История Шымкента. Парки…

5401
Шымкент. Центральный парк. 2013 г.

В ГОРОДСКОМ САДУ ИГРАЕТ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР

… К пяти вечера по центральной дорожке проходил «поливальщик» – старик, толкающий перед собой тележку с ведрами, до краев наполненными водой. Он разбрызгивал воду аккуратно, чтобы она не проливалась за пределы дорожки, а равномерно прибивала пыль. За поливальщиком тянулись пары: разновозрастные, разномастные. По свежевымытой дорожке шаркали грубые сапоги и галоши, цокали изящные туфельки на венском каблучке и едва касались в щегольской походке начищенные до сумасшедшего блеска штиблеты. На дорожку опирались трости и пики воздушных кружевных зонтов…

Центральный парк. 2013 год
Центральный парк. 2013 год

Рабочие и служащие, старая дореволюционная интеллигенция и прогрессивная молодежь в лихо заломленных фуражках – все к пяти часам пополудни спешили в городской общественный сад. А на углу у входа спешащих в сад заставляла остановиться будка, где из окошка всегда улыбающийся старый еврей предлагал угоститься стаканчиком ледяной газировки.

Кто-то получал из рук продавца до краев заполненный обычный стеклянный стакан, а кто-то удостаивался и великолепного хрустального бокала. Критерии выбора у старого продавца были свои. Никто и никогда не узнал, почему так и не испил из хрусталя… Ровно в пять все замирали, специально для того, чтобы услышать первые аккорды знакомой мелодии – казалось, что в воздухе слышен взмах дирижерского жезла… Вот оно! С Николаевской улицы на дорожку сворачивал духовой оркестр! И уже переполнены лавки амфитеатра, узкие садовые тропинки заполнены до отказа, и даже на дальних скамейках «где сидишь ты… нет свободных мест…»

Шымкент. Центральный парк. 60-80-e гг.
Шымкент. Центральный парк. 60-80-e гг.

К 1890 году уездный город Чимкент обзавелся двумя общественными городскими садами. Во время строительства в 1885 году «нового города» (как тогда назывался пятачок, ограниченный Николаевской, Мещанской, Степной и Садовой улицами) уездный начальник издал указ, в котором распорядился «…при планировании центральных улиц два квартала выделить под общественный городской сад… Строительство сада осуществлять с ведома и под наблюдением городского архитектора…»
А в 1886 году жители «Русской слободки» – района Чимкента, расположенного на юго-востоке от крепости, рядом с Кочкаратой, – заложили еще один общественный сад и назвали его «Черняевский».

Никольский церковный парк, который даже коренные чимкентцы считают самым старым в городе, появился много позже, когда заканчивалось строительство Никольского кафедрального собора. Церковный архитектор Мацевич посчитал, что негоже собору стоять в пустом конце улицы, и первые дубы Соборного сада посадили сами строители. К окончанию строительства храма в 1914 году дубки уже прижились и перед собором зазеленела молоденькая рощица. Управитель земельного отдела Дегтярев ежевечерне вышагивал от своего флигеля до городского сада и разворачивался в сторону церковного, говоря батюшке: «Я письмо написал о расширении городского сада уездному голове, и ты давай, отче, свой расширяй…»

В начале двадцатого века Чимкент насчитывал 11 тысяч жителей, с культпросветучреждениями было тяжеловато: единственная библиотека была платной, а Офицерское собрание – совершенно закрытым клубом. Так что для большинства горожан общественные городские сады стали самым любимым местом отдыха. А куда еще идти как не послушать духовой оркестр или не перекинуться парой фраз со старым евреем-газировщиком, не обсудить новости и просто посплетничать на лавочках городского сада.?А где еще похвалиться новым лаковым ридикюлем или прошелестеть атласом и венским кружевом платья, только вышедшего из-под иглы модного городского портного?

Городские сады… Центры вселенной маленьких уездных городов без праздников и развлечений, центры общения, центры новостей размеренной неторопливой жизни имперской глубинки.

Шымкент. Сквер за драмтеатром. 60-80-e
Шымкент. Сквер за драмтеатром. 60-80-e

Год 1920. Выступая на Сырдарьинском областном партийном съезде, председатель Турккомиссии В. Куйбышев отметил ненадлежащее «досуговое содержание» Чимкента, но молодой Советской республике было не до парков и скверов. И вплоть до окончания Великой Отечественной войны число городских парков и скверов не менялось.

Говорят, что решение устроить парк Победы было принято горисполкомом 9 мая 1945 года, и в этот же день были высажены первые деревца. Документального подтверждения именно этой даты рождения парка, увы, найти не удалось. В 1957 году вместе с Дворцом металлургов был сдан в эксплуатацию и прилегающий парк как подарок жителям нового района. Через десять лет после первомайской демонстрации горожане отправились отдыхать и в новый парк имени 50-летия Октября, в шестьдесят восьмом отдыхающие горожане и мамы с детскими колясками начали обживать уютный сквер имени 60-летия ВЛКСМ (название вот только не прижилось, сквер изначально получил в народе название «Театральный»).

Нынешнему поколению старые названия городских садов, парков и скверов ничего не говорят, за исключением, пожалуй, парков Металлургов и Победы. Но стоит их вспомнить: общественный городской сад по улице Николаевской сегодня – центральный парк на Казыбек би, Соборный сад стал детским парком, а теперь это – «Кен-баба», парк имени 50 лет Октября – многострадальный имени Абая, сквер имени 60 лет ВЛКСМ превратился в «Мир фантазий». От Черняевского сада ничего не осталось – в свое время территорию парка «съели» нынешняя улица Толе би и здание бывшей обувной фабрики «Заря».

…Вычищенные почти до блеска дорожки центрального парка встречают сегодняшних посетителей. На углу, у входа в парк уже не будка с газировкой в хрустальных стаканчиках от старого улыбчивого еврея – обычное кафе с «быстрой» едой. Но входишь внутрь и как проваливаешься: туда – в рассказы бабушек и дедушек, в музейные фонды, в архивные пухлые папки. Эти старые, но крепкие деревья точно видели, как колышутся атласные юбки с венским кружевом, слышали, как цокают изящные каблучки-рюмочки и шаркают грубые кирзовые сапоги. Назвать центральный парк парком нашего детства не получается, этот старый общественный сад пережил не только мое детство, но и счастливые периоды трех поколений моих предков, в этом парке уже выросли мои дети и гуляет по вечерам моя внучка.

Наши парки – центры вселенной нашего города, центры общения теперь уже стремительной, сравнимой разве что со скоростным поездом жизни. Сегодня в Шымкенте пять городских парков плюс замечательный дендропарк и 35 скверов. Сохраним ли мы эти островки, стиснутые в объятиях железобетона? Решать нам. Несколько поколений горожан оставили нам прекрасное наследство.

Шымкент. Центральный парк. 2013 г.
Шымкент. Центральный парк. 2013 г.

Парки, скверы, аллеи, бульвары… Мы используем эти слова практически каждый день. А чем они, все озелененные, друг от друга отличаются?

ПАРК – открытая территория для отдыха, заросшая разнообразной зеленью. Как правило, парки содержатся государством и предоставляются для отдыха всем желающим.

СКВЕР – это та же городская площадь, только с зелеными насаждениями, величиной редко когда более 200 на 200 метров. Когда все городские площади заняты собственно площадями, скверам в жилых и промышленных районах Шымкента приходится ютиться на перекрестках улиц или внутриквартальных участках.

ПРОМЕНАД. Место для прогулок, равно как и саму прогулку горожанина можно назвать заморским словом «променад». Классическим променадом является набережная водного объекта. Променад должен иметь благоустроенный и пригодный для неспешной ходьбы вид и подразумевает некие сопутствующие зеленые насаждения, которые будут услаждать взор гуляющих. В Шымкенте променадом намечается стать набережная Кошкараты.

БУЛЬВАР – это прохожая полоса шириной от 20 до 40 метров, включающая зеленые насаждения и аллею, расположенную вдоль или посередине улицы. Несомненным признаком бульвара являются скамьи для отдыха пешеходов, памятники и прочие развлекательно-постановочные элементы. Застройка не должна его затенять, в то время как зелень обязана надежно изолировать как сам бульвар, так и гуляющих по нему пешеходов от газующих авто.

АЛЛЕЯ (от французского «алле» – «идти») является пешеходной или проезжей дорогой, которую можно отыскать обычно в парке ито у нас – беспорядочная неухоженная поросль из клевера, одуванчиков и прочих сорняков – на самом деле тоже газон (да-да!!!), только мавританский. Косить его надо раз в год и помнить, что история мавританского газона насчитывает 13 веков, а значит, достоверно никто не сможет нас упрекнуть, что шымкентский мавританский газон недостаточно мавританен.

Елена БОЯРШИНОВА

Архивные фото предоставлены ЮКО историко-краеведческим музеем.

Реклама