На главную Люди «В любом из нас сидит война…»

«В любом из нас сидит война…»

Шла весна 1945 года. Так же, как и сейчас, 75 лет назад ярко светило солнце, красиво пели птицы, и природа воскресала после зимней стужи.

Люди ждали окончания долгой беспощадной войны. Но не все знали, что в эти майские дни празднуется пасхальная неделя, а 6 мая совершается память Георгия Победоносца.
Не слишком ли много совпадений? Пасха – победа над смертью, войсками командует Георгий Жуков. Говорят, что в совпадения верят только недалекие люди, случайности не случайны. Великая Отечественная война началась в День всех святых на земле российской просиявших. Похоже, фашистские оккультисты неслучайно выбрали эту дату для нападения на СССР. Они намеревались воевать не просто с народом, но и со святыми нашей земли.

В стране закрылись почти все монастыри и храмы. Священников убивали и сажали в тюрьмы. Всеми силами пытались вытравить веру из народа. Казалось бы, начавшаяся война должна была обострить противоречия между Церковью и государством, уже более двадцати лет гнавшим ее. Однако этого не произошло. Дух любви, присущий Церкви, оказался сильнее обид и предубеждений. Ленинградский митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I призывал верующих «жизнь свою положить за целость, за честь, за счастье любимой Родины». В своих посланиях он писал о патриотизме и религиозности русского народа: «Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу… Мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом».

Своими проповедями и посланиями он наполнял души исстрадавшихся ленинградцев мужеством и надеждой. В храмах было прочитано его архипастырское обращение, в котором он призывал верующих самоотверженно помогать воинам честной работой в тылу. Он писал: «Победа достигается силой не одного оружия, а силой всеобщего подъема и могучей веры в победу, упованием на Бога, венчающего торжеством оружия правды, «спасающего» нас «от малодушия и от бури» (Пс.54:8). И само воинство наше сильно не одной численностью и мощью оружия, в него переливается и зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живет весь русский народ».
Имевшую глубокое духовно-нравственное значение деятельность духовенства в дни блокады вынуждено было признать и советское правительство. Многие священнослужители во главе с митрополитом Алексием были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Христиане страдали от голода, но собирали необходимые средства для фронта. Создание на церковные средства танковой колонны «Дмитрий Донской» и эскадрильи «Александр Невский» составляет особую страницу истории. Не существовало почти ни одного даже сельского прихода на свободной от фашистов земле, не внесшего свой вклад в общенародное дело.

война

На фронтах также сражались верующие люди. Многие из них, от солдата до генерала носили молитвы и иконы вместе с партбилетом. Василий Чуйков – единственный советский генерал, который был награжден тремя орденами Суворова 1-й степени за полководческий талант. А из четырех орденов Красного Знамени два – за личное мужество. Именно Чуйков командовал 62-й армией в Сталинграде, получив приказ удержать его любой ценой. В партбилете он хранил записку с молитвой, надиктованной его матерью. Ее же генерал повторял во время убийственной бомбежки в октябре 1943 года, когда накрыли командный пункт. И ведь помогло! «Я стоял со сжатым кулаком, и было желание перекреститься, – вспоминал он позже. – А я чувствую, что пальцы не могу сложить для крестного знамения, их судорогой свело. И перекрестился кулаком».
На оккупированной территории священнослужители являлись подчас единственным связующим звеном между местным населением и партизанами. Они укрывали красноармейцев, сами вступали в партизанские ряды.

Историки и мемуаристы описали все битвы на полях сражений Второй мировой войны, но никто не в силах описать битвы духовные, совершавшиеся великими и безымянными молитвенниками в эти годы.

26 июня 1941 г. в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен «О даровании победы». С этого времени во всех храмах Московского Патриархата стали совершаться подобные молебствия по специально составленным текстам «Молебен в нашествие супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Великой Отечественной войны». Дивный духовный подвиг совершил во время Великой Отечественной войны преподобный Серафим Вырицкий. Подражая преподобному Серафиму Саровскому, молился он в саду на камне перед его иконой о прощении грехов людских и об избавлении Родины от нашествия супостатов. С горячими слезами умолял Господа великий старец о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Этот подвиг требовал от святого неизреченного мужества и терпения, это было воистину мученичество ради любви к ближним.

Обратилось тогда к Богу и множество простых людей, военнослужащих, тех, кто в годы гонений отошел от Бога. Их молитва была искренна и носила зачастую покаянный характер «благоразумного разбойника». Один из связистов, принимавших по радио боевые донесения русских военных летчиков, говорил: «Когда летчики в подбитых самолетах видели для себя неминуемую гибель, их последними словами часто были: «Господи, прими мою душу». Неоднократно свои религиозные чувства публично проявлял командующий Ленинградским фронтом маршал Л.А. Говоров, после Сталинградской битвы стал посещать православные храмы маршал В.Н. Чуйков. В 1945 г. в Вене по приказу маршала Толбухина Фёдора Ивановича в дар православному собору был отлит колокол с надписью: «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии». Широкое распространение среди верующих получила убежденность, что всю войну с собой в машине возил образ Казанской Божией Матери маршал Г.К. Жуков.

Греческое слово vika (латинская транслитерация – nika) означает «побеждает». Еще в IV веке произошло одно из величайших чудес в истории: император Византии Константин перед одной из страшных битв после сокровенной молитвы увидел сияющий Крест на небе над полем битвы и услышал Божий глас: «Сим победиши!» – то есть «победишь с помощью этого знамения». Так Крест стал военным знаменем целой Империи, и под знаком Креста долгие века процветала Византия. Константин же со временем принял христианство и был назван Великим и после смерти канонизирован как святой равноапостольный царь – за свои дела и за свою веру. Святой равноапостольный Константин Великий сугубо почитал изображения креста. Он распорядился установить в Константинополе в центральных местах города три креста с золотой надписью «Иисус Христос побеждает».

В проникновенной «Песне о войне» казахстанской группы «Мотороллер» есть такие строки: «В любом из нас сидит война, не знаю, чья в этом вина и нам нельзя на ней, ребята, погибать». Великая Отечественная война закончилась нашей победой, но духовная война продолжается. Знаменитая фраза Федора Достоевского гласит: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». На самом деле, конечно же, диавол не борется с Богом, потому что в этой борьбе он обречен. Он может бороться только с нами. Но если мы выберем Победителя, а не побежденного, то, по мере продвижения по пути к Добру, сердце наше все больше будет превращаться из поля битвы в райский сад.

 

Алексей КОРОЛЕВСКИЙ, помощник настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери г. Шымкента

Exit mobile version