На главную Люди Авторские колонки День семьи празднуют сегодня во всем мире

День семьи празднуют сегодня во всем мире

Ровно 30 лет назад 15 мая Генеральная ассамблея ООН учредила международный День семьи.

Ни у кого, по-моему, не возникает никаких сомнений в необходимости и важности этого праздника. В отличие, допустим, от Дня лакоманьяка, который тоже отмечают в этот день представительницы женского пола со сдвигом в маниакальную увлеченность маникюром.

В мировом праздничном календаре маразма хватает…
А вот День семьи – это совсем другое дело. Согласно менталитету большинства людей семья как ячейка общества принадлежит к категории извечных человеческих ценностей, не подлежащей исторической девальвации и моральному пересмотру. Именно в семье человек делает свои первые шаги – и в буквальном, и в социальном смысле. И никакие общественно-образовательные институты не могут заменить семью в деле нравственного воспитания человека и его психологической адаптации к внешнему миру.

Семья – в зоне риска
Казалось бы, семейные ценности не должны подвергаться сомнению – это незыблемый промысел Божий. Всякий верующий или хотя бы уважающий веру человек знает, как к этому вопросу относится Священное писание: «И сотворил Бог человека по образу Своему; мужчину и женщину сотворил. Благословил их Бог и сказал им: плодитесь и размножайтесь», – говорится в Библии. И еще: «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку». Или еще: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

Ну не будем придираться к проявлению явной симпатии к мужскому полу, не будем комментировать физиологическую сторону трансплантации реберной части мужчины – как бы единственного человека в названной паре. Это лишь вопрос терминологии. Ясно одно: люди с древнейших библейских времен исповедовали истину: «Семья имеет высшее Божественное происхождение, кроме семьи, основанной на браке мужчины и женщины, не предусматривает никакой альтернативы».

Так, может, у мусульман по-другому? Ничуть. У них в Священном Коране вообще можно встретить множество аятов, посвященных институту семьи. Например: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие». В общем, то же самое, правда, с известным допуском многоженства…

А теперь посмотрим на современную трансформацию понятия «семья» с учетом всеобщей и торжествующей толерантности. Да простит меня Бог, но семья сейчас может быть всякой и разной. Она может состоять из однополых пар, но этим уже никого не удивишь. Их теперь даже в церкви венчают. Семьей могут стать трансвестит и трансгендер.

Семьей могут назваться… ну как бы это сказать поприличнее… представители разных биологических видов, но безумно любящих друг друга. Священное понятие семьи кощунственно отдано на поругание и срам. И никто не покарает за грех и беззаконие перед Высшими силами…

Не сомневаюсь, что подобные рассуждения кое-где и кое-кто заклеймит самыми разными обидными словами: дремучая отсталость, косность мышления, ретроградство, мракобесие… Но пусть лучше так, чем согласиться с тем, что наших детей надо нравственно растлевать с самых ранних лет. Один мой хороший приятель, живущий в Мюнхене, на полном серьезе собирается вернуться в Казахстан, откуда в свое время уехал по немецкой линии. А в чем причина? Боится за своих детей и последующее потомство. Не могу, говорит, наблюдать, как в детском саду им уже начинают задавать вкрадчиво-иезуитские вопросы: мол, а кем ты, детка, хочешь стать в будущем – мальчиком или девочкой? Или приводить в школьный класс широкоплечих гендеров в женском платье, с макияжем и говорить об их неописуемой неотразимости, утверждая, что это естественно и нормально…

Замечено, что институт семьи обычно начинает расшатываться в лихие смутные времена, когда рушится привычная жизнь и подвергаются переоценке прежние идеалы. Так было и после ряда социальных революций в начале прошлого века. Тогда тоже утверждали, что семья – это закостенелый пережиток прошлого. На фоне женского движения феминисток и суфражисток внушалась мысль, что семья – это такая же эксплуатация человека человеком, главным образом женщины как личности забитой и неравноправной. Ребенок как таковой лишь отвлекал родителей от глобальных революционных задач, а поскольку в семье все без исключения работали и боролись, воспитание детей вверялось государству. Именно в те времена были придуманы круглосуточные детсады, ясли и группы продленного дня. Семейные устои трещали по швам. Но потом потихоньку все устоялось и вернулось на круги своя. Выживет ли семья на этот раз – в разгар и разгул крепчающей гендерной революции?

Семья – под научным прицелом
Впрочем, семья – даже в своем «нормальном» составе – это сложный социально-общественный институт со своими психологическими сложностями. Неслучайно она находится под пристальным вниманием ученых разной направленности: психологов, социологов, демографов, сексологов. А как же иначе, если семья сама по себе имеет несколько видов и подвидов. Семьи бывают полные, неполные, смешанные, межрасовые,
межэтнические и даже комплиментарные. У каждой есть свои сложности и особенности партнерского взаимодействия.

В конце февраля этого года в Шымкенте высадился десант ученых из Алматы, призванный изучить жизнь и проблемы межэтнических или межнациональных семей в нашем городе и близлежащих районах. Ученая группа состояла из одного историка и четырех психологов. Возглавил ее доктор исторических наук, профессор, директор института Азиатских исследований Герман Николаевич Ким. Он и объяснил мне суть этих исследований и смысл их необходимости для науки.
К слову сказать, Герман Николаевич был в Шымкенте примерно 25 лет назад и чрезвычайно поразился разительной перемене, произошедшей с городом. Разумеется, в лучшую сторону. В прошлой памяти осталось нечно пыльное, грязноватое, серое и жутко провинциальное: «Прилетел я вечером, когда уже стемнело, и уже на подлете был заворожен раскинувшейся картиной сияющего и пульсирующего жизнью мегаполиса…»

«Нынешний мой приезд связан с проектом, который финансирует Министерство науки и высшего образования РК, – говорит Герман Николаевич. – В чем его задача? Этот проект, по большому счету, связан с гендерными вопросами, а если точнее, с жизнью женщин Казахстана и их семейным благополучием. Роль женщин давно уже перешагнула патриархальные каноны, где ей предлагалось место лишь как хранительницы домашнего очага, производительницы детей, кухарки, прачки и т.д. В общем, никто раньше не задавался вопросами: сколько времени у нее уходит на домашнее хозяйство, сколько сил и здоровья она жертвует на алтарь семьи, какая часть жизни ей остается на активное существование в социуме?

А если немного сузить эти вопросы, то можно вычленить такую важную тему, как роль и миссия женщины в воспитании детей, то есть нашего будущего поколения. А если сжать тему еще уже, то нам хотелось бы рассмотреть роль женщины в формировании идентичности детей в семье. Как гражданской, в государственном контексте, так и кровной, этнической. И вот здесь уже речь идет о межэтнических, как раньше говорили, интернациональных семьях, у которых есть свои специфические проблемы. Допустим, сложилась семья, где муж – русский, а мать – кореянка. Кем в этом случае будут ощущать себя их дети? Корейцами или русскими? Кто из супругов больше влияет на воспитание национального духа? Отец ли, чаще всего пользующийся в семье беспрекословным весом и авторитетом? Или мать, отдающая ребенку, несомненно, больше времени, внимания и материнской теплоты?

Роли нашей команды распределились так: четверо моих коллег-социологов начали работать в районах близ Шымкента. Там живут, кроме казахов, и таджики, и курды, и татары, и чеченцы, и узбеки, а значит, там не может не быть этнически смешанных семей. А я, в свою очередь, опрашиваю семьи, где один из супругов – кореец, и таких семей мне удалось найти уже десять. Все данные этих опросов будут обобщены и проанализированы, будет дана глубокая оценка. Почему был выбран именно ваш южный регион? Потому что другие области Казахстана более однородны по национальному составу, а южноказахстанское этническое разнообразие предполагает более широкий спектр изучения существующих проблем. А проблемы такие есть, например, нередко встречающаяся дискриминация женщины в смешанных семьях по половому признаку. И чем дальше от города, тем чаще она встречается. В глубинке, например, женщины говорили, что даже из дома не могут выйти без разрешения мужа или без бдительного сопровождения стражей ее нравственности. Это не просто проблемы личного порядка, это проблемы общественного и государственного значения».

В межэтнических браках встречаются и другие проблемы. Они могут возникнуть даже в отношении к самым элементарным бытовым вещам, связанным с разностью обычаев и жизненного уклада. Не говоря уже о крупных разногласиях, к примеру, в вопросах веры. По каким, допустим, традициям должна быть организована свадьба, как следует воспитывать детей и какую религию исповедовать – не по отдельности, а вместе с каждым членом семьи.

Но есть и несомненные преимущества. Многие ученые считают, что такие браки «способствуют усилению этнических контактов и сближению народов». К тому же, представители разных народов, спаянные в одну семью, «склонны более доброжелательно относиться к представителям других национальностей, признавая этнокультурные различия и проявляя большую толерантность в общении с представителями других культур».

Вот это, по-моему, очевидно, и Казахстан тому пример. В нашей стране до недавних пор каждый шестой брак был интернациональным, и многие из таких семей живут в мире и согласии. И уж точно, по общему мнению, в этих семьях рождаются потрясающе красивые и умные дети. Говорят, генетика так распорядилась. Так чем же объяснить их счастливый и крепкий союз? А тем, что если семья построена на взаимной любви, уважении и доверии, то она переборет любые разногласия – и культурные, и межнациональные, и религиозные. И станут они одним целым, «и будут одна плоть…»

Елена ЛЕТЯГИНА

Exit mobile version