С 1 декабря в Казахстане вступили в силу ограничения на ввоз автомобилей для физических лиц. Ввозить в страну новое или авто с пробегом можно не чаще чем раз в год.
Теперь физические лица могут ввозить новое или подержанное авто не чаще одного раза в год и только для личного пользования, исключая коммерческое использование. Для тех кто хочет ввезти больше одного авто и юридических лиц правила другие.
Роман Скляр, первый вице-премьер Казахстана: «Естественно, для личных целей не могут ввозиться большегрузы и автобусы, вместимостью более 12 пассажиров, тем более транспорт, на котором оказывается коммерческая перевозка пассажиров и грузов. При ввозе же юридическим лицом, когда реализация транспортного средства идет в предпринимательских целях – на автомобиль должно быть оформлено одобрение типа транспортного средства. Тут таможенная пошлина составляет 15% и НДС на импорт в размере 12%. Это не нововведение, это требования, которые действуют с момента организации Евразийского экономического союза, то есть, с 2015 года».
Исключение составляют электромобили, некоторые коммерческие авто и мототехника. Ранее казахстанцы завозили автомобили для перепродажи или других коммерческих целей, но как физлица. И не платили налоги в бюджет. Так, по словам Скляра, на одну 80-летнюю женщину было оформлено и ввезено более 10 грузовиков, якобы для личного пользования. А другой казахстанец взял 793 автомобиля.
Арсен Шакуов, руководитель ассоциации безопасности дорожного движения: «Каждая страна вводила свои ограничительные меры на ввоз импорта, и Китай, и Америка, и Корея, есть ряд стран, они ввели и до сих пор держат. Эти заградительные меры делаются для привлечения инвестиций в развитие автопрома страны. Идет борьба с серыми импортерами, чтобы развивать автопромышленности, будут расти рабочие места, конкурентоспособность растет, Казахстан входит в элиту собственных автопроизводителей. Скоро откроется в Костанае завод известного бренда».
Казахстанцы обеспокоены тем, что из-за нововведения цены на автомобили могут вырасти. Но, по словам эксперта, на стоимость автомобилей новые правила ввоза автомобилей не сильно повлияют. Вероятнее всего, цены будут расти в пределах ежегодного роста.
Арсен Шакуов, руководитель ассоциации безопасности дорожного движения: «Цены останутся в этом же сегменте, что касается покупательской способности — она низкая и я призываю банки второго уровня активнее снижать ставку. Средняя нормальная ставка 3-4-5%. Прогнозируемый рост 7-8 процентов идет каждый год увеличение».
Кроме того, при продаже ввезенного автомобиля ранее чем через год, казахстанцам придётся заплатить налог с продажи — 10 % от разницы в цене.