Казахстанцы не могут сдать автохлам на утилизацию. Пунктов приема можно пересчитать по пальцам, а желающих — тысячи.
Единственное предприятие, где можно сдать старую машину, находится в Караганде. При этом правила утилизации уже утверждены, и процесс будет проходить по установленному порядку.
Пресс-служба министерства экологии: «Процесс утилизации автомобилей и сельхозтехники в Казахстане регулируется Приказом № 243 от 10 октября 2024 года. Мы заключили договор с переработчиками. В следствии чего начался старт заявок».
Чтобы сдать сдать свой транспорт необходимо выполнить следующие действия:
1) в первую очередь, необходимо подать заявку на сайте «Жасыл Даму» на утилизацию транспорта;
2) далее необходимо снять авто с учета;
3) подготовить перечень документов, таких как копия удостоверения личности а так же справка о наличии банковского счета;
4) доставить авто до пункта приема;
5) получить предложения стоимости.
При этом, если раньше владельцы могли рассчитывать на денежную компенсацию в размере от 150 до 600 тысяч тенге, то теперь они могут получить, только скидочные сертификаты. Их номинал зависит от категории транспорта.
Документ, предусматривает право на получение скидки на покупку экологически чистого транспорта на территории РК. Более того, сертификат действует всего год, с момента его выдачи.
При сдаче на утилизацию владельцы получат:
Легковой автомобиль — 315 000 тенге (скидочным сертификатом).
Микроавтобусы до 5 тонн — 550 000 тенге.
Автобусы свыше 5 тонн — 750 000 тенге.
Грузовики до 3,5 тонн — 550 000 тенге.
Грузовики от 3,5 до 12 тонн — 550 000 тенге.
Грузовики свыше 12 тонн — 750 000 тенге.
Тракторы — от 560 000 до 1 000 000 тенге.
Комбайны — от 1 500 000 до 2 000 000 тенге.
Однако, эксперт ассоциации дорожного движения отмечает, что немаловажную роль играет состояние и модель транспорта. Если он куплен давно, за минимальную цену, высокого скидочного сертификата ожидать не стоит.
Поэтому необходимо следить за состоянием и актуальностью транспорта передвижения. Более того, важно, что бы ваш транспорт имел такие компоненты как: кузов, двери, двигатель и коробку передач.
Арсен Шакуов: президент ассоциации безопасного дорожного движения г.Алматы: «На сегодняшний день действующее предприятие по утилизации только одно — в Караганде. На счет критериев сдачи, если машина находится в рабочем состоянии, то коэффициент будет намного выше, чем у не рабочей. Сильной разницы особо нет, но при сдаче должен быть в порядке как минимум двигатель и коробка передач. На сегодняшний день проблема заключается в том, что по региону крайне мало пунктов утилизации и, если даже вы купите автомобиль за минимальную цену, я не думаю, что есть смысл его вести в Караганду и сдавать.
Если у владельца возникнут вопросы по принятым решениям, он может подать жалобу в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Останется ли программа утилизации удобной и доступной для казахстанцев — пока вопрос. Будут ли открываться новые пункты приёма или Караганда останется единственным местом сдачи авто? Вопрос остаётся открытым.