – «День добрых пожеланий» и 1 марта – «Алғыс күні» – «День благодарности».

За цифрами – судьбы

У многих из нас на слуху фраза о том, что в Казахстане в мире и согласии проживают представители свыше 100 национальностей. Это так. Накануне Дня благодарности пресс-служба ЮКО сообщила, что согласно данным социсследований, проведенным в целях мониторинга ситуации в межэтнической сфере, этнический состав населения Южно-Казахстанской области выглядит следующим образом: 72,9% – казахи, 16,8% – узбеки, 4,5% – русские и 5,7% – другие этносы. Цифры говорят сами за себя…

Кому как, а мне грустно, что у нас заметно поубавилось число русскоязычного населения. Зато с удивлением узнала, что есть народ, численность которого в Казахстане увеличивается год от года. Хотите узнать, кто это?

Оказывается, это курды! На днях мой друг, известный в городе врач – Усен Даутов дал мне почитать книгу «Курдская диаспора». Автор книги Жанар Аскеров приводит такие данные: если в 1970 году по данным переписи населения количество курдов в Казахстане составляло 32 тысячи человек, то на настоящий момент – 100 тысяч человек.

Увеличение курдского населения в стране объясняется прежде всего политической стабильностью. К великому счастью, Казахстан не стал ареной беспорядков и противоречий на этнической почве. И еще одна причина привлекательности нашей страны для прибывающего курдского населения – появившаяся тенденция к улучшению экономического положения Казахстана.

Родные Усена Даутова попали в Казахстан в декабре 1937 года, были в тяжко-горестном пути больше месяца. Поздней осенью 1937 года десятки курдских сел на границе Армении и Турции были окружены воинскими частями. Сначала арестовали всех мужчин, затем женщинам и старикам дали считанные часы на сборы. С плачем, криками отчаяния и горестными причитаниями люди покидали родные, веками обжитые места.

Они так и не успели понять причин их выселения, а главное – почти в одночасье навешанного им позорного клейма – «неблагонадежные».

На телегах стали свозить к железно-дорожной станции людей, вмиг ставшими бесконечно несчастными.

«Я – не очевидец тех горестных событий, поскольку родился спустя десять лет, – сказал Усен Айвазович. – Но со слов родных знаю, что уже на территории Казахстана по пути следования товарняка на маленьких железнодорожных полустанках выгружали по несколько десятков семей, родных разделяли… А сколько погибло в пути… Вы только представьте себе – чужая на тот момент земля, степи, холод, голод, свирепствовавший здесь в те годы, и эти разбитые горем, обездоленные, большей частью беспомощные люди. Их приютили, обогрели, поделились с ними буквально последним куском хлеба такие же, как и они, простые люди… Народ сделал все, чтобы не пасть духом, нашел силы жить дальше.

Понятное дело, что только спустя годы пришло понимание (но не оправдание – нет!), того, почему случились эти репрессии, выселение народов из родных мест. Таким образом советская страна, окруженная потенциальными врагами, защищала свои границы. Люди, жившие в приграничных селениях и имевшие родственников на «той стороне», считались для власти «неблагонадежным элементом», возможными предателями и шпионами. Ну что же, бог им судья…»

Приведу цитату из книги Жанара Аскерова: «… Курдов расселили в 14 областях, 110 районах Казахстана, находившихся в сотнях километров друг от друга. В каждом селе разместили по десять семей. Например, согласно сведениям, отраженным в документах, курдские семьи, сосланные в Сузакский район, между селами распределили так: колхоз имени Сталина – 4 семьи, колхоз «Первое мая» – 5, «Жекесик» – 5, «Уш тобе» – 7».

И эти вынужденные переселенцы годами не знали о судьбе своих родственников. Почему? Да потому, что без разрешения спецкомендатуры, где они должны были ежедневно отмечаться, нельзя было покинуть свое место проживания.

Спецпереселенцы. Проект информационного портала Otyrar.KZ, конечно, не способен передать все боль и ужас трагедии спецпереселенцев. Но собранные цифры могут показать масштаб трагедии. В проекте можно прочитать обо всех народах, которые были сосланы на территорию ЮКО.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26.11.1948 года «… переселение в отдаленные районы Советского Союза указанных выше лиц проведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства».

А в Указе за № 001475/27с, подписанном генпрокурором СССР Г. Сафоновым 22.12. 1948 года, уточнялись меры наказания за самовольное передвижение переселенцев: «За самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности и наказанию в 20 лет каторжных работ».

Послабление наступило лишь после 28 апреля 1956 года, когда Указом Президиума ВС СССР были сняты ограничения с ряда спецпереселенцев, в том числе и курдов. Этим Указом они были сняты с учета спецпоселений и освобождены из-под административного надзора органов МВД СССР.

Но радость была не столько преждевременной, сколько неполной. Поскольку Указом было установлено, что снятие ограничений с этих лиц не влечет за собой возвращения им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены.

Всего курдский народ за годы советской власти пережил три периода ссылки, выселения – в 1937, 1944 и в 1989 годах.

Феноменальные труженики

… В минувшем году корейская диаспора отметила 80-летие проживания в Казахстане. Своими воспоминаниями на эту тему с РАБАТом поделился очевидец тех событий, ныне – труженик тыла Денсон Угай.

«Старшее поколение корейской диаспоры до 1937 года жило на Дальнем Востоке, – сказал Денсон Ченхович. – В 1937 году по постановлению председателя Совнаркома СССР В. Молотова и Первого секретаря ВКП (б) И. Сталина за №426 от 23.08.1937 года корейцев переселили в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Кара-Калпакскую АССР, Туркмению, Таджикистан и в отдельные области России. В Казахстан попало около 110 тысяч человек, на территорию остальных республик – 140 тысяч. Из Дальнего Востока до новых мест поселения добирались в товарных вагонах. Того, кто умирал в тяжелых условиях пути, заворачивали в одеяла и выбрасывали из вагонов поезда на ходу…

Трудно было на новом месте. Не было жилья, еды, одежды – многие умирали от холода и голода. Корейцев причислили к категории переселенцев. Они были лишены права свободного передвижения и находились под усиленным наблюдением органов госбезопасности и милиции. Чтобы как-то выжить, корейцы начали рыть землянки, утепляя их камышом. Занимались в основном сельским хозяйством – выращивали рис (шалу), хлопок, лук, овощи, бахчевые. Обрабатывали землю лопатами и кетменями, так как техники попросту не было.

Через три с половиной года началась Великая Отечественная война. В действующую армию корейцев не брали, но некоторые из нас всеми правдами и неправдами попадали на фронт, где воевали иногда под чужими фамилиями. Среди корейцев есть и Герой Советского Союза – Александр Павлович Мин, он погиб в 1944 году в боях за Украину.

Мужское население мобилизовывали на трудовой фронт – на Урал, в Сибирь, Коми АССР. Женщины, подростки и пожилые люди день и ночь трудились на полях и ежегодно отправляли на фронт посылки для солдат с табаком (самосад), варежками, сухарями, другими вещами и продуктами. Они же собирали из заработанного деньги для Фонда Обороны на строительство танков и самолетов.

После окончания войны корейцы, как и весь советский народ, занялись восстановлением страны. Участвовали в освоении поймы рек Амударьи и Сырдарьи, для выращивания риса-шалы, участвовали в ирригации этих земель. Возродили Голодную степь Казахстана и Узбекистана, осваивали земли от Станции Яны-Курган Кзыл-Ординской области до Аральского моря. Таков масштаб работы тружеников тыла.

Бывшие камышовые заросли Средней Азии и Казахстана превратили в благодатные земли. Корейский народ воспитал, вырастил уже на новых землях десятки Героев Социалистического труда, таких как Цой Ги Хва, Ким Пен Хва, Хван Ман Гым, Ким Ман Сам, Ли Тен Хан и другие.

Мне посчастливилось трудиться в колхозе «Полярная звезда», председателем которого был дважды Герой Соцтруда Ким Пен Хва. Колхоз добивался поистине рекордных урожаев хлопка, бахчевых, надоев молока.

Я склоняю голову перед старшим поколением за их титанический труд в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, за массовый героизм в тылу, где ковалась общая Победа».

Вместо послесловия

Потомки вынужденных переселенцев родились в Казахстане и всей душой и плотью считают его своей Родиной. В том, как развивается, растет мощь страны, есть и их весомая доля. В то же время у них есть возможность сохранять и развивать свою культуру, обычаи, язык, поддерживать связи со своей исторической Родиной. Государство предоставило им это.

В завершении стоит отметить, что в ближайшее время усилиями Ассамблеи народа ЮКО будет подготовлена обновленная и детальная этнокарта Южно-Казахстанской области, готовится к выпуску книга о деятельности региональной Ассамблеи. На территории пяти районов и городов области откроют Дома дружбы.

Если вы хотите знать, чем живет ваша диаспора, будьте с ней на связи. Сегодня в области работают двадцать этнокультурных объединений.

Фарида Шарафутдинова

Exit mobile version