31 января мир празднует Международный День ювелира. Казалось бы, событие не такого уж крупного масштаба, есть праздники и более актуальные. Однако, ювелиры испокон веков вносят в людскую повседневность волнующую необычность и красоту. Они – врачеватели от скуки и серости, и поэтому представители этого тончайшего филигранного искусства поистине достойны искренних поздравлений и высоких хвалебных слов.
ИСКУССТВО, ДРЕВНЕЕ КАК МИР
Не будем самонадеянно думать, что восприятие прекрасного, то есть, эстетическое чувство, присуще только развитым цивилизациям. Женщины седой древности, обладающие знатностью и богатством, носили такие сногсшибательные украшения, которые нашим модницам даже и не снились. Причем, они редко опускались до ношения так называемой бижутерии – сплошь золото, серебро и натуральные драгоценные камни! Правда, иногда они снисходили до меди и бронзы. Но лишь потому, что медные изделия считались полезными для здоровья, а бронза и сама по себе солидна и красива. (Кстати, медные пластины советуют прикладывать к больным местам народные целители и в наше время). Помимо «украшательской» функции, ювелирные изделия играли магическую роль амулетов, оберегов, защищая владельцев от всяческой нечистой силы. В этом особенно преуспело серебро.
К тому же, ювелирные украшения красноречиво указывали на определенный статус их носителя. Если образ средневековой прелестницы был дополнен, допустим, изумрудами и ограненными алмазами – статус дамы в обществе был достаточно велик. Ну а если они «тянули» только на лазурит, аметист, яшму или обсидиан – это была не такая уж важная птица. Правда, встречались исключения. К примеру, ювелиры средневекового Китая научились придавать особую красоту и не слишком благородным исходным материалам – кораллам, нефриту и янтарю, а мастера древней Америки украшали свои изделия мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и горного хрусталя. Обрабатывая эти скромные камни, древние умельцы подчеркивали оригинальность их окраски и природную фактуру, поскольку блеска, переливов и мерцания хватало от уже привычных изумрудов и алмазов. Такие изысканные украшения было не зазорно носить даже самой высшей знати.
Камни, искусно ограненные и вправленные в металл, служили украшением не только для прекрасной половины человечества. Ими обильно уснащали оружие, кубки, сосуды, а позже и религиозно-культовые принадлежности. В храмах и соборах христианского мира драгоценными камнями украшались чеканные оклады икон, распятия, церковные чаши и даже «парадно-выходные» одеяния церковных патриархов. Мусульманские мечети им ни в чем не уступали, а иногда и превосходили.
Принято думать, что особыми ювелирными изысками и богатством отличались только сокровищницы царей, фараонов и высшей аристократии в процветающих государствах древности – Египта, Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера. Но в захоронениях скифов, гуннов, сарматов, других кочевых народов тоже находили украшения, мало уступающие по роскоши и ценности «оседлым» цивилизациям.
РЕМЕСЛО ИЛИ ИСКУССТВО?
Раньше ювелиры считались самой привилегированной цеховой кастой. Они были сдержанны, молчаливы и загадочны. Работали, как правило, в одиночку, тщательно оберегая тайны своего ремесла. Их передавали только наследникам – преемникам дела всей жизни. Каждый ювелир имел собственное клеймо, удостоверяющее исключительную штучность своего изделия. А каковы же ювелиры сейчас, в наш прагматичный век всеобщего «поточного» производства? Процветает ли их ювелирное дело, так сказать, в уединенно-индивидуальном варианте?
Ювелир Александр Грюнберг, у которого своя мастерская в магазине «Айгуль» по улице Жангельдина, совсем не похож на анахорета-отшельника, ревниво скрывающего какие-то там немыслимые тайны. Решительно наоборот. В свое время прошел армейскую службу, занимался спортом, по-серьезному ходил в горы, а в ювелирную профессию попал, в общем-то, почти случайно, в 90-е перестроечные годы. Надо было выживать и кормить семью. Прошел первоначальное обучение и стал работать в приснопамятной Рембыттехнике, где в бригаде ювелиров ударно мастерил традиционные украшения в национальном стиле.
Какими качествами должен обладать ювелир? Может показаться странным для такой «не массовой» профессии, но он обязательно должен быть коммуникабельным и дружелюбным. Вот приходит заказчик, порой сам не знает, что хочет. Можно, конечно его «развернуть», мол, пойди и сначала определись в своих желаниях… Но нет, надо ему показать каталоги, посоветовать, что сейчас «в тренде», объяснить, как выигрышней будет смотреться такое-то сочетание металла и камня, ну и так далее. Бывает, что заказ принимаешь два часа и больше. Так что, ювелир должен обладать умением работать с людьми, ну и, разумеется, иметь хороший вкус и трудолюбие».
ЗОЛОТЫЕ РУКИ И ГЛАЗ, КАК У ОРЛА
Александр Грюнберг достиг своего мастерства сам, посвятив этой профессии более 20-ти лет жизни. Но уже его сын Никита продолжит его дело с дипломом высшего образования – он учится на последнем курсе ЮКГУ имени М. Ауэзова на факультете «Прикладное искусство», где специализируется именно по ювелирной отрасли. Хотя, ювелирные азы он вполне уже освоил с ненавязчивой родительской подачи. Так и рождается новая династия ювелиров – от отца к детям – все в точности по историческим лекалам.
Кроме того, у Александра Вильгельмовича есть ученики, которые сейчас не только работают самостоятельно, но уже показали себя настоящими и тонкими ювелирными мастерами. Сергей Сон, работающий в Торговом доме «Гаухар Тас», Вячеслав Козенков, его мастерская около Главпочтамта – ими учитель гордится. С болью и сожалением Александр Вильгельмович вспоминает ювелира высокого полета, трагически ушедшего из жизни Михаила Смагина – на него равнялись многие шымкентские мастера.
Александр Вильгельмович, например, главным направлением своей работы считает работу с камнями. Их у него многое множество – сам не может подсчитать – и говорить о них он, по видимому, может часами. На вопрос, считает ли он свою работу искусством, отвечает примерно так: «В нашем случае, это прежде всего ремесло. Искусством можно назвать, допустим, изделия Фаберже, но не надо забывать о том, что на него трудилась целая артель подмастерьев, которые делали чисто ремесленную «черновую работу». У нас, «одиночек», такого простора для исключительного творчества нет, но и за то, что мы делаем, нам не должно быть стыдно – все равно в каждую свою работу мы вкладываем часть своей души».
Елена Летягина