На главную Анонс Арыстанбек Мухамедиулы отметил плачевное состояние городища Отырар

Арыстанбек Мухамедиулы отметил плачевное состояние городища Отырар

городище Отырар
Фото С. Мырзалиева

После бесконтрольных раскопок, проводимых на протяжении многих лет, территория, занимаемая отвалами, превышает в разы территорию и высоту самих памятников.

В Мажилисе Парламента РК министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы представил правительственный законопроект «Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия», передает корреспондент Zakon.kz.

Как отметил министр, данный проект закона предлагает ряд концептуальных норм.

«Первое, необходимо расширение понятия и видов памятников истории и культуры. Необходимо придать официальный статус объектам, определяемым как сакральные, а также вывести в отдельный вид памятников сооружения монументального искусства, которые сегодня отнесены к группе памятников архитектуры и градостроительства, что не отражает их основной сути», — пояснил А. Мухамедиулы.

Предлагается систематизировать вопрос выявления и учета объектов историко-культурного наследия.

«К примеру, в настоящее время памятник археологии признается памятником истории и культуры с момента его выявления автоматически. При этом данный статус за памятником официально не закрепляется. Эта правовая коллизия не позволяет своевременно включить объект в список памятников истории и культуры. Как следствие, отсутствует должный мониторинг его состояния со стороны уполномоченного органа, выделение своевременного финансирования на обеспечение его сохранности, что в итоге ведет к ухудшению общего состояния вновь выявленного археологического объекта», — констатировал глава ведомства.

В качестве примера он привел археологические объекты Жуантобе, Караспан тобе, Борижари, Культобе в Ордабасинском районе Туркестанской области, которые находятся в списке предварительного учета продолжительное время, меры по ним не принимаются десятилетиями.

«Для четкой регламентации данного вопроса в законопроекте определены конкретные шаги и хронологические рамки по включению либо исключению их из списка предварительного учета и действия по определению статуса объекта. Так, вновь выявленный объект историко-культурного наследия до 3 лет, в исключительных случаях до 5 лет обозначается в списке предварительного учета, далее в установленном порядке переносится в список памятников истории и культуры либо исключается на основании проведения историко-культурной экспертизы», — сообщил министр.

«Во-вторых, серьезной проблемой сегодняшнего дня является регулирование вопроса проведения археологических работ на памятниках истории и культуры. Отсутствие порядка проведения археологических работ привело к тому, что сегодня каждый археолог сам для себя определяет ход работы. И зачастую организации, проводящие археологические исследования оставляют раскопанный объект без консервации, не вывозят отвалы с территории, что приводит к безвозвратной утере историко-культурной значимости объекта», — указал А. Мухамедиулы.

По его словам, именно вследствие этого оказалось плачевным состояние городища Отырар в Туркестанской области.

«В таком состоянии большинство археологических объектов. После бесконтрольных раскопок, проводимых на протяжении многих лет, территория, занимаемая отвалами, превышала в разы территорию и высоту самого памятника. В целях упорядочения вопроса и ужесточения мер охраны в компетенцию уполномоченного органа предлагается включить норму по разработке и утверждению правил и условий проведения археологических работ, где будут четко регламентированы все действия, связанные с работами на объекте», — отметил он.

В-третьих, предусмотрены нормы по согласованию местными исполнительными органами вопроса лишения и придания статуса памятников местного значения с центральным уполномоченным органом – Министерством культуры и спорта. Данная мера позволит обеспечить объективность и обоснованность принимаемых решений.

«Четвертое, отдельное внимание в законопроекте отводится вопросам лицензирования археологических и реставрационных работ. Данная норма вводится в целях исключения ситуации, когда один и тот же ученый заявляется научным руководителем от нескольких организации при подаче заявления на выдачу лицензии (…). Следующий важный шаг — передача компетенции по утверждению границ охранных зон памятников историко-культурного наследия от местных представительных органов местным исполнительным органам, так как обеспечение охраны и использования памятников является прямой компетенцией акиматов областей, городов республиканского значения и столицы», — добавил глава Минкультуры.

Как он отметил, серьезный резонанс вызвала ситуация по городищу Талгар, когда его охранные зоны были утверждены местными представительными органами без достаточной проработки, в дальнейшем вызвала большие земельные споры.

В проекте закона особое внимание уделено обеспечению сохранности объектов историко-культурного наследия при освоении территорий.

«И, в-пятых, в целях обеспечения сохранности памятников истории и культуры предусматриваются меры, обеспечивающие планомерное и согласованное проведение археологических и научно-реставрационных работ (…). Предлагается закрепить нормы по ежегодному планированию археологических и научно-реставрационных работ, план которых будет утверждаться уполномоченным органом (МКС) и формироваться на основании предложений местных и центральных государственных органов, а также иных юридических и физических лиц», — сказал А. Мухамедиулы.

По его словам, все эти правовые меры дадут возможность упорядочить, систематизировать осуществление археологических раскопок и научно-реставрационных работ. Кроме того, это позволит исключить возможность двойного финансирования работ.

представил правительственный законопроект «Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия», передает корреспондент Zakon.kz.

Как отметил министр, данный проект закона предлагает ряд концептуальных норм.

«Первое, необходимо расширение понятия и видов памятников истории и культуры. Необходимо придать официальный статус объектам, определяемым как сакральные, а также вывести в отдельный вид памятников сооружения монументального искусства, которые сегодня отнесены к группе памятников архитектуры и градостроительства, что не отражает их основной сути», — пояснил А. Мухамедиулы.

Предлагается систематизировать вопрос выявления и учета объектов историко-культурного наследия.

«К примеру, в настоящее время памятник археологии признается памятником истории и культуры с момента его выявления автоматически. При этом данный статус за памятником официально не закрепляется. Эта правовая коллизия не позволяет своевременно включить объект в список памятников истории и культуры. Как следствие, отсутствует должный мониторинг его состояния со стороны уполномоченного органа, выделение своевременного финансирования на обеспечение его сохранности, что в итоге ведет к ухудшению общего состояния вновь выявленного археологического объекта», — констатировал глава ведомства.

В качестве примера он привел археологические объекты Жуантобе, Караспан тобе, Борижари, Культобе в Ордабасинском районе Туркестанской области, которые находятся в списке предварительного учета продолжительное время, меры по ним не принимаются десятилетиями.

«Для четкой регламентации данного вопроса в законопроекте определены конкретные шаги и хронологические рамки по включению либо исключению их из списка предварительного учета и действия по определению статуса объекта. Так, вновь выявленный объект историко-культурного наследия до 3 лет, в исключительных случаях до 5 лет обозначается в списке предварительного учета, далее в установленном порядке переносится в список памятников истории и культуры либо исключается на основании проведения историко-культурной экспертизы», — сообщил министр.

«Во-вторых, серьезной проблемой сегодняшнего дня является регулирование вопроса проведения археологических работ на памятниках истории и культуры. Отсутствие порядка проведения археологических работ привело к тому, что сегодня каждый археолог сам для себя определяет ход работы. И зачастую организации, проводящие археологические исследования оставляют раскопанный объект без консервации, не вывозят отвалы с территории, что приводит к безвозвратной утере историко-культурной значимости объекта», — указал А. Мухамедиулы.

По его словам, именно вследствие этого оказалось плачевным состояние городища Отырар в Туркестанской области.

«В таком состоянии большинство археологических объектов. После бесконтрольных раскопок, проводимых на протяжении многих лет, территория, занимаемая отвалами, превышала в разы территорию и высоту самого памятника. В целях упорядочения вопроса и ужесточения мер охраны в компетенцию уполномоченного органа предлагается включить норму по разработке и утверждению правил и условий проведения археологических работ, где будут четко регламентированы все действия, связанные с работами на объекте», — отметил он.
В-третьих, предусмотрены нормы по согласованию местными исполнительными органами вопроса лишения и придания статуса памятников местного значения с центральным уполномоченным органом – Министерством культуры и спорта. Данная мера позволит обеспечить объективность и обоснованность принимаемых решений.

«Четвертое, отдельное внимание в законопроекте отводится вопросам лицензирования археологических и реставрационных работ. Данная норма вводится в целях исключения ситуации, когда один и тот же ученый заявляется научным руководителем от нескольких организации при подаче заявления на выдачу лицензии (…). Следующий важный шаг — передача компетенции по утверждению границ охранных зон памятников историко-культурного наследия от местных представительных органов местным исполнительным органам, так как обеспечение охраны и использования памятников является прямой компетенцией акиматов областей, городов республиканского значения и столицы», — добавил глава Минкультуры.

Как он отметил, серьезный резонанс вызвала ситуация по городищу Талгар, когда его охранные зоны были утверждены местными представительными органами без достаточной проработки, в дальнейшем вызвала большие земельные споры.

В проекте закона особое внимание уделено обеспечению сохранности объектов историко-культурного наследия при освоении территорий.

«И, в-пятых, в целях обеспечения сохранности памятников истории и культуры предусматриваются меры, обеспечивающие планомерное и согласованное проведение археологических и научно-реставрационных работ (…). Предлагается закрепить нормы по ежегодному планированию археологических и научно-реставрационных работ, план которых будет утверждаться уполномоченным органом (МКС) и формироваться на основании предложений местных и центральных государственных органов, а также иных юридических и физических лиц», — сказал А. Мухамедиулы.

По его словам, все эти правовые меры дадут возможность упорядочить, систематизировать осуществление археологических раскопок и научно-реставрационных работ. Кроме того, это позволит исключить возможность двойного финансирования работ.

Exit mobile version