Помогать только тем, кто в этом действительно нуждается – этому принципу следует частный благотворительный фонд имени Каусбека Турисбекова. И еще один не менее важный принцип фонда – невозможно объять необъятное. Невозможно помочь всем и очень важно определить приоритеты.
Благотворительный фонд Турисбекова начался с разовой помощи. К бизнесменам идут всегда: с просьбой оплатить поездку, ремонт, просто помочь материально, а иногда и от безысходности. Потому что идти больше некуда. Идея помогать целенаправленно и «отчетно» возникла у Аскара Турисбекова в середине нулевых годов, а в ноябре 2008 года частный благотворительный фонд был официально зарегистрирован. Правда, для работы одних документов оказалось недостаточно. А опыта такой работы не было ни у кого.
«Люди, как котята слепые, не знали, каким образом работать, – вспоминает Бахтияр Тлеукабылов, президент фонда. – Мало того, что отсутствие опыта, так еще и примеров никаких, учиться не у кого. Ни одного благотворительного фонда в нашей области нет и не было даже в то время. И никаких законодательных актов, регламентирующих работу подобных фондов, тоже нет. Шли, как говорится, на ощупь».
При первой же возможности сотрудники фонда отправились перенимать опыт. Это был Алматы и три республиканских благотворительных фонда. «Просто приходил к коллегам и говорил: «Помогите, покажите, как работать! – рассказывает Бахтияр. – И никто не отказывал, относились так же, как к своим сотрудникам. Благотворительные фонды не конкуренты друг другу, здесь не деньги поставлены на кон, а люди. И чем больше таких организаций, тем больше помощи мы можем оказать…»
В этих-то командировках и выяснилось, что ни один фонд не может работать без целевой аудитории. Для деятельности любой благотворительной организации необходимо четко определить направленность. «Даже в акиматах есть отделы: социальный, строительный, культурный и прочие, – поясняет президент фонда, – потому что невозможно распыляться по всем сферам, никакого результата от тебя не увидят. И вот был создан попечительский совет, который вместе с учредителем определил направление – дети. Особенные дети и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. У кого-то эти трудности временные, и нужно просто подтолкнуть, помочь перестроить жизнь, у кого-то трудности постоянные. С такими семьями проблема».
… У Актолкын двое детей. Старший ребенок особенный – у мальчика диагноз «ДЦП», но умственное развитие болезнь почти не затронула. Младший – здоровый малыш, скоро пойдет в первый класс. Муж пьет, бьет и периодически уходит из семьи. Женщина отчаянно нуждается в поддержке, ей элементарно не хватает средств к существованию! Правда, есть в этой истории одно серьезное «НО».
«К нам часто обращаются такие мамы, – рассказывает Бахтияр, – только на многие вопросы, которые мы просто обязаны задать, не могут или не хотят отвечать. Спрашиваю, например: «Ваш ребенок обучаемый? Почему мальчик не учится в интернате?» И слышу не ответ, а упрек в черствости: «Да как вы можете – в интернат! Да он же там… (далее перечисляются всякие ужасы)». «Так вы же не насовсем сдаете, – говорю, – а учиться его отправляете. А там и учеба, и общение (как раз от которого ребенок изолирован), и врачи рядом. Вы можете забирать его на выходные и на каникулах. Разве это проблема? А сами на работу устройтесь, так вы больше сможете помочь своему больному ребенку и не обделить младшего…» Нет – и все. Постепенно в разговоре выясняется, что мама знает о том, что, отправив ребенка в интернат, она лишится пособия… И вот тут можно ставить точку в разговоре. Женщина не отправляет ребенка на учебу, потому что это минус 18000 тенге из ее скудного бюджета, не подает на алименты, потому что «чего с непутевого мужа возьмешь», не видит перспективы в том, чтобы устроиться на работу и, соответственно, получать больше, чем нищенское пособие по инвалидности. Просто она считает, что ей все должны…»
После наплыва подобных требований о помощи в фонде было принято решение не работать с индивидуальными заявками и просьбами.
Кауысбек Турисбеков родился в 1924 году в ЮКО. Участник Великой Отечественной войны, победу встретил в Румынии в 1945 году, окончательно демобилизован в 1949 году. За время работы возглавлял «Совнархоз» области, руководил састюбинским цементным заводом, был первым секретарем Чардаринского райкома партии Чимкентской области, был членом пленума обкома партии, ЦК компартии Казахстана и делегатом XXIII съезда ЦК КПСС.
Современники Кауысбека Турисбекова говорят о нем как о преданном своему делу человеке, прекрасном хозяйственнике и организаторе. Кауысбек Турисбеков никогда не забывал об односельчанах – помощь им оказывалась по первой просьбе. Никто не уходил из кабинета Турисбекова с нерешенным вопросом. Если нужна была его помощь – Кауысбек первым протягивал руку.
Кауысбек Турисбеков умер в 1977 году после продолжительной болезни. Его именем назван сельский округ в Шардаринском районе, где родился и практически всю жизнь проработал Кауысбек Турисбеков. Внук знаменитого деда Аскар Турисбеков создавал частный благотворительный фонд в честь своего деда, имя которого по сей день уважительно вспоминают в Южном Казахстане.
Сегодня в фонд обращаются общественные объединения. «А по-другому не получается, – говорит Бахтияр. – Сегодня у нас в области столько общественных объединений, члены которых совершенно верно считают, что сила в единстве. И эти объединения могут решать часть своих проблем. Если им не под силу сделать что-то самостоятельно, обращаются к нам в фонд. И знаете, что удивительно, представители общественных объединений приходят совсем не за продуктами и деньгами для нуждающихся. Вот одному обществу на трубы не хватало – отопление в библиотеке провести. Были ребята, которые попросили изыскать средства на приобретение швейных машинок для двух нуждающихся семей – мамам малышей-инвалидов нужна была надомная работа. И она есть, только оборудования не было. В этом наш фонд обязательно поможет…»
ЮКО занимает первое место в республике по количеству детей, проживающих в детских домах и обучающихся во вспомогательных интернатах. Всего интернатов в Шымкенте и районах семнадцать. Именно на них брошены основные силы благотворительного фонда. И опять же, основные поставки – не еда и одежда. Львиная доля помощи – спортивный инвентарь, книги, познавательные, развивающие и настольные игры, предметы гигиены. Часто возникает нужда в фотоаппаратах и телевизорах. Сотрудники фонда нацелены на организацию свободного времени детей, это и мастер-классы, и различные соревнования, и встречи с интересными людьми. И зачастую особенным детям такие мероприятия нужны больше, чем все остальное. «У ребенка в семье есть определенный круг общения, даже если семья маленькая, – рассказывает президент фонда, – любой школьник общается с родителями своих друзей, это разные люди, разные мировоззрения. Папа друга увлекается спортом, а в его семье все женщины вышивают или вяжут. А кто-то книги запоем читает. И у ребенка формируется полезная среда общения, что-то он впитывает, что-то нет. Мы в обычных семьях этого даже не замечаем. А детишки, которые постоянно находятся в кругу себе подобных, такой возможности не имеют. И любая встреча с посторонним, с человеком не из их мира – событие! Посмотрите на них, когда в «Ладушках», например, повара устраивают с ними дни совместного творчества. Сразу видно, что дети не домашние – никакой скуки, интерес неподдельный, восторг искренний. У них нет пресыщения общением и никогда не будет…»
Фонд Турисбекова старается проводить объединенные акции и привлекает к этому сразу по несколько предприятий и организаций. Если в первые годы работали по принципу «мы молодцы, мы это сделали сами», то сегодня радость приходит от вовлечения в процесс большого количества людей. Интерес детей к совместным проектам уже «почувствовали» на себе многие предприниматели Шымкента. И желающих поучаствовать в акциях фонда имени Турисбекова стало значительно больше. Поначалу акции проходили исключительно на средства, выделенные учредителем, а сейчас, по прошествии семи лет, бизнесмены сами предлагают свои услуги. «И так часто бывает, – делится успехами Бахтияр, – если бы мне несколько лет назад сказали, что благотворители будут приходить сами, я бы ни за что не поверил. А теперь вижу: добрых людей больше! И если вы думаете, что это большой бизнес, то ошибаетесь. В благотворительности участвуют все – и те, кто может дать миллион, и те, кто просто сэкономил десять-двадцать тысяч тенге и готов ими поделиться. Строительные компании обращаются: «У нас тут краска есть и линолеум залеживается… Никому не нужно постелить-покрасить, побелить? А может, что-то отремонтировать?» И теперь уже наша задача найти наиболее нуждающегося. Всегда рады обновлению в коррекционных классах восемнадцатой школы Шымкента. Эти классы находятся в здании бывшего детского сада, места не хватает и всегда нужно что-то достроить, расширить, пристроить, отремонтировать…»
Многие шымкентцы участвуют в деятельности благотворительного фонда, опуская свои деньги в боксы для сбора средств, установленные в крупных торговых центрах, магазинах и ресторанах города. К слову, это единственные законные ящики для сбора пожертвований на территории области. А на каждом ящике стопка флайеров с отчетами о том, на какие нужды были потрачены собранные средства. И перечень добрых дел, совершенных обычными горожанами, поверьте, внушительный. Как говорится, с миру по нитке…
Елена БОЯРШИНОВА