В законодательство РК о торговой деятельности внесены изменения. Каких именно статей это коснулось, об этом нам рассказал руководитель отдела защиты прав потребителей Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по городу Шымкенту Марат Тулебаев.
700 ПОПРАВОК!
Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым 2 апреля 2019 года был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» № 241-VI ЗРК.
Законом внесены изменения в 57 нормативно-правовых актов, в том числе в 11 Кодексов и 46 Законов, т.е. это порядка 700 поправок, направленных на:
создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и привлечение инвестиций в сферу торговли;
совершенствование налогового и таможенного администрирования;
совершенствование электронной и биржевой торговли, а также торговли в сфере агропромышленного комплекса;
дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности с государствами – членами Евразийского экономического союза;
сокращение теневого оборота в экономике за счет развития безналичных платежей и введения системы маркировки и прослеживаемости товаров;
улучшение бизнес-климата, оцениваемого международным рейтингом «Doing Business»;
усиление деятельности антимонопольного органа, усиление защиты прав потребителей;
совершенствование судебных взаимоотношений между бизнесом и государственными структурами.
ВЫЕЗДНАЯ ТОРГОВЛЯ – НА РЕШЕНИЕ АКИМАТА
В частности, решены проблемы выездной торговли. К примеру, акиматы наделены компетенцией по утверждению маршрутов для осуществления субъектами бизнеса «торговли на колесах».
ЧТО ДОБАВИЛИ К «НЕВОЗВРАЩЕНЦАМ»?
Что касаемо рядовых потребителей товаров (работ, услуг): возросло число групп товаров, законодательно не подлежащих обмену и возврату (пункт 1 статьи 30 Закона РК «О защите прав потребителей»). К существующим пяти «невозвращенческим»:
1) лекарственные средства и медицинские изделия;
2) нательное белье;
3) чулочно-носочные изделия;
4) животные и растения;
5) метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, мех искусственный, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленка, клеенка;
6) абонентское устройство сотовой связи.
То есть абонентское устройство сотовой связи надлежащего качества нельзя вернуть или обменять на аналогичный (иной) товар в течение 14 дней, если оно по размеру, цвету, комплектации или иным параметрам не соответствует требованиям потребителя, даже если товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства и т.п.
К данному виду товаров относятся не только сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, но и другие средства связи индивидуального использования, формирующие сигналы электрической связи для передачи или приема заданной абонентом информации и подключаемые к сети оператора сотовой связи, не имеющие постоянного географически определяемого местоположения в рамках обслуживаемой территории, работающие в сетях сотовой связи.
НЕ ВСЕ ТАК ОДНОЗНАЧНО
Однако, данная норма не распространяется на абонентские устройства сотовой связи, не соответствующие требованиям, установленным техническими регламентами, документами по стандартизации, в том числе выпущенные с нарушением прав интеллектуальной собственности, например, в отношении контрафактных смартфонов. Как и раньше, продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат такого товара независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение 30 календарных дней со дня его приобретения с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар.
«А СМАРТФОН-ТО НЕ КАЧЕСТВЕННЫЙ!»
Остается прежней норма, касающаяся обмена и возврата абонентского устройства сотовой связи ненадлежащего качества. Например, если в купленном вами смартфоне выявлен недостаток, который является следствием заводского брака, то в таких случаях потребитель имеет право предъявлять претензию с требованием по обмену, возврату или ремонту товара в течение гарантийного срока.
Наряду с этим, потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возмещения причиненных ему убытков, если он при совершении покупки поставил в известность продавца о конкретных целях приобретения товара, но вследствие предоставления продавцом неполной, недостоверной и несвоевременной информации купил товар, не обладающий необходимыми ему свойствами.
Нельзя забывать, что потребителю должны быть предоставлены сертификаты соответствия или декларация о соответствии, в том числе импортного товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия (пункт 6 статьи 25 Закона РК «О защите прав потребителей»).
Внесенная законодателем новая норма устанавливает, что при возврате потребителю уплаченных за товар денег продавец (изготовитель) не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет не производится.
При расторжении договора расчеты с потребителем производятся исходя из цены товара на момент покупки. То есть, к примеру, если вследствие выявления в купленном товаре заводского брака потребителем было предъявлено требование о расторжении договора купли-продажи, то продавец обязан вернуть потребителю ту сумму денег, которая была оплачена при покупке товара, независимо от повышения или понижения стоимости аналогичного товара в магазине на момент расторжения договора. При этом, продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и/или возвратом некачественного товара.
ВАШИХ ПРАВ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ!
В случае нарушения прав потребителя он вправе обратиться с жалобой в торговую организацию, общественные объединения по защите прав потребителей, а также вправе обратиться за консультацией в Департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по городу Шымкенту на телефон «горячей линии» 8 (7252) 53-55-15.
В случае необходимости потребитель вправе обратиться в суд. Потребителю не следует бояться защищать свои права и законные интересы.
Граждане! Будьте грамотными потребителями.