9 декабря в шымкентском микрорайоне «Нурсат» открылось еще одно кондитерское кафе известной в городе фирмы «Мадлен». Ее вкуснейшую продукцию нет нужды рекламировать, да и речь сейчас о другом.
Дело в том, что на этот раз хозяйка заведения Елена Харитиди решила добавить в интерьер своего нового производственного пространства, так сказать, художественно-эстетическую ноту. А именно: совместить его презентацию с открытием выставки-продажи картин художницы Ольги Потехиной. Выставка проводится вместе с благотворительной акцией. Значительная часть денег от продажи – если таковая произойдет – будет перечислена детям, страдающим от онкологии.
МОЛОДЕЖНАЯ ИНИЦИАТИВА
Прежде чем говорить об авторе выставки, хочется сказать и об авторе самой идеи «впрячь в одну упряжку» и гастрономическое наслаждение, и выставочную площадку, и акт милосердия. Этим креативным человеком, как ни странно, оказалась 17-летняя дочь хозяйки Мария Харитиди.
Почему говорю: «как ни странно», да потому что сейчас молодежь принято поругивать: мол, их сейчас ничего не интересует, кроме виртуального общения в интернете. Книг не читают, реальной жизни не знают, а уж такие чувствительные материи, как милосердие, сочувствие, сострадание, любовь к ближнему, для них вообще пустой звук… Однако это не так. Именно Мария подступила к матери с этой инициативой: сделать из нового кафе своеобразный арт-объект, который пойдет на пользу и художникам, и больным детям одновременно.
Вы спросите: а нужна ли такого рода помощь художникам вообще? Ведь есть у нас в городе специально приспособленные для этого художественные галереи, один только выставочный зал в библиотеке Пушкина чего стоит – там выставки идут чередой друг за другом. И нет им числа… Это так, но все дело в формате.
Пушкинский зал, допустим, может вместить в себя около ста картин единовременно, но не все художники, особенно начинающие, могут сразу предоставить такой обширный творческий арсенал. А вот уютное и камерное пространство «кафейного» формата очень подойдет для небольших авторских экспозиций, которые можно быстро обновлять. Есть еще одно преимущество. Картины художников здесь сразу же выставляются на продажу, то есть вывешиваются с указанием конкретной стоимости, а главное – полюбившуюся картину можно тут же купить. Разве это не реальная помощь художникам при отсутствии у нас налаженного «рынка сбыта» в сфере изобразительного искусства?
Знаю, как-то сегодня не принято говорить о монетизации творческого труда. Это последствие ложной стыдливости, идущей от стереотипного представления о художнике, как об эдаком блаженном бессребренике, которому ничего не нужно, кроме одобрения и восхищения. Вот и копятся у художников в загашниках порой настоящие шедевры, не нашедшие ни своего зрителя, ни своего покупателя… Но художник не небожитель, витающий в эмпиреях и питающийся нектаром, а живой человек с земными потребностями, и об этом не надо забывать.
Эту здравую идею – оказывать художникам гостеприимство – можно объяснить тем, что Маша увлекается живописью с раннего возраста. Причем увлекается не теоретически, на уровне детских восторгов, а прекрасно пишет сама. А вот вторую инициативу, связанную с благотворительностью, можно объяснить только хорошим воспитанием. Иначе откуда у школьницы, с детства не знавшей нужды и лишений, появилась потребность в деятельной помощи больным и страждущим?
В своей школе Мария создала что-то вроде волонтерского движения. Два раза в год их группа единомышленников отправляет нуждающимся добровольные пожертвования и продуктовые посылки, словом, оказывают людям конкретную адресную помощь. Ну что тут можно сказать? Только то, что за молодое поколение мы можем быть спокойны. Все у них в порядке: и с отзывчивостью, и с любовью к ближнему, и с милосердной доброй душой.
Нежная палитра Ольги Потехиной
Тут можно было бы сказать отстраненно: «Сначала она попробовала себя в музыке…» Да какое там попробовала! Чтобы стать пианисткой высокого класса, пройти все ступени на пути к музыкальному мастерству, окончить консерваторию как высший этап обучения, надо было отдать немало лет, личного труда, упорства и душевных сил.
Впрочем, бывших музыкантов не бывает. Ольга и сейчас может запросто сыграть что-нибудь из Баха и Шопена – только попросите. Была еще проба пера, не столь долговременная, но, несомненно, удачная. Было время, когда Ольга была собственным корреспондентом республиканского общественно-политического еженедельника «АиФ-Казахстан». Если кто помнит, газета «Аргументы и факты» была своеобразным печатным «рупором» прогрессивной общественности, ее разбирали нарасхват, а работать в ней считалось большой профессиональной удачей.
Так почему же она все-таки остановилась на изобразительном искусстве? Из-за хороших денег? Из-за гордыни и тщеславия? Из-за желания кому-то что-то доказать: мол, родители умели, а я что ли не смогу?
Что касается денег, то тут, как говорится, не смешите меня… Живопись сейчас – товар неходовой и никак не входит в список предметов первой необходимости. Ну, если хочется, допустим, повесить на стену что-нибудь приятное для глаза, то в магазинах выбор на любой вкус. Даже еще ярче и блескучее, как китайские эстампы, к тому же по скромной бюджетной цене. И вообще, когда это художники особо жировали? Тут даже не надо глубоко заглядывать в историю, сразу найдешь десяток имен, кто жил и умер в абсолютной нищете. Ну, например, Винсент Ван Гог – в нищете в сумасшедшем доме…
Можно придумать и другую причину выбора «живописного» дела. Дескать, работа, конечно, непыльная, к тому же не связанная с жестким графиком. Несведущая публика художника так и представляет: сидит себе в блузе свободного покроя и легко предается красочным фантазиям. Есть настроение – подойдет к мольберту, мазнет по холсту. Нет вдохновения – можно подождать его внезапного прилива. Никто не неволит, начальства нет…
Безусловно, такая трактовка художнического труда не выдерживает никакой критики. Художники – большие трудяги. Если бы они выбирали профессию для приятного досуга, то выбрали бы что-нибудь полегче и подешевле. Ты еще поди купи все эти краски, кисти, холсты, рамы и подрамники по нашим рыночным ценам…
У Ольги Потехиной обращение к изобразительному творчеству имеет, скорее всего, какой-то сакральный смысл: как некое возвращение «на круги своя», как потомственная дань своим ушедшим родителям. Это, конечно же, не генетическая предрасположенность, а династическая последовательность и верность своему прошлому. Ведь ребенок, выросший в семье художников, всегда будет помнить неповторимую атмосферу отчего дома, где всегда терпко пахло красками и ацетоном, где за чаем кипели споры о тонкостях «колоритного» ремесла. И уж точно, что такие дети никогда не забудут ни потрясающего вкуса медовых красок, запрещенных к пробованию, ни шелковистую мягкость колонковых кистей…
Возможно, я впадаю в сентиментальную лирику – сама Ольга мне ничего подобного не говорила – но, думается, это похоже на правду. Как бы там ни было, она органично вписалась в эту профессию и, похоже, вошла в нее всерьез и надолго.
Что же представляют собой картины Ольги Потехиной? Сама она назвала свою живопись «интерьерной», что, на мой взгляд, несколько снижает ее несомненную эстетическую ценность. Но где-то она права. В этой живописи нет никакого гражданского пафоса, социального вызова или психологического надрыва. В ее работах нет ничего от внутреннего конфликта с действительностью, а наоборот, много мягкости, нежности и гармонии. Они подчеркнуто реалистичны: к примеру, цветы в натюрмортах так и хочется понюхать и поставить в вазу… Интерьерная ли это живопись? Пожалуй, да. Но она, я бы добавила, еще и релаксирующая, заставляющая человека хоть на миг остановиться, расслабиться, сделать глубокий вдох перед взятием очередных барьеров жизни…
Новое кафе в микрорайоне «Нурсат» будет и дальше служить на благо шымкентских художников. Для тех, кому не надо огромных выставочных просторов, не надо большого скопления зрителей, экспертов и критиков. Им достаточно будет благодарных посетителей этого уютного кафе, которых чем-то «зацепит» искренний творческий труд художника, и ему дадут заслуженную и достойную оценку.
Особо придирчивых критериев в отборе участников будущего выставочного марафона хозяйка не предъявляет. Лишь бы их художественные работы не попирали общепринятых норм вкуса, приличия и человеческих ценностей, основанных на позитивном отношении к этому миру. А высокая эстетическая планка уже поставлена Ольгой Потехиной. Попробуйте лучше, если сможете…
Елена Летягина