Согласно постановлению Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, с 2025 по 2026 год теперь банки не будут учитывать коэффициент долговой нагрузки при выдаче автокредитов.
Это правило распространяется на автомобили, оформленные в залог. Для подержанных машин установлен первоначальный взнос в размере 30–50%. При этом, спрос на автокредиты в Казахстане продолжает расти.
По данным Национального банка, в 2024 году объем кредитования на покупку автомобилей превысил 1,8 трлн тенге — это на 13% больше, чем годом ранее. В настоящее время автокредиты имеют более 559 тысяч казахстанцев, а общий кредитный портфель в этом сегменте достиг 3,6 трлн тенге.
Анар Макашаева, президент «Автомобильного Союза Казахстана»: «Вначале продаж было мало, в 2024 году конкуренция усилилась, производители и дилеры сделали много выгодных предложений. Правительство, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, банки и микрофинансовые организации совместно реализовали такие меры финансирования, как отмена первоначального взноса, оплата в рассрочку. Для покупателей были созданы хорошие условия. Результаты не заставили себя ждать. Автомобильный рынок ставит рекорд второй год подряд».
За последний год в Казахстане было продано более 205 тысяч автомобилей.
Среди самых популярных марок:
Hyundai — 44 218 машин;
Chevrolet — 30 927 машин;
Kia — 23 045 машин;
Chery — 14 883 машин;
JAC — 11 771 машин.
Эксперты отмечают, что рост продаж напрямую связан с активным развитием автокредитования. Этот инструмент делает покупку автомобилей доступнее и стимулирует спрос.
Алексей Алексеев, автоэксперт: «Автокредитование — это один из ключевых инструментов продажи новых автомобилей в Казахстане. Я думаю, что в связи с этим нововведением доля продаж автомобилей именно Казахстанской автосборки повысится до 80-84% однозначно. В данном случае, безусловно, при такой льготной программе выигрывают люди, у которых не так много средств для покупки автомобиля. Эта система выгодна особенно тем людям, которые берут в кредит автомобиль с целью работы, это к примеру таксисты. Для них автомобиль не какая-то роскошь и комфорт, а средство заработка. Поэтому им это максимально выгодно».
Экономисты отмечают, что новые правила автокредитования приведут к снижению процентных ставок. С расширением рынка банки будут стремиться улучшить свой кредитный портфель, предлагая более выгодные условия заемщикам. Более того доступность кредитов может усилить закредитованность населения и привести к росту числа банкротов.
Бауржан Абылкасымов, кредитный юрист: «В связи с новыми правилами автокредитования, процентная ставка понизится точно, так как сам по себе рынок увеличится, предложений будет много, в следствии чего понизятся процентные ставки, т.к. их главная цель — сделать хорошие условия, чтобы улучшить кредитный портфель. Я считаю, что все эти нововведения по кредитам приведут к закредитованности и банкротству населения, которые вовсе не смогут оплатить кредит».
Снижение требований к заемщикам упрощает процесс покупки автомобиля, но вместе с тем увеличивает финансовые риски для самих покупателей. С одной стороны, это поддержит автомобильную отрасль, с другой — может привести к росту числа неплатежеспособных заемщиков.