На главную Анонс 15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей

15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей

15 марта, начиная с 1983 года, по решению Организации Объединенных Наций, отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он пройдет под девизом: «Исключить антибиотики из меню».

СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ

Международная организация по защите прав потребителей планирует проведение кампаний по прекращению продажи мяса, выращенного с использованием антибиотиков, среди предприятий быстрого питания. Антибиотики с момента их открытия в 30-е годы прошлого столетия широко используются в животноводстве непосредственно при лечении инфекционных заболеваний, а также широко применяются в виде кормовых смесей для повышения продуктивных качеств, привесов животных.

И все бы хорошо, если бы не одно НО.

Возрастающая устойчивость жителей Земли к антибиотикам достигает опасно высокого уровня по всему миру. Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу: если не предпринять срочных мер, наступит конец эпохе антибиотиков, лекарства перестанут быть эффективными, а простые инфекции и незначительные травмы вновь станут смертельно опасными для жизни и здоровья людей.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ

Вообще, если уж начинать рассуждать на эту тему, то стоит, пожалуй, сказать и том, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно 24 тысячи человек умирают от голода или болезней, непосредственно связанных с голодом. ВОЗ считает голод главной угрозой здоровью людей: голод является причиной трети детских смертей и 10 % всех заболеваний.

И вот, казалось бы, помочь решить проблему с голодом должны были генно-модифицированные продукты. Использование трансгенных растений существенно повышает урожайность, по данным мета-анализа, проведенного в 2014 году, урожайность ГМО-сельхозкультур за счет снижения потерь от вредителей на 21,6 % выше, чем у немодифицированных, при этом расход пестицидов ниже на 36,9 %, затраты на пестициды снижаются на 39,2 %, а доходы сельхозпроизводителей повышаются на 68,2 %.

То есть доходы производителям помогают повышать антибиотики и генно-модифицированные организмы.

Вот только накормить всех так и не получается…

А тут еще оказывается, что и все человечество из-за применения антибиотиков в сельском хозяйстве ждет, согласно данным ВОЗ, отнюдь не радужное будущее.

Международная организация по защите прав потребителей призывает убедить продовольственные компании изменить политику в отношении использования антибиотиков.

И здесь вполне уместен вопрос: кто и как может убедить производителей не пользоваться антибиотиками, если благодаря их применению доходы увеличиваются в разы?
adresaАдреса и телефоны ОО по защите прав потребителей предоставлены департаментом по защите прав потребителей по ЮКО. Редакция не несет ответственность достоверность информации.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

Мы общество потребителей. И чем больше мы потребляем, тем выше доходы у производителей.

Значит, в первую очередь необходимо заинтересовать производителей. Понятно, что одними убеждениями здесь вряд ли обойтись. Должны быть разработаны рычаги воздействия. То есть этот вопрос должен решаться на законодательном уровне. Задача производителя – повысить производительность, а значит, фермеры должны видеть реальные перспективы своего дальнейшего развития, чтобы не потерять доходы. На сегодняшний день такой альтернативы, к сожалению, пока нет. А значит, вряд ли на производителей повлияют убеждения и давление на совесть. Так что все опасения Всемирной организации здравоохранения могут стать реальностью.

Второе звено в цепи – это перерабатывающие предприятия. Они так же, как и производители пищевых продуктов, несут ответственность перед потребителями, перед государственными надзорными органами за качество выпускаемой продукции.

Ну и, безусловно, важную роль здесь играют контролирующие органы.

И вот мы наступили еще на одну «больную мозоль» – государственный контроль. Почему «больная мозоль»? Объясню, но не как журналист, а как потребитель.

Как потребитель я должна доверять государственному контролирующему органу и быть на сто процентов уверена в том, что свои обязанности этот самый орган выполняет честно. В конце концов, я как налогоплательщик выплачиваю все как положено, до «копеечки». А сотрудники этого самого органа получают зарплату с наших с вами налогов. Значит, они должны стоять на страже наших интересов.

Доверяете ли вы контролирующим органам? Лично я далеко не всегда. И тому есть веские причины.

Одна из них – это ослабление контроля за предпринимателями. В настоящее время государством принимаются меры по поддержанию частного предпринимательства. В достижении этой цели оптимизируются (сокращаются) проверки. Вместо них внедряются альтернативные формы контроля, сокращается перечень получения разрешительных документов и упрощается процедура их получения, внедрен уведомительный порядок. И стоит отметить, что оценили эти послабления со стороны государства все, но добросовестно, осознавая свою ответственность, отнесся далеко не каждый.

Вот и получается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И только сам человек может позаботиться о своем здоровье.

Вот несколько практических советов:

— страстным любителям мяса лучше остановить свой выбор на говядине или постной баранине;
— при покупке свинины необходимо отказаться от потрохов и сала, при покупке птицы – от ножек и гузки, потому что именно в этих частях накапливаются вредные для человека вещества;
— перед приготовлением блюд мясо нужно вымачивать 30-40 минут в слабосоленом растворе или в растворе лимонного сока;
— мясо при варке следует доводить до кипения дважды или трижды и бульон обязательно сливать;
— и последнее: необходимо серьезно подойти к выбору поставщика мясной продукции.

О НАШИХ ПРАВАХ

В соответствии со статьей 15 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом при покупке, вправе по своему выбору потребовать:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара; в случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования, указанные в подпунктах 2), 4), 5) настоящего пункта могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу или к изготовителю;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Татьяна БУРДЕЛЬ

СПРАВКА
За истекший период в 2015 году департаментом по защите прав потребителей ЮКО и его территориальными подразделениями (управления по защите прав потребителей соответствующего района, города, района города) было проведено 1929 проверок. Привлечено к административной ответственности в виде штрафов 1906 лиц на сумму 50969240 тенге. В судебном порядке приостановлена эксплуатация 17 объектов, переданы в суд 20 административных материалов, отстранены от работы 293 лица, вынесено предписаний об устранении нарушений – 293.

Exit mobile version