На главную Люди Авторские колонки Робототехникой занимаются в шымкентском детском саду

Робототехникой занимаются в шымкентском детском саду

Робототехник

Робототехникой занимаются в основном дети от 7 лет,
то есть школьники. Но, оказывается, можно начинать познавать мир будущего – электроники, компьютеров и программирования – с самого раннего детства.

Это я узнала, побывав в частном детском саду «Лилия», который находится
в «Малом Самале» (недалеко от перекрестка ул. Байтурсынова и ул. Рыскулова). Для меня это была удивительная экскурсия, которую провел замечательный педагог и ученый сферы IT Руслан Альбертович Маткаримов. Именно он преподает робототехнику
для самых маленьких жителей Шымкента.

В основном это воспитанники упомянутого ранее детского сада, но есть и такие детки, которых родители приводят исключительно на занятия Руслана Альбертовича. В общем, это огромный мир фантазии, переплетенной с наукой и большой мечтой о ярком и светлом будущем, заключенный в маленьком уютном кабинете 5х5 метров при детском саду.

Новинка
Кабинет робототехники для детей дошкольного возраста был открыт недавно – в мае этого года. Идея открытия посетила Руслана Альбертовича немного раньше, накануне нового 2021 года, но в то время он работал в городе Нур-Султане, в Министерстве образования и науки РК и Министерстве цифрового развития, в проекте Всемирного банка (проект переходил из одного министерства в другое). Этот проект выдает ученым гранты на коммерциализацию.

Через Маткаримова и его коллег в МОН прошли многие проекты казахстанских ученых, и Руслан Альбертович по качеству проектов, которые подавались, понял, что хороших технических кадров Казахстану остро не хватает. Ну а как же их взрастить, если не заинтересовать наукой и техникой детей с младых ногтей?

Тогда Руслан Альбертович решил вернуться в родной Шымкент (в столице он проработал 7 лет) и открыть специальную школу, потому что перестал получать удовольствие от работы в разных министерствах и хочет передать весь свой опыт и знания людям, от которых зависит будущее страны, – нашим с вами детям. Вот таким замечательным способом ученый решает проблему дефицита и оттока технических кадров за границу.

Для того чтобы передавать знания и опыт, Руслану Альбертовичу не хватало финансовых средств и помещения (частично мебель и оборудование были), но ему посчастливилось познакомиться с известным юристом Евгением Анатольевичем Яворским, который и предложил Маткаримову обустроить кабинет при детском садике, принадлежащем адвокату.

Многие экспонаты (не знаю, как еще назвать эти раритеты), выставленные в классе робототехники, принадлежат самому Руслану Альбертовичу. Это различные консоли, игровые приставки. Там я увидела даже родной, но давно забытый «тетрис», в который дети моего поколения играли еще в середине 90-х, и электронную советскую игрушку, которую все помнят под названием «Волк ловит яйца». Кроме того, в «Денди» и «Сегу» дети могут даже поиграть сами. Так что это еще и маленький музей. Все эти коллекционные электронные редкости в рабочем состоянии, а для малышей это настоящая история электроники. Самой старой приставке уже лет 40: она выпущена в 80-х годах XX века.

Стоит ли говорить о том, с каким интересом и жадностью я ловила каждое слово этого умного, интеллигентного и искренне горящего своим делом человека? И самое потрясающее, что и он сам, как его коллекционные консоли, – редкость. Ведь сейчас очень мало людей, которые душой болеют за свое дело, живут им, а не думают о том, как сорвать куш побольше. Он оставил высокооплачиваемую работу в министерстве ради высокой идеи – сделать будущее нашей страны и наших детей светлым, привить малышам принцип не «разделяй и властвуй», а «созидай и твори», ведь мир и тенденции меняются. Педагог убежден, что люди, которые передают знания, что-то строят, созидают и творят, будут на коне, но таких людей в Казахстане очень мало, и их надо воспитать,

Помимо впечатлений
А теперь расскажу о том, какое оснащение в классе Руслана Маткаримова. Это не просто пара ноутбуков и конструкторов. Это маленький удивительный мир конструктора и электроники. Но это не те робототехнические комплексы, которые сейчас распространены в обычных школах подобного рода (LEGO, WeDo 2.0, EV 3). Тут расширенная коллекция конструкторов нового поколения. Например, LEGO предоставляет LEGO DUPLO, LEGO CLASSIC, LEGO Technic, LEGO Friends (очень интересно девочкам – там больше социальная тематика), не говоря уже о классических комплексах. Есть «стрелялки», которые можно также собирать и программировать самостоятельно (бластеры, пистолеты), американской фирмы NERF.
Меня впечатлила огромная коробка с деталями LEGO, которая стоит посреди класса. Жаль, что в моем детстве такого не было!

Здорово, что у наших детей есть возможность прикоснуться к самому лучшему, что есть сейчас в этом плане в мире. Это потому, что руководство детского сада, как и сам педагог, смотрит на данный класс не как на бизнес, а как на дело, которое делается от души и для наших детей в частности и для будущего страны в целом.

Этот момент не оставил меня равнодушной. Ну ведь действительно: стоимость одного набора конструктора, к примеру, 150000 тенге. А занятие стоит 500 тенге в час. Конструкторов там десятки, а детей не так много, чтобы окупить все именно как в бизнесе. Вот в такие моменты в душе вновь оживает вера в человечество, в то, что настоящая добрая и светлая идея, работа, проводящаяся действительно от чистого сердца, важнее любых денег. Ну и, конечно же, те впечатления и знания, огонь, который зажигается в детских глазах, не купишь ни за какие миллионы. За это организаторам кружка огромное человеческое спасибо!

Руслан Альбертович старается покупать разные конструкторы для своих воспитанников, чтобы каждому конструирование и программирование пришлись по нраву, чтобы раскрыть талант каждого малыша и направить его в нужное русло. Даже когда ребенку не очень нравится в кружке робототехники, Руслан Маткаримов говорит родителям, что для общего развития заниматься этим не помешает, потому что малыш развивается умственно, творчески, технически.Улучшается и мелкая моторика рук, но заставлять, конечно, никого не стоит – в любом случае необходимо в первую очередь определить задатки самого ребенка.

Кроме конструктора, в классе есть два планшета и два ноутбука, при помощи которых собранные прототипы «оживают». Для этого существует специальное приложение.
Изначально у Маткаримова и его соратников были пессимистичные ожидания, поскольку многие кружки, которые открывались на базе детского сада «Лилия», дети посещать не хотели, но с кружком робототехники вышло наоборот: он безумно популярен у малышей. Робототехникой интересуются не только мальчики, но и девочки (благо в таком нежном возрасте у людей нет еще стереотипного мышления о разделении полов, то есть дети не считают, что техника – это только для мальчиков, они просто делают то, что им нравится).

Руслан Альбертович прекрасно разбирается в детской психологии: при помощи большой мега-мастадон пушки он вместе с детьми «уничтожает» какие-то негативные эмоции и качества, с которыми малышам трудно справляться. Это гнев, агрессия и т. д. Он изготавливает специальную цель в виде таблички со смайликами, и дети «расстреливают» вредную привычку или качество характера. Это помогает ребятам становиться более здоровыми в психологическом плане. Здорово преодолевать страхи, обиды и всякий разный негатив вместе с мудрым наставником и, конечно же, друзьями-сверстниками!

В этой маленькой школе занимаются дети разных возрастов. Группы от 3,5 до 6 лет. И дети постарше уже работают при помощи планшетов, на которых есть приложения, управляющие моделями, сконструированными и запрограммированными дошколятами. Одну такую модель дети собирают два-два с половиной часа. Это два-три урока.
Сначала дети собирают робота из классического конструктора, а потом программируют его действия. У таких роботов очень разнообразный функционал, и запрограммировать такую «умную» игрушку можно по-разному. Сейчас большой популярностью пользуются роботы сумо, они борются друг с другом наподобие настоящих сумоистов, и побеждает тот, кто вытолкнет робота противника с ринга. Приложение от LEGO позволяет по-разному развиваться, и потом из этого же конструктора можно собрать другой прототип – все зависит от фантазии ребенка. Ученики Руслана Альбертовича сейчас собирают электрогитару из конструктора. У инструмента будет «умная» начинка, и на ней действительно можно будет играть.

Планы на будущее
На базе маленькой школы робототехники в скором времени планируется открыть классы для детей среднего и старшего школьного возраста. А также у организаторов этой необычной школы есть идея создать большую общеобразовательную программу для Казахстана. Наверное, вы слышали об образовательной программе «Сириус», которую запустили в России? Вот что-то подобное сделают (а я уверена, что они реально сделают!) и у нас. Эта программа будет включать в себя обучение на таких языках программирования как Java, JavaScript, Python, C#, TypeScript, в операционной системе Android и на языке разметки HTML. Ребята, которые попадут в эту образовательную программу, смогут разрабатывать и запускать собственные мобильные приложения, игры и многое другое. Ну и, конечно же, создавать роботов. И если маленькие дети конструируют «умные» игрушки из готовых блоков, как правило, по схеме, то более старшие ребята будут сами вытачивать детали, распечатывать их на 3D-принтере, и вообще их фантазия сможет работать и воплощаться практически безгранично.

Кроме того, школьники будут учиться работать в команде как настоящие ученые. Это поможет им в будущем, когда они станут студентами или даже сотрудниками НИИ. А еще есть идея создать летний лагерь робототехники для детей.

На основе занятий робототехникой можно объяснять детям физические законы, учить их решать какие-то важные проблемы. Например, если какой-то объект заражен радиацией и человек не может находиться на этом объекте, а работу производить нужно обязательно, тут поможет робот. И дети продумывают, какой это будет робот: может быть, это будет манипулятор, а может быть, транспорт на автопилоте. В общем, это на самом деле мир недалекого будущего, которое и мы, родители нынешних детсадовцев и школьников, скорее всего, успеем застать.

Идейным вдохновителем всего этого нового, современного и классного в плане обучения детей является, между прочим, Сергей Александрович Терещенко, один из акимов ЮКО, в прошлом премьер-министр РК. Однако этому проекту обязательно необходима поддержка государства и меценатов, ведь только сообща мы сможем реализовать тот огромный потенциал, который сокрыт в наших детях. Уверена, среди самого молодого поколения есть ребята с гениальными способностями – будущие Эйнштейны, Илоны Маски и Биллы Гейтсы. Думаю, с такой командой мы действительно можем ждать светлого технологичного будущего!

Мария ШАЯХМЕТОВА

Exit mobile version