Ловушка в сети, или Как подросткам вырваться из цифрового плена?

0

Утро 15-летнего Алихана из Шымкента начинается не с будильника и не с запаха бодрящего кофе из кухни. Его будят вибрации смартфона.

Первое, что видят глаза, еще не успевшие сфокусироваться, – это яркий экран. Лента новостей, мессенджеры, короткие гипнотизирующие ролики… Мир за окном, с его золотистым утренним солнцем и щебетом птиц, для него пока не существует. Он уже в сети.

С чего все началось?
Эта история не исключение, а скорее, правило для тысяч семей нашего города. Интернет – это бездонный океан информации и развлечений, из верного помощника он все чаще превращается в хитрую и коварную ловушку для подростков.
Цифровая зависимость тихо и незаметно стала одной из самых острых проблем современного родительства в Шымкенте. Мы решили разобраться, где грань между нормальным использованием и патологией? Что делать, если ваш ребенок уже на крючке?

Не просто «сидит в телефоне»: тревожные звоночки
«Раньше я ругала ее за постоянное сидение в телефоне, но думала: ну все дети такие, – говорит Мадина, мама 13-летней Аружан. – Пока не заметила, что дочь перестала встречаться с подругами. На предложение сходить в кино или на каток она отмахивалась, говорила, что устала. Но при этом могла до трех часов ночи шептаться в наушниках с кем-то в дискорде, играя в онлайн-игры. Уроки забросила, оценки полетели вниз. А когда я решила начать забирать телефон на день, случилась настоящая истерика с криками: «Ты рушишь мне жизнь!».

Это классический сценарий. Но как отличить обычную увлеченность от настоящей зависимости?

Эксперт Валида Якубова, практикующий психолог одной из шымкентских поликлиник, выделяет несколько ключевых признаков:

1. Эмоциональная привязанность. Подросток становится раздражительным, тревожным или подавленным, когда нет доступа к интернету. Смартфон – его главный источник утешения и радости.

2. Потеря интереса к реальному миру. Прежние хобби, спорт, встречи с друзьями уходят на второй план. Виртуальное общение заменяет живое.

3. Пренебрежение обязанностями. Учеба, домашние дела откладываются, выполняются спустя рукава, а иногда и вовсе остаются в игноре. Главное – успеть на очередной стрим или провести время в чате.

4. Ложь о времени, проведенном онлайн. Ребенок начинает скрывать, сколько часов он на самом деле просидел в сети, ложился ли он сегодня спать.

5. Проблемы со здоровьем. Бессонница, боли в спине и шее, покрасневшие глаза, головные боли, нарушение питания – частые спутники цифровой зависимости.

«Многие родители приходят с запросом: «Он ничего не хочет!» Но это не так. Он хочет. Но хочет то, что дает ему интернет: быстрых эмоций, легких побед, чувство принадлежности к комьюнити. Мозг подростка устроен так, что он особенно чувствителен к мгновенному вознаграждению. Лайки, новые уровни в играх, одобрительные комментарии – все это вызывает выброс дофамина, гормона удовольствия. Реальная жизнь не может конкурировать с такой скоростью и интенсивностью «награды». Формируется зависимое поведение», – комментирует Валида Якубова.

Проблема не в гаджетах, а в отношениях
«Самая большая ошибка родителей – это демонизировать интернет и пытаться решить проблему силовыми, агрессивными методами, – продолжает В. Якубова. – Просто забрать телефон – это как заклеить пластырем глубокую рану. Это вызовет только агрессию, протест и разрушит остатки доверия между вами и ребенком».
По словам психолога, корень проблемы часто лежит не в виртуальном, а в реальном мире.

Спросите себя: что интернет дает вашему ребенку такого, чего он не находит в семье или кругу сверстников? Признание? Понимание? Возможность быть собой, не боясь осуждения? Возможно, ему не хватает общения с вами, или он испытывает трудности в школе, а сеть становится его убежищем. Прежде чем бороться с симптомами, нужно понять причину.

Куда бежать? Помощь в Шымкенте!
Если вы осознали, что ситуация вышла из-под контроля, и вам нужна профессиональная поддержка, то в Шымкенте есть куда обратиться.
Школьный психолог. Это первая и самая доступная инстанция. Специалист сможет провести первичную диагностику, поговорить с подростком и дать рекомендации родителям.

Городской психологический центр. В Шымкенте работают как государственные, так и частные центры, где можно получить консультации клинического психолога или психотерапевта. Специалисты помогут выявить глубинные проблемы, поработать с тревожностью и депрессией, научат ребенка навыкам самоконтроля.
Кабинет психолого-педагогической коррекции. Здесь работают с детьми, имеющими различные проблемы, куда относится и интернет-зависимость. Общественные организации и телефоны доверия. Часто там работают волонтеры, готовые выслушать и направить в нужном направлении.

Справка Рабата: Номер телефона доверия для детей и молодежи 111

«Не стесняйтесь обращаться за помощью, – призывает Валида Якубова. – Это не признак слабости, а проявление родительской ответственности. Иногда несколько сеансов семейной терапии способны кардинально изменить атмосферу в доме и показать подростку, что его понимают и ценят в реальности».

Спасательный круг: как предотвратить беду?
Лучшее лечение – это профилактика. И начинаться она должна не тогда, когда ребенок уже не выпускает из рук гаджет, а с самого раннего возраста.
Личный пример. Бесполезно требовать от ребенка отложить телефон, если вы сами не расстаетесь с ним. Устраивайте «цифровой детокс» для всей семьи: час в день без телефонов, прогулки в парке, настольные игры, совместный поход в кино.
Альтернатива, а не запрет. Нельзя просто забрать интернет и оставить вакуум. Предложите интересную замену. Запишите ребенка в спортивную секцию, творческий кружок, организуйте совместный поход с палаткой на выходные. В Шымкенте огромное количество возможностей – от бассейнов и скалодромов до IT-школ и художественных студий. Помогите ему найти увлечение, которое зажжет его глаза в реальном мире.

Доверительное общение. Разговаривайте с подростком. Не допрашивайте, а именно разговаривайте. Интересуйтесь его жизнью, в том числе виртуальной. Кто его друзья онлайн? В какие игры он играет? Что интересного он увидел в сети? Станьте для него проводником, а не контролером.

Четкие правила игры. Договоритесь о времени, которое можно проводить в сети. Например, 1,5-2 часа в будни и 3-4 – в выходные. Используйте технические средства: таймеры, функции родительского контроля. Но правила должны быть разумными и соблюдаться всеми членами семьи.

Создавайте традиции. Совместные ужины без гаджетов, выезды на природу в окрестностях Шымкента, поход в кафе – все это создает прочную эмоциональную связь и показывает подростку, что в реальной жизни есть много прекрасного.

Цифровая гигиена и осознанное потребление
Вместо того чтобы просто ограничить время, научите ребенка, как и зачем использовать интернет? Сделайте его союзником в этом процессе.
Проведите совместный «аудит» подписок. Сядьте и вместе посмотрите, на кого подписан подросток в соцсетях. Спросите: «Этот блогер делает тебя счастливее или ты просто листаешь его ленту от скуки? Какие эмоции ты получаешь от этого контента?» Это учит рефлексии.

Объясните алгоритмы. Расскажите простыми словами, как работают соцсети и YouTube: они разработаны, чтобы удерживать ваше внимание как можно дольше. Осознание, что тобой манипулируют, – это мощный инструмент для формирования критического мышления.

Введите цифровой детокс для всей семьи. Не как наказание, а как веселый челлендж. Например, воскресенье без Wi-Fi. Вместе придумайте, чем заняться: настольные игры, большой семейный ужин с совместным приготовлением, поездка на природу. Цель – показать, что мир не рухнет без постоянного подключения, а время можно проводить иначе. И это здорово!

Создайте ритуал входа и выхода. Объясните, что заходить в интернет без цели – это все равно что открывать холодильник, когда не голоден. Перед тем как взять телефон, нужно спросить себя: «Зачем я это делаю? Проверить сообщение? Посмотреть конкретное видео?» А после завершения задачи надо осознанно выйти из приложения, а не бесцельно листать ленту еще полчаса.

История Алихана, с которой мы начали, закончилась благополучно. Его родители вместо скандалов предложили ему вместе записаться в секцию футбола, о которой он когда-то мечтал. Сначала он бурчал, но после первого же занятия пришел с горящими глазами. Теперь его жизнь – это не только пиксели на экране, но и реальные, крутые вершины, которые ему покоряются. А самое главное – это поддержка его команды и его семьи.

Интернет – это не враг, а часть нашей жизни. Наша задача – не оградить от него детей, а научить их жить в двух мирах одновременно, чтобы виртуальная реальность не заслоняла собой ту, что за окном, полную красок, звуков и настоящих человеческих эмоций.

Словарь Рабата
Мессенджер – это программа для мгновенного обмена текстовыми сообщениями, аудиозаписями, фотографиями и другими мультимедиа между зарегистрированными пользователями через интернет.

Детокс – это процесс очищения организма от токсинов и накопившихся продуктов обмена. Цифровой детокс – это временный сознательный отказ от использования смартфонов, компьютеров, планшетов и других устройств с целью снятия стресса, погружения в реальное общение, творчество, сон или работу.

Челлендж – это совершение какого-то действия и привлечение к его повторению других людей. Дословно переводится как «вызов», «испытание».
Пиксель – это маленькая точка с определенным цветом и яркостью. Она составляет изображение на экране электронного устройства.
Стрим – это прямая трансляция в интернете.
Комьюнити – это сообщество людей, объединенных общими интересами, ценностями или целями.
Wi-Fi (вай-фай) – это технология беспроводной передачи данных между устройствами.

 

Жанна КУРМАНБЕКОВА