Три года назад на Украине началось то, что вошло в историю как «Второй майдан». Самое время вспомнить, почему и как он начинался и что получилось в результате.
МАЙДАН И ПЕРЕВОРОТ
Избранный 14 февраля 2010 г. президентом Украины глава «Партии регионов» Виктор Янукович шел к власти с программой дать больше свободы регионам, сделать страну внеблоковой, превратить ее в привлекательное для инвестиций государство, наладить равноправные и взаимовыгодные отношения с Россией. Однако вместо всего этого 1 июля 2010 г. был принят закон «Об основах внутренней и внешней политики», который гласил, что главная цель Украины – стать сначала ассоциированным, а потом и действительным членом Европейского союза. Последующие 2,5 года в стране нагнетали психоз о необходимости «евроинтеграции». Хотя все расчеты абсолютно точно и убедительно доказывали отличные перспективы для Украины при ее интеграции в Таможенный союз, власти жестко контролировали, чтобы с утра до вечера по всем радио- и телеканалам шла только одна песня: «Украина – це Европа!».
И вдруг 21 ноября 2013 г. неожиданно для всех правительство принимает решение о приостановке подписания соглашения с Евросоюзом. Президент просто испугался: ему наконец-то объяснили, что «ассоциированное членство» вовсе не значит, что страну скоро пустят в Европу. Турция, например, числится таким «членом» уже 50 лет, но в Европу ее так и не пустили, в таких же членах гордо ходит, например, Чили, где, впрочем, не кричат: «Чили – це Европа!». На стол Януковичу положили четкие цифры, говорящие, что украинская продукция на европейском рынке неконкурентоспособна и, если Украина войдет в зону свободной торговли с ЕС, наступят неотвратимый дефолт и экономическая катастрофа.
Уже через два дня оппозиция созывала людей на «майдан». Собираться на майдане, то есть на главной площади, чтобы высказать властям свое недовольство, – давняя народная украинская традиция.
Яценюк, Кличко, Тягнибок, Порошенко день и ночь надрывались, уверяя народ, что от ассоциации с Европой Украина получит невиданные блага, что она станет цивилизованной европейской страной, в которой будут обеспечены все права и свободы человека, все европейские социальные стандарты, что случится резкое повышение зарплат и пенсий, всех социальных выплат до европейского уровня.
После 2,5 года европейской пропаганды народ охотно поверил в то, что соглашение нужно подписывать, а если Янукович его не подпишет, то он и есть главный враг.
Привезли людей с Западной Украины, которые оголтело орали: «Геть!» – и исполняли дикий танец «Кто не скаче – тот москаль!». Начались кровавые столкновения со спецназом «Беркут». Всем руководили США, а позже – покорный ему Евросоюз. Делать вид, что майдан пробуют разогнать, Януковичу разрешали, но разгонять – запрещали категорически, «Беркут» получил команду «не оказывать силового сопротивления». Все телеканалы показывали, как звероподобные громилы из «Беркута» лупят дубинками невинных людей, которые за свободу, но, как беркутовцев избивают и убивают булыжниками, цепями, битами, жгут «коктейлями Молотова», никто не показывал.
В декабре майданщики захватили весь центр Киева, в феврале – контролировали уже всю столицу. Для накала ненависти неизвестные снайперы убивали без разбора и майдановцев, и милиционеров. На западе Украины боевики захватили милицейские и военные склады с оружием и в атаку на парламент – Верховную раду – 18 февраля пошли уже вооруженными.
21 февраля Янукович подписал с лидерами майдана соглашение «Об урегулировании политического кризиса на Украине», гарантами которого стали министры иностранных дел Германии, Франции и Польши. В соглашении предусматривалось, что всех, связанных с майданом, амнистируют, оппозиция разоружается, правительственные силовики только защищают здания органов власти. Немедленно создается правительство народного согласия, меняется Конституция и уравновешиваются полномочия президента, правительства и парламента, через 6-8 месяцев проводятся новые президентские выборы по новым избирательным законам.
Ничего этого не случилось, а произошел просто вооруженный переворот. Президент под угрозой смерти бежал из страны, правительство согнали и заменили своим, как и парламент.
ИТОГИ МАЙДАНА
Майдан верил в то, что Украина – великая держава, а будет еще более великой. Однако когда жители Крыма услышали, что Бандера – их национальный герой и что надо «Москалей на ножи!», они быстро проголосовали на референдуме за присоединение к России. А когда Донбасс узнал про отмену на его территории русского языка и про «Украину для украинцев!», поднялся и он. Кроме того, ему было ясно, что если Украина разорвет с Россией хозяйственные связи, то Донбасс разорится, потому что он почти полностью завязан на Россию. В результате началась гражданская война, в которой, по оценкам специалистов, уже погибли 40 тысяч человек, сотни тысяч ранены, 2 млн. стали беженцами.
Майдан верил в скорый расцвет экономики. Однако ВВП страны теперь упал примерно на четверть, причем промышленность – уже чуть ли не в два раза. Украина скатилась почти до уровня 1990 г.: за три года уничтожено все, что было создано за прошлые 23 года.
По данным ООН за 2015 г., по размеру ВВП на душу населения экономика Украины – 113-я в мире (ниже Монголии и Албании). Для сравнения: 54-я страна в этом списке – Аргентина, 55-я – Россия, 57-я – Польша, 59-я – Казахстан, 60-я – Хорватия, 61-я – Венгрия, 65-я – Бразилия, 66-я – Турция. По уровню жизни Казахстан выше Украины в 3,4 раза (в 1991 г. Украина превосходила Казахстан примерно в 2 раза). И когда казахстанцы, имеющие украинских родственников, рассказывают, что, мол, нормально на Украине народ живет, все-таки нужно иметь в виду эти ооновские цифры.
С зимы 2014 г. национальная валюта, гривна, обесценилась по отношению к доллару в три раза. В 2015 году Украина стала чемпионом мира по инфляции: годовой рост цен в стране достиг 43,3%. Уровень безработицы среди молодежи в возрасте до 25 лет – 23%. 7 млн. украинцев – то есть примерно каждый шестой житель страны – уехали на заработки или в Россию, или в Европу. И как недавно обмолвился Михаил Саакашвили, который был при президенте Януковиче, для восстановления уровня экономики понадобится 15 лет.
Цена на газ для муниципальных предприятий выросла на 50%, для частных потребителей – в два раза, электричество подорожало на 40%. В планах правительства – приватизировать все шахты, отменить все субсидии предприятиям, отменить льготы для предприятий ЖКХ и транспорта, отменить государственную поддержку родов, школьного бесплатного питания и учебников.
Майдан хотел в Европу. Через три года Украина значительно дальше от Европы, чем при Януковиче. Заветной мечтой простого майдановца было: «Дайте мне безвизовый режим с Европой, а я уж работу и в Англии найду, и детей своих там учиться пристрою». Однако пока по Украине бродят толпы вооруженных бандитов, Европа не торопится пускать украинцев к себе. Хотя все время обещает. На последнем саммите ЕС – Украина на прошлой неделе опять обещали.
Майдан призывал покончить с коррупцией, со сращиванием политиков с крупным бизнесом. Но как так получилось, что, по данным английской корпорации ВВС, только за первый год у власти Петр Порошенко стал богаче в семь раз. Фактически на Украине произошло перераспределение собственности от одних олигархов к другим, идет дальнейшее разграбление государства. Как воровали при Януковиче, так и воруют, изменились только фамилии, но воруют значительно больше, чем раньше.
Майдан говорил о верховенстве закона, о справедливых судах, о правах человека. Результат: указ Порошенко от 4 ноября 2014 г. о приостановке действия Европейской конвенции по правам и основным свободам человека. Тысячи чиновников подверглись «люстрации», многие из них буквально брошены в мусорные ящики. Когда «неправильных» людей просто убивают на улице, на выборах бьют «неправильных» кандидатов в депутаты, судьи боятся выносить «неправильные» приговоры, ведь их тоже могут избить или убить.
Майдан отнял у страны силы. Независимость Украине давала интеграция с постсоветскими странами. Страна производила, торговала с ними и получала деньги. Теперь она не будет ничего производить, а деньги дает только МВФ, да и то уже неохотно. Стране навязана чуждая ей западная экономика, культура и идеология. Нынешняя власть уверенно разрушает само государство.
Два недавних факта. Во-первых, по украинской статистике, за последние полгода население стало есть на 20 % меньше. Во-вторых, по официальной же статистике, за три последних года уровень преступности в Киеве вырос на 40 %, причем разбойных нападений – на 68 %, убийств – на 165 %, общая раскрываемость преступлений – на 17 %.
Если новый американский президент Дональд Трамп (уже сказавший, что «Украина с Техасом не граничит») действительно потеряет к ней интерес как к стране, удобной только для того, чтобы противостоять и вредить России, вполне вероятен вооруженный нацистский переворот, а потом развал страны на те куски, из которых она когда-то склеивалась.
В общем, доскакались…
УРОКИ МАЙДАНА
1) Игры в национализм еще никого и никогда до хорошего не доводили. Идея поддерживать только свой народ и для этого гнобить другие всегда приводит к тому, что свой народ больше всего и пострадает.
2) Попытка свергать не нравящуюся тебе власть с помощью оружия, через кровь тоже очень редко приводит к хорошим результатам. Государство слабеет, появляется множество «революционных» бандитов, которые сами норовят стать властью.
3) Если экономика говорит, что нужно производить и торговать, а идеология наоборот, и эта идеология побеждает экономику, то стране и ее населению от этого только хуже.
Сам украинский народ – очень жалко. Народ-то работящий, талантливый, просто «повелся» на революционную националистическую дурь. Которую рано или поздно все равно преодолеет. И будет жить хорошо.
Михаил КУПЕРИН