В музыкальной школе №2 г. Шымкента, находящейся в районе СМУ-4, я не была давно. В последний раз – где-то в начале нынешнего века.
Тогда она представляла собой жутковатое зрелище, несовместимое с ее высокой культурно-образовательной миссией. Нет, конечно, я не говорю о качестве учебного процесса: эта школа всегда была на должном музыкально-педагогическом уровне и ничуть не уступала своим «собратьям» по музыкальному цеху, расположенным в центре города.
Тогда меня поразили ветхость и внешняя запущенность школы. Открылась она в далеком 1958 году. Прямым ее назначением было давать начальное музыкальное образование способным детям из прилежащего района, где жили и трудились рабочие свинцового завода, прессов-автоматов, механического и других промышленных предприятий, коих было много в этой индустриальной части города.
Так вот, тогда мне показалось, что с тех сталинско-хрущевских времен в обличье музыкальной школы ничего не изменилось, а здание с его полувековым «сроком давности» буквально терпит аварийное бедствие и взывает к спасению…
НА НОВОМ ВИТКЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ
На этот раз я знала, что музыкальная школа в прошлом году наконец-таки получила новое жилище – современное, вместительное, трехэтажное. Правда, многоэтажность еще ни о чем не говорит. Бывает, на первом этаже расположена школа, на втором, допустим, ателье, а на третьем – еще что-нибудь на правах аренды…
Но каково было мое удивление, когда передо мной предстало величественное «белокаменное» сооружение, для которого хотелось подобрать более сильные выражения, чем тривиальное «музыкальная школа». В голову приходили более возвышенные словосочетания: вроде Храм детского творчества или Центр культурно-эстетического развития личности. Еще больше я была удивлена, когда узнала, что эта архитектурная прелесть (буквально вся и целиком) была отдана ГККП «Детская музыкальная школа №2», а значит, на благо детей с творческим потенциалом и желанием приобщиться к удивительному миру искусства.
Можно сказать, что сейчас эта школа по своему структурному устройству значительно превзошла исконное, чисто музыкальное назначение. Сейчас она едина в трех ипостасях, ибо работает сразу в трех творческих направлениях: музыкальном, художественном и хореографическом. Это очень конструктивный подход к раскрытию и развитию детских талантов. К тому же, он очень удобен для тех детей и родителей, которые еще не определились в выборе творческих пристрастий.
Приведу пример. Допустим, ребенок сам еще не знает, к чему у него душа лежит: ему и красками рисовать порою хочется, и на каком-то музыкальном инструменте поиграть, и танцевать тоже любит… А здесь он может сразу, как говорится, «не отходя от кассы», проверить свои природные способности в трех видах творчества. В этом ему помогут чуткие высококвалифицированные специалисты, которые подскажут и направят в нужное русло. Бывает, что ребенку нравится тот или иной музыкальный инструмент, а необходимых данных (музыкального слуха или чувства ритма) ему явно не хватает. Тогда достаточно только спуститься на первый этаж или подняться на третий, чтобы проверить себя на пригодность к пластическому или художественному самовыражению, то есть к хореографии или изобразительному искусству.
Надо отметить и тот факт, что школа, несмотря на то, что называется музыкальной, вовсе не делает акцент исключительно на музыкальном направлении. Хореографии и художественному творчеству там уделяется не менее важное место. Достаточно посмотреть, насколько профессионально работают сейчас выпускники этой школы и каких успехов достигли на выбранном поприще.
Небольшая выставка их работ, расположенная на втором, «музыкальном» этаже, не могла не произвести впечатления. Было ясно, что эти картины и предметы народно-прикладного искусства делали не дилетанты, познавшие основы изобразительного искусства на уроках элементарного рисования, а под руководством настоящих мастеров, умеющих и учить ремеслу, и умению тонко передавать в красках красоту окружающего мира.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ШКОЛЫ
И все-таки начнем с музыкальной составляющей школы. Какими музыкальными инструментами там можно овладеть? Спектр специальностей довольно широк: научат играть на фортепиано, баяне, скрипке, домбре, рубабе, прима-домре, флейте и саксофоне. Обучат нотной грамоте, вокалу, истории и теории музыки, хоровому пению и умению играть в ансамбле, писать музыкальные диктанты. Словом, всему, что необходимо знать музыкально образованному человеку. Подтверждением этой образованности является выпускной документ установленного государственного образца, с которым можно с полным правом продолжить свое образование в музыкальных учебных заведениях более высокого уровня. Например, в музыкальном колледже, а потом, если будет желание, и в консерватории – высшей точке профессионального музыкального образования.
Для музыкального образования в школе есть все условия, даже такие редкие, как абсолютная звукоизоляция учебных кабинетов, оборудованных двойными дверями. Казалось бы, это несущественная мелочь, но она обеспечивает полную концентрацию внимания ученика для качественного усвоения знаний.
Перечислю и другие новоприобретения реанимированной школы. Сейчас она имеет 38 учебных кабинетов, концертный зал на 212 мест, специальный зал со станками для занятий хореографией. Школу посещают 1 795 детей из разных районов города.
Ляззат Амантаева искренне убеждена, что совершенно бездарных детей не бывает. В каждом ребенке есть творческое зерно, которое надо выращивать терпеливо и бережно, с самоотдачей и любовью. Даже самые слабые зачатки способностей к тому или иному виду искусства можно раскрыть и развить в процессе обучения, если педагог относится к своему делу не формально, а с полным пониманием профессионального и педагогического долга.
Кроме того, Ляззат Алтынгалиевна уверена, что любой ребенок, каким бы делом он ни занимался в школе, обязательно станет развитой, всесторонне образованной личностью, воспитанной на примере высоких образчиков мировой культуры. И каких бы успехов в учебе он ни достиг, в будущем все пригодится, все пойдет на пользу. Ну не станет ученик блестящим скрипачом или пианистом – это не беда. Зато он будет чутко отзываться на прекрасные моменты бытия, а значит, будет нравственно готовым к благородным человеческим поступкам.
Или, к примеру, девочка, занимающаяся хореографией, пусть никогда не станет прима-балериной. Но она всегда будет выделяться изящной поступью, прекрасной осанкой, неповторимой манерой преподнести себя обществу. Словом, ничто не пропадет бесследно. Уже не говорю о том, что ученику подобной школы с эстетическим уклоном просто некогда будет часами зависать в телефоне или компьютере, днями пропадать на улице в компании сверстников сомнительного поведения. Такая школа – это самая лучшая и эффективная терапия от негативных явлений жизни.
Я спросила директора: «Какие человеческие качества она ценит в своих сотрудниках? Какими критериями она руководствуется, когда подбирает преподавательские кадры?» Ведь в этом залог успешной работы всего коллектива, способствующий достойным результатам своих подопечных.
«На собеседовании я интересуюсь профессиональными достоинствами претендента. Может ли педагог по классу фортепиано сам хорошо на нем играть, хореограф – танцевать, а художник – писать? А уж потом начинаю расспрашивать, как он понимает свою педагогическую задачу в раскрытии таланта потенциального ученика? Как бы он поступил в той или иной сложной ситуации, требующей выдержки, знания психологических нюансов и простой человеческой мудрости? Что он может сделать, чтобы ребенок, который пришел в школу нехотя, по родительской прихоти, сумел бы со временем сам захотеть учиться, а может, и вовсе полюбить его предмет?» – ответила Ляззат Алтынгалиевна.
Поэтому не стоит удивляться, что преподавательский состав школы довольно устойчив и профессионально силен. Некоторые педагоги приезжают на работу из дальних районов города и приводят в школу своих детей. И это не случайно. В коллективе царит доверительная теплая атмосфера, объединяющая единомышленников по общему творческому делу. Некоторые из них являются настоящими патриотами школы, которые отдали ей немало лет, времени и душевных сил.
Одна из них – Татьяна Михайловна Корчагина, преподаватель по классу скрипки, имеющая за плечами более 40 лет рабочего стажа. Ее профессиональная биография примечательна тем, что она всю жизнь отдала этой школе, начиная с детского возраста. Это стоит понимать буквально: как пришла она когда-то учиться в музыкальную школу №2, так и вернулась сюда через десятки лет, но уже в преподавательском статусе. Мало того, она и дочку свою привела в эту школу, так что, можно сказать, для них это дело семейное, судьбоносное.
Татьяна Михайловна – высочайший профессионал на скрипичном поприще. Достаточно сказать, что она выпускница знаменитого Бориса Леонидовича Зуя, много лет играла в его скрипичном ансамбле при областной филармонии, а теперь тоже считается корифеем своего дела. Сейчас она на пенсии по возрасту, и, казалось бы, может в любое время уйти на заслуженный отдых. Она не держится за свою работу, допустим, из-за преподавательской зарплаты. В свое время Татьяна Михайловна окончила Чимкентский педагогический институт культуры, получила диплом организатора культурно-массовых мероприятий. И могла бы гораздо больше зарабатывать на проведении каких-нибудь грандиозных многолюдных торжеств…
Так что же ее держит в стенах родной школы на этой кропотливой работе с детьми разных возрастов и степени одаренности? Только любовь к своей профессии, к своей школе и своим ученикам. И это очень понятно директору школы: она ценит таких маститых профессионалов – с опытом, ответственностью и самоотдачей. Поэтому школа всегда будет держать высокую планку.
Дай Бог им успехов и благополучия!..
Елена Летягина