Действительно, есть у нас в Казахстане такой особый учительский конкурс, где каждый год преподавателей школ и колледжей подвергают пристрастным испытаниям. Здесь педагоги проходят своеобразную аттестацию на предмет профессионализма, здесь же выявляется лучший педагог страны.
Вот и в конце прошлого года были подведены итоги конкурса «Лучший педагог-2024». В нем приняли участие 1 750 преподавателей по самым разным дисциплинам, из которых 64 стали лучшими в своей профессии. Критерии конкурсного отбора были очень высокими. Их знания оценивала республиканская конкурсная комиссия, в которую входили представители различных неправительственных организаций, родительская общественность, журналисты, заслуженные педагоги и представители Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки.
Четыре победителя были из Шымкента. Одна из них – Оксана Владимировна Дмитриева – и является героиней нашей публикации.
Лучшая среди лучших
Первое, на что я обратила внимание: большинство педагогов, вышедших в финал, были учителями-предметниками, то есть в учебных заведениях они преподают знакомые нам с детства предметы: физику, математику, историю, казахский или русский языки, литературу и тому подобное.
Взять хотя бы наших шымкентских победителей, перечислю их поименно: Юрий Петрович Грязнов – учитель физики в специализированной гимназии №8 с обучением на трех языках им. М.Х. Дулати, Майра Осеновна Галиева – учитель казахского языка и литературы в специализированной школе-интернате №2 с обучением на трех языках, Гульмира Шералхан – учитель казахского языка и литературы в школе-гимназии №47 им. Т. Тажибаева.
А вот Оксана Дмитриева пришла на конкурс из мира музыки, точнее, из музыкального колледжа, где преподает, как говорилось в списке участников, некие «специальные дисциплины». Это обстоятельство очень меня заинтриговало. Что значит физика-математика, всем известно, а что такое «специальные дисциплины»? Да еще в музыкальном контексте, это еще надо голову поломать…
Как оказалось, Оксана Владимировна в колледже преподает теоретические дисциплины, к которым относятся теория музыки, гармония, сольфеджио, музыкальная литература, полифония, анализ музыкальных форм… ну и другие малоизвестные для несведущего специальные предметы. Причем настолько специальные, что их смысл на пальцах объяснить нельзя. Вот и у меня мелькнула мысль сомнения: «А как же во всем этом жюри разобралось? Как все это смогли оценить по достоинству неправительственные организации, родительская общественность и отраслевые профсоюзы?»
То есть каким образом эта участница добилась понимания и признания своих заслуг в таком сугубо специфическом деле, как теоретическое, а значит, глубинное знание сложнейшего для человечества явления, каким является музыка во всех ее эстетических, психологических и нравственных аспектах?
Но перейдем к личности самой Оксаны Дмитриевой. В своей обязательной анкете, которую надо было предоставить учредителям конкурса, она кратко рассказала о себе и своих достижениях на музыкальном поприще: «Мой первый конкурс состоялся в шестом классе музыкальной школы в 1989 году. Я стала лауреатом областного конкурса «Юный музыкант», была награждена поездкой на республиканский конкурс. Так началась моя конкурсная деятельность… И тогда я уже твердо знала, кем хочу стать!
В 1990 году с отличием окончила музыкальную школу, поступила в Шымкентский музыкальный колледж, через четыре года окончила его с красным дипломом по специальности «теория музыки» и поступила в Казахскую национальную консерваторию в Алматы. Параллельно начала свою трудовую деятельность, стаж уже насчитывает 32 года. В 2000 году защитила дипломную работу на отлично с присвоением квалификаций «музыковед», «преподаватель фортепиано».
С тех пор провожу огромную методическую работу с преподавателями ДМШ (детских музыкальных школ) и ДШИ (детских школ искусств) в Шымкенте и Туркестанской области. Являюсь одним из организаторов семинаров-практикумов для учителей музыкальных школ и областных олимпиад по теоретическим дисциплинам ДМШ и ДШИ, которые со временем становились все более массовыми. Например, в 2023 году уже было более 80-ти участников.
Постоянно принимаю участие в научно-практических конференциях республиканского и международного уровней (в Астане, Алматы, Рудном, Москве, Дубае, Баку, Ташкенте и др.). На международном форуме в Дубае была удостоена медали Союза педагогов РК. Являюсь рецензентом сборников научно-практических конференций музыкального колледжа г. Шымкента (2023, 2024 гг.).
Являюсь активным участником и членом жюри Республиканского конкурса исследователей музыкального искусства (Шымкент – 2019 г., Костанай – 2021 г., Тараз – 2023, 2024 гг.), а также Международного конкурса педагогического мастерства (Астана – 2023 г.).
Подготовила свыше 20 лауреатов республиканских и международных конкурсов исполнителей в номинациях «Теория музыки» и «Музыкальная литература». Участвовала в международных конкурсах искусств в Праге, Тбилиси, Москве, Таллинне, Гонконге, Вильнюсе, Касабланке, Океании, Польше.
Имею авторские работы по предметам сольфеджио, музыкальная литература, анализ музыкальных произведений, которые используют в качестве учебно-методических пособий на всех ступенях обучения специалиста-музыканта в детских музыкальных школах, детских школах искусств и колледжах искусств. Подготовила методическую разработку «Современные образовательные технологии на уроке музыкальной литературы» (на трех языках)».
Здесь я позволю себе слегка сократить эту обширнейшую анкету, ибо она изобилует специфическими терминами и понятиями, которыми оперирует крепкий профессионал, глубоко погруженный в тему. К примеру, Оксана Дмитриевна разработала научно-методические пособия «Формирование предмета педагогического искусствоведения», «Анализ музыкальных произведений», создала авторские программы «Научно-исследовательская работа» и «Развитие творческих способностей в курсе анализа музыкальных произведений».
Однако и так стало ясно: Оксана Дмитриева – большой труженик и великолепный специалист в своем деле. И строгая компетентная комиссия в полной мере это оценила. Но не стоит думать, что выбор комиссии строился только на прекрасной и впечатляющей анкете.
Каждому участнику предстояло показать и свою практическую работу. Так, например, Оксана Владимировна подготовила два видеоролика с открытых уроков на 15 и семь минут каждый. Написала развернутое эссе «Педагог-музыкант в эпоху современных технологий». Очень, кстати, актуальная сейчас тема – сама бы почитала…
В конце анкеты Оксана Владимировна подчеркнула: «Я являюсь наставником для молодых специалистов, предпочитаю работать в команде. Провожу тренинги для методистов и педагогов колледжа (например, «Эмоциональный интеллект», «Трансляция педагогического опыта»). С удовольствием провожу курсы как для учителей музыкальных школ, так и для преподавателей колледжей. Разрабатываю и читаю курсы по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В воспитательном плане постоянно пропагандирую музыку отечественных композиторов, раскрывая их творчество в конкурсных работах, презентациях, концертных мероприятиях. Являюсь членом Союза композиторов Казахстана».
Свое желание участвовать в конкурсе она объяснила так: «Участие в конкурсном проекте «Лучший педагог-2024» было для меня взвешенным и сознательным решением. Я готовилась к этому конкурсу на протяжении трех лет: проводила активную учебно-методическую работу, разрабатывала творческие проекты совместно с учащимися, применяла лучшие современные практики.
Несомненно, все это открывало для меня новые творческие возможности в моей профессии. И, конечно же, один из главных этапов этого конкурса – проведение открытого урока в Астане на республиканском уровне. Лично для меня участие в проекте – это приобретение колоссального опыта разработки новых творческих подходов и решений в рамках своей профессии».
«Дерзай, и все получится!»
Именно такими неожиданными и неформальными словами Оксана Дмитриева завершила свою анкету. Видимо, таково ее жизненное кредо. Действительно, ознакомившись с основными вехами ее профессиональной жизни, со всеми многочисленными достижениями, трудами и наградами, я согласилась: без творческого горения, стремления к новым вершинам, без смелости преодолеть любые трудности таких успехов достичь просто нельзя.
Еще меня волновал один нескромный вопрос: каким образом юная пианистка, победительница важных областных и республиканских конкурсов вдруг пошла по нелегкой стезе теоретического познания музыки?
Вопрос непраздный. Сама с этим сталкивалась. От таких музыкальных предметов, как сольфеджио или теория музыки, наши пианистки зачастую шарахались как черт от ладана. А уж поступить, причем добровольно, на теоретическое отделение колледжа, а потом и в консерваторию – это было вообще чем-то из ряда вон выходящим…
Я задала этот вопрос Оксане Владимировне, и вот что она ответила: «Все получилось само собой. Я начала заниматься музыкой в студии Дворца культуры цементников, потом по воле обстоятельств перевелась в городскую музыкальную школу №3. Честно говоря, первое время ко мне относились несколько снисходительно: мол, из какой-то студии пришла и все такое… Но тут на меня обратила внимание наша учительница по сольфеджио Наталья Ивановна Юнина. Она сразу распознала во мне природную расположенность к теоретическим дисциплинам. В общем, переориентировала меня в теоретическую плоскость».
Действительно, от педагога очень многое зависит. Только он может вовремя заметить,
выявить, развить и направить способности ученика к тому или иному выбору профессиональной судьбы. Может, именно этим примером до сих пор руководствуется Оксана Дмитриева в своей педагогической работе? Трудной, порой неблагодарной, но всегда благородной по своему высокому миссионерскому предназначению.
Елена Летягина